Человеческие расы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 01:09, реферат

Описание работы

Ныне учёными делаются попытки установить «генетические расстояния» между расами и рассчитать время их расхождения. Так, на основании изучения групп крови у представителей разных рас было вычислено время дивергенции между большими расами. Европеоидная ветвь отделилась от негроидной около 39 тыс. лет назад, а расхождение монголоидов и европеоидов произошло 33 тыс. лет назад.

Работа содержит 1 файл

Человеческие расы.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

На протяжении десятков тысячеле­тий шла и метисация (смешение) рас. Места, где в доколониальную эпоху этот процесс отличался особой активностью, - Судан, Восточная Африка, Индия, Индонезия, Индоки­тай, Микронезия, Средняя Азия, За­падная Сибирь, нагорья Алтая и Саян. Самые крупные масштабы смешение приняло при колонизации в Цент­ральной и Южной Америке. В Мексике ныне около половины населе­ния – метисы, рождённые от браков между индейцами и европейцами. Схожая картина в Колумбии, а ещё более пёстрая – на Кубе.

В зонах соприкосновения и дли­тельных контактов представителей разных рас их черты передавались потомкам в различных сочетаниях. В Средней Азии встретились монго­лоиды и европеоиды, сформирова­лись антропологические типы с до­вольно сильным развитием бороды и эпикантусом – кожной складкой верхнего века у внутреннего угла гла­за, прикрывающей слёзный бугорок. Это, например, характерно для неко­торых групп туркменов. А вот у шор­цев, на Алтае, борода слабо развита, эпикантус редок. Такие различия объ­ясняются разностью исходных типов. При смешении рас большинство при­знаков носит промежуточный харак­тер, однако иногда преобладает ка­кой-либо из крайних, классических, вариантов. Так, на Юкатане у метисов, происходящих от индейцев майя и испанцев, волосы преимуществен­но жёсткие, как у всех майя.

Большая часть поздних расовых типов сформировалась на протяжении двух-трех последних тысячелетий в результате смешения и изменения каких-то исходных признаков.

 

 

БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ РАСЫ

Антропологический состав населения земного шара очень сложен. По степени анатомического и физиологическо­го сходства, географическому распространению и древности происхождения российские антропологи выделяют три большие расы и несколько малых.

Экваториальная (австрало-негроидная) раса характеризуется тёмным или очень тёмным цветом кожи, волос и глаз, волнистыми или курчавыми волосами. У её представителей (за исключением австралийцев) слабо разви­тый  третичный  волосяной  покров, – т. е. волосы, растущие на лице и теле, широкие слабо выступающие носы со средним или низким переносьем и по­перечно расположенными ноздрями, толстые оттопыренные губы. Среди представителей этой расы как самые высокорослые на земном шаре люди (нилоты), так и самые малорослые (негрилли).

К экваториальной расе относится коренное население Африки к югу от тропика Рака, некоторые группы в Ин­донезии, Новой Гвинеи, Меланезии и Австралии. Наиболее темнокожие и низкорослые живут в экваториаль­ных тропических лесах; более светло­кожие и высокорослые – в пустынях и саваннах.

Самые многочисленные в Афри­ке группы населения, обитающие в са­ванне и прилесной зоне, относятся к негрской малой расе. Яркие её пред­ставители – суданские негры. У них тёмно-коричневый или шоколадный цвет кожи, жёсткие, закрученные спи­ралью волосы на голове при слабо раз­витом волосяном покрове на лице и теле, нос широкий в крыльях, с пло­ским переносьем, губы толстые, как бы вывернутые. Челюсти и зубы обычно сильно выступают вперёд. Разрез глаз широкий. Тело относительно короткое, руки и ноги длинные.

Представители другой малой расы, бушменской, сосредоточены в пустынных и полупустынных районах Южной Африки. Кожа у них желтовато-бурая, глаза тёмные, как и волосы. Последние спирально завиты и медленно растут в длину. Волосяной покров на теле и лице слабый. Разрез глаз меньше, чем у представителей негрской расы, хоро­шо развита складка верхнего века, даже встречается эпикантус (кожная складка верхнего века у внутреннего угла глаза). Отличительная черта – сильный изгиб позвоночника в поясничной области в сочетании со значительным жироот­ложением на ягодицах, особенно у женщин. Ещё один специфический при­знак – морщины, рано покрывающие лицо. К бушменской расе относят буш­менов и готтентотов. Некоторые антро­пологи выделяют её в самостоятельную большую расу, наравне с негроидами.

Негрилли (негрильская paca, или африканские пигмеи), отличаются от негров очень малым ростом (не бо­лее 150 см) и сильно развитым третич­ным волосяным покровом. Носы у них ещё шире, чем у представителей негрской расы, с уплощённым перено­сьем и иногда выпуклой спинкой носа, губы более тонкие.

Океанийские австралоиды также включают в себя три малые расы: австралийскую, меланезийскую и веддоидную. Первая представлена коренным населением Австралии. Кожа у австра­лийцев тёмная, но светлее, чем у негров. Волосы – от коричневых до чёр­ных. Интересно, что у представителей этой малой расы, проживающих в пу­стынях Западного плато, нередко рож­даются светловолосые, почти белоку­рые дети. С возрастом их волосы темнеют. Глаза австралоидов сильно пигментированные, глубокопосаженные, с большим разрезом. Губы средней толщины, челюс­ти выступающие. Нос очень широкий в крыльях, с очень низким переносьем. Волосяной покров на лице развит хорошо, а на теле – умеренно. Рост средний и выше среднего. Некоторые исследовате­ли также рассматривают эту расу как большую.

Меланезийская малая раса распро­странена на Новой Гвинее и островах Меланезии. Обособленность друг от друга островов и горных долин приве­ла к тому, что группы населения в этих регионах отличаются большим разно­образием. В целом у представителей меланезийской расы чаше, чем у авст­ралийцев, встречаются курчавые воло­сы, рост у них меньше, волосяной по­кров на лице и теле выражен слабее.

Для веддоидной малой расы ха­рактерны, в отличие от австралий­ской, слабо развитый третичный воло­сяной покров, менее широкий нос, умеренный прогнатизм (заметное выступание челюстей вперёд). Нос в кры­льях несколько уже, переносье не столь низкое. У представителей этой расы меньшие размеры головы и лица, рост ниже среднего. Они точно умень­шенный вариант людей, относящихся к австралоидной расе. Веддоиды – одни из первых жителей островов Ин­донезии и Южной Индии.

Европеоидная (европейско-азиатская) раса чрезвычайно многочислен­на и разнообразна по составу, цвет ко­жи у её представителей бывает от очень светлых до смугловатых оттен­ков, глаза и волосы у большинства тём­ные, хотя встречаются и совсем светлые (на северо-западе и северо-востоке Европы). Волосы на голове мягкие, волнистые или прямые, волосяной по­кров на теле, как правило, достаточно развит. Нос узкий, прямой или с гор­бинкой. В северных районах немало курносых. Лицо узкое, скулы и челюс­ти мало выдаются. Губы тонкие или средней толщины.

Европеоиды – одна из самых боль­ших групп человечества – лучше все­го изучены, поскольку антропология как наука зародилась именно в Европе. Выявлено, например, что жителей по­бережья Балтийского моря отличают наиболее светлые волосы и глаза. Сре­ди южных же европеоидов светло­глазые – редкость. По направлению с севера на юг увеличивается доля смуглокожих людей с тёмными волни­стыми волосами; более распространён обильный волосяной покров на лице и теле. Северные европеоиды массив­нее, и лица у них шире, чем у южан.

Для южной группы антропологиче­ских типов характерны тёмные, чаше всего волнистые волосы, глаза тёмных и смешанных оттенков. Волосяной по­кров тела и лица сильно развит, в неко­торых группах этот признак достигает рекордного уровня. Нос обычно круп­ный, выпуклый, с опушенным кончиком.

Монголоидную (азиатско-американскую) расу представляют люди с ко­жей желтоватых или желтовато-ко­ричневых оттенков и волосами, как правило, жёсткими, прямыми и тёмны­ми, иногда иссиня-чёрными. Нос у них узкий или средней ширины, с низким или средним переносьем. Глаза узкие, раскосые. Специфическая черта – сильно развитая складка верхнего века, которая часто достигает рес­ниц и почти закрывает внутренний угол глаза. Губы тонкие или средней ширины.

Монголоидные антропологические типы распространены в самых разных зонах Земли: континентальная и Юго-Восточная Азия, Индонезия, острова Тихого океана, Мадагаскар, Северная и Южная Америка. Эта большая раса включает в себя три малые: северную монголоидную (азиатская континен­тальная), южную монголоидную (тихо­океанская) и американскую.

Северные монголоиды отличаются более светлой кожей, тёмно-русыми или тёмными, обычно жёсткими воло­сами; однако у некоторых групп (на­пример, эвенки) они мягкие. Часто встречаются и светло-карие глаза. Ли­ца по преимуществу очень крупные и плоские, со слабо выступающими но­сами. Есть группы, для которых харак­терно очень низкое переносье. Разрез глаз небольшой, часто встречается эпикантус. У эскимосов, чукчей, неко­торых групп американских индейцев, коряков распространён несколько дру­гой антропологический вариант се­верных монголоидов, получивший на­звание арктического.

Тихоокеанские монголоиды состав­ляют значительную долю населения Китая, Кореи, Японии и Юго-Восточ­ной Азии. У коренных жителей здесь довольно редко встречаются волнистые волосы и эпикантус. Губы у них более полные, а нос немного шире, чем у других монголоидов.

Американская, или американоидная, раса распространена на обширной территории американского континен­та. Для большинства групп коренного населения обеих Америк характерны крупный выступающий нос, с выпуклой спинкой, очень смуглая кожа, глаза тёмных оттенков, крупные лица с рез­кими чертами, прямые тугие волосы. На лице и теле волос немного.

Кроме названных рас, по отноше­нию к которым мнения учёных более или менее совпадают, есть и такие, о которых идут бесконечные споры. Они в основном преобладают там, где соприкасаются представители двух больших рас. Например, в зоне контак­тов европеоидов и монголоидов выде­ляют уральскую и южносибирскую ма­лые расы; на стыке европеоидов и экваториальных групп – эфиоп­скую и дравилийскую малые расы. Кроме того, в числе малых рас – айн­ская (курильская) и полинезийская.

Уральская раса по многим призна­кам промежуточная между северными европеоидами и азиатской континен­тальной расой. Все особенности монголоидного типа в ней смягчены. Од­но из отличий – распространённость носов с вогнутой спинкой. К предста­вителям этой расы относят манси, хантов, селькупов, некоторые поволжские народы, коренное население нагорий Алтая и Саян.

Южносибирскую, или туранскую, малую расу отличают нерезко выраженные монголоидные черты в сочета­нии с крупными и широкими лицами, свойственными азиатской континен­тальной расе. Кожа у представителей южносибирской расы светлая или смуглая, волосы и глаза темнее, чем у тех, кого относят к уральской расе. Нос прямой, крупный, переносье сред­ней высоты. Волосы чаше всего прямые и жёсткие. Такие черты характерны для многих казахов и киргизов, живущих в степях Казахстана, горных районах Тянь-Шаня, Алтая и Саян.

Эфиопскую малую расу представ­ляет население Восточной Африки, на границе зон европеоидов и негро­идов. Отличительные признаки этой расы следующие: цвет кожи от светло-коричневого до тёмно-шоколадного; волосы чаше всего курчавые, но зави­тые менее крутыми спиралями, чем у негров; рост бороды слабый или средний; губы умеренно толстые. По строению лица люди эфиопской расы ближе к евразийцам: уплощённая форма носа встречается редко, зубы и челюсти почти не выступают вперёд, лицо очень узкое. Ростом они выше среднего. Эфиопская раса в своих разновидностях широко пред­ставлена среди эфиопского, сомалий­ского, кенийского и суданского насе­ления.

Представители дравилийской (южноиндийской) малой  расы обитают в Южной Индии на стыке южных евро­пеоидов и веддоидов. В их числе – на­роды  Южной  Индии,  говорящие на дравидийских языках. В целом эта раса очень сходна с эфиопской; среди от­личий – прямые волосы, несколько меньший рост, чуть более широкое ли­цо; кожа коричневатых оттенков.

Черты  айнской  малой  расы – смугловатая кожа, тёмные, жёсткие, волнистые волосы, светло-карие глаза. Волосяной покров на теле и особенно на лице больше, чем у любой другой расы. Лицо широкое, слегка уплощённое. Нос, рот и уши крупные, губы полные. Рост ниже среднего. Совре­менные айны – нынешние представители айнской расы – сильно смешаны с  японцами  и  обитают на острове Хоккайдо.

Полинезийская малая раса распро­странена на островах Тихого океана и в Новой Зеландии. Для её представи­телей характерны волнистые волосы, светло-коричневая кожа, более или менее развитый волосяной покров на теле и лице, умеренно выступающий нос, губы чуть полнее, чем у европей­цев. Нос широкий, но не как у негров. Лица у полинезийцев обычно крупные, рост высокий. Поскольку признаки этой малой расы довольно расплывча­ты, как видно из их описания, разные исследователи относят её представите­лей то к монголоидам, то к европео­идам, то к австралоидам.

 

ВИДОВОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

              Являются ли представители разных рас потомками одного вида? Этот вопрос живо интересовал многих исследователей. Некоторые из них неоднократно пытались доказать, что человеческие расы представляют собой разные биологические виды. Однако существует масса неопровержимых доказательств видового единства человечества. Оно проявляется, в частности, в признаках, связанных с нашим происхождением: для всех людей характерна малая длина стопы по сравнению с бедром и высокое положение икроножной мышцы. Типично для людей, как прямоходящих существ, и положение большого затылочного отверстия. Все это резко отличает человека от человекообразных (антропоморфных) обезьян и оказывается сходным у представителей любых рас.

Достижения современной гене­тики открыли широкие возможности для использования генетической информации в систематике. Зароди­лась новая синтетическая концепция вида. В ней скрещиваемость рассмат­ривается как важнейший механизм, поддерживающий единство генофон­да вида. Как известно, в идеальных менделевских популяциях не сущест­вует никаких механизмов ограниче­ния панмиксии (способность любой пары мужских и женских особей производить способное к размножению потомство), каждая особь имеет рав­ные шансы на скрещивание с любой встреченной особью другого пола. В действительности неограниченная панмиксия никогда не наблюдается ни в сообществах стадных живот­ных, ни у одиночных животных. Су­ществует определённая внутрипопуляционная репродуктивная изоляция. Её механизмы могут быть различны­ми – физиологическими, биохимиче­скими, этологическими. Они бывают направлены как на предотвраще­ние спаривания, так и на понижение жизнеспособности потомства от оп­ределённых пар. Это касается и чело­века. Возможны несовместимость брачных партнёров по резус-фактору или случаи анатомического несоот­ветствия. Не исключена также несо­вместимость и физиолого-биохимических особенностей, имеющих наследственный характер. У человека, кроме того, значительную роль играют географические и социальные факторы. Преградой для неограни­ченного смешения служит прежде всего пространство. Очевидно, что ве­роятность вступить в брак для двух соотечественников или жителей одного континента неизмеримо выше вероятности встречи обитателей удалён­ных друг от друга континентов, регио­нов и стран. У многих народов сущест­вуют многочисленные табу, так или иначе ограничивающие круг брачных связей.

Информация о работе Человеческие расы