Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 01:09, реферат
Ныне учёными делаются попытки установить «генетические расстояния» между расами и рассчитать время их расхождения. Так, на основании изучения групп крови у представителей разных рас было вычислено время дивергенции между большими расами. Европеоидная ветвь отделилась от негроидной около 39 тыс. лет назад, а расхождение монголоидов и европеоидов произошло 33 тыс. лет назад.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
Факультет естественных наук
Кафедра общей биологии и экологии
Доклад по теории эволюции
Подготовила: студентка 4 курса 1 группы
Гаврикова Татьяна
Орел-2011
Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества появлялось все больше и больше изображений и описаний представителей разных народов. Сохранились древнекитайские свидетельства об облике их соседей по Центральной Азии; древнегреческие и древнеримские тексты, фиксирующие особенности наружности жителей Евразии и Африки. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на нашей планете.
Расы человека – систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими в прошлом или настоящем территории (ареала). Раса характеризуется комплексом наследуемых признаков, к которым относятся цвет кожи, волос, глаз, форма волос, мягких частей лица, черепа, отчасти рост, пропорции тела и др. Но поскольку большинство этих признаков у человека подвержено изменчивости, а между расами происходили и происходят смешения (метисация), конкретный индивид редко обладает всем набором типичных расовых признаков.
Первая попытка классификации всех живущих на планете народов была предпринята в 1684 г. французским путешественником Франсуа Бернье. Бернье поделил человечество по местам расселения на европеоидов, негроидов, монголоидов и лапонбидов. Каждому типу он дал характеристику и отметил, что не только европейцы отличаются друг от друга ростом, деталями строения лица, цветом кожи и волос; несомненны существенные различия и в пределах других типов.
В 1740 г. свою классификацию современного человечества предложил Карл Линней. В системе растительного и животного мира Homo sapiens получил место в отряде приматов, рядом с человекообразными обезьянами. Как и Бернье, Линней выделил четыре «формы»: азиатскую, африканскую, американскую и европейскую, если не считать фантастических форм «дикого» и «уродливого» человека. Каждая была охарактеризована по внешним признакам: цвет кожи, черты лица, тип волос и т. д. По сути, учёный описал основные человеческие расы.
Сам термин «раса» применительно к человеку был предложен не Линнеем, а его современником, знаменитым французским натуралистом Жоржем Бюффоном. До него это понятие использовали лишь для определения пород домашних животных. Бюффона интересовали не столько вопросы систематики, сколько само происхождение человека и рас. Учёный убедительно отстаивал мнение, что в возникновении рас главную роль сыграло влияние климата разных областей планеты на расселившихся потомков одного вида. В соответствии с этим Бюффон выделил шесть рас: четыре соответствовали описанным Линнеем, две другие были названы полярной и южноазиатской.
Первые классификации давали лишь общую картину расового многообразия человечества и основывались на внешних различиях между обитателями крупнейших регионов Земли.
Подход немецкого анатома и антрополога Иоганна Блюменбаха был иным. Учёный детально изучил особенности строения представителей разных народов и затем выделил пять рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, американскую и малайскую. Именно Блюменбах принадлежит к числу основателей научного расоведения.
Ещё одна объективная классификация рас, основанная не только на зрительной оценке признаков, но и на измерениях, принадлежит шведскому антропологу и анатому Андреасу Ретциусу. В 1841 г. он предложил выделить группы длинноголовых и короткоголовых людей, а также промежуточную. Долгое время размеры черепа считались наиболее важными параметрами.
Идея деления человечества по физическим признакам на несколько рас, принадлежащая Линнею, господствовала почти полтора века. Сомнения в её правильности начали возникать на рубеже XIX-XX столетий. Тогда стало очевидно, что в пределах больших групп существует множество мелких, также с характерными признаками, пусть и не столь заметными. По мере того как открывались новые факты внешнего разнообразия людей, классификации всё усложнялись. Одно время на них даже переносили категории языкознания и культурологии; человечество делили по принципу языковой принадлежности. В составе европеоидов выделили индоевропейскую, или арийскую, расу, а также финскую и кельтскую; в составе арийцев – славянскую, германскую, романскую расы. Тот же принцип применили для систематизации монголоидов и негроидов.
Принципиально иной подход предложил в 1900 г. Иосиф Егорович Деникер. Он изгнал из антропологии чуждую ей лингвистическую и этнографическую терминологию. В его классификации человеческих рас впервые был последовательно проведён принцип выделения антропологических типов исключительно по физическим признакам. Учёный подразделил человечество на шесть главных рас, а каждую из них – ещё на несколько. В результате он «уместил» всё физическое разнообразие человечества в 29 рас. Исходным признаком послужила форма волос, однако учитывалось её сочетание с другими особенностями. Серьёзный недостаток этой классификации – отсутствие исторического подхода, что не даёт возможности проследить процесс возникновения рас, однако она оказала сильнейшее влияние на дальнейшее развитие систематики рас.
Современные классификации значительно отличаются друг от друга по количеству выделяемых человеческих типов, принципам их объединения в группы и названиям. Главное, что волнует каждого исследователя, – сколько всё-таки основных рас (стволов) и центров расообразования. Вопрос этот не праздный. Различия между расами, заметные невооружённому глазу, стираются, когда сравнение затрагивает не классических представителей рас, а переходные типы, которых большинство. Между тем физическое разнообразие человечества представлено в большей мере именно переходными, а не «чистыми» вариантами.
Российские антропологи довольно согласованно выделяют три крупнейшие группировки. Это большие расы (расовые стволы), или расы первого порядка: экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеоидная) и азиатско-американская (монголоидная). Большие расы – наиболее контрастные типы людей, резко различающиеся не только многими внешними признаками, но и физиологически. Они вбирают в себя огромные массы населения, сотни народов. В каждом стволе выделяют малые расы и иногда переходные, сочетающие те или иные признаки двух основных.
Ряд исследователей объединяют большие расы в две группы. Западный ствол образует три ветви – европеоидную, негроидную и австралоидную. От восточного ствола отходят американоидная и азиатская ветви. Согласно такой схеме, самостоятельные расовые ветви распределяются по материкам, и это логично. По всей видимости, морские пространства между континентами всегда служили естественными преградами, которые массы людей не могли преодолеть. В результате расовый состав населения каждого из материков сохранялся в относительной чистоте.
Происхождение и развитие рас – сложный процесс, до полного понимания которого ещё далеко. Однако кое-что всё-таки ясно.
Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас – полицентризм и моноцентризм.
Полицентризм – концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа) в нескольких областях земного шара. Одним из её основателей считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из советских исследователей сторонником полицентризма был Г. Ф. Дебец. Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии. Однако если эволюция расовых комплексов и шла параллельно на разных континентах, она не могла быть полностью независимой, поскольку древние проторасы должны были скрещиваться на границах своих ареалов и обмениваться генетической информацией. В ряде областей сформировались промежуточные малые расы, характеризующиеся смешением признаков разных больших рас. Так, промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами занимают южносибирская и уральская малые расы, между европеоидной и негроидной – эфиопская и т. д.
Против данной концепции свидетельствует отсутствие морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человечества между собой по многим не связанным друг с другом признакам. Полицентризму противостоит теория широкого моноцентризма, которая принимается большинством антропологов мира.
С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 25-35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения. При этом также допускается возможность скрещивания (хотя бы ограниченного) неоантропов во время их экспансии с вытесняемыми популяциями палеоантропов (как процесса интрогрессивной межвидовой гибридизации) с проникновением аллелей последних в генофонды популяций неоантропов. Это также могло способствовать расовой дифференциации и устойчивости некоторых фенотипических признаков (подобных лопатообразным резцам монголоидов) в центрах расообразования.
Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза: например, более близких друг к другу европеоидов и негроидов уже на стадии неоантропов с первоначальным развитием их предкового ствола в западной части Старого Света, тогда как еще на стадии палеоантропов могла обособиться восточная ветвь – монголоиды и, может быть, австралоиды.
30-40 тыс. лет назад люди уже жили во всех частях света. Именно в этот период, по мнению учёных, и начали складываться расы. Многие их признаки возникали случайно. Некоторые были обусловлены необходимостью приспосабливаться к условиям обитания. Например, у жителей тропического пояса Земли тёмная кожа объясняется адаптацией к сильной солнечной радиации, а шапка курчавых волос создаёт воздушную прокладку, предохраняющую сосуды головы от перегрева. Среди особенностей этой расы также своеобразное строение носа (широкий, с большими ноздрями) и крупные утолщённые губы. Благодаря этому влага усиленно испаряется, и организм охлаждается.
Постепенно адаптация к географической среде утратила своё значение. На первый план вышли другие факторы: расселение, изоляция и смешение рас. Именно они, в сочетании с естественным и половым отбором, обусловили дифференциацию рас и возникновение множества антропологических типов с теми или иными отличиями.
Установлено, что первобытное общество прошло через весьма длительную стадию существования малочисленных изолированных коллективов. Их члены были тесно связаны, а возможности брачных союзов ограниченны. В результате то, какой именно расовый признак получал преобладание, зависело от самых разных, часто непредсказуемых обстоятельств. Легко понять, что в небольшом замкнутом племени любая передающаяся по наследству черта, особенно редкая, может исчезнуть – из-за ранней смерти её носителя, его безбрачия, небольшого числа оставленных им детей и т. п. Или, напротив, стать массовой, поскольку не «разбавляется» иными, более распространёнными. В одних случаях, например, увеличится число темноглазых жителей, в других – светлоглазых.
Изоляцию от остального мира обусловливают не только высокие горы, непроходимые леса, глубокие и быстрые реки, океанские просторы. Любая окраина, по разным причинам отрезанная от центральных очагов цивилизации и основных путей миграций, может превратиться в затерянный «остров». Люди здесь живут замкнуто, их язык и культура меняются медленно, облик сохраняет черты далёких предков. Пример такого изолированного сообщества, в котором происходила консервация сформировавшихся тысячелетия назад физических черт, – население Скандинавии. По-видимому, некоторые малые народности своеобразным антропологическим обликом обязаны долгой культурной и географической обособленности. Специфический рисунок ушной раковины у бушменов, исключительный рост бороды у айнов объясняются, скорее всего, именно былой изолированностью этих народностей. Постепенно изменение признаков стало более направленным. Происходило это по многим причинам, в частности из-за возникновения земледелия и изменения пищи, удлинения периода взросления и т. д.