Человеческие расы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 01:09, реферат

Описание работы

Ныне учёными делаются попытки установить «генетические расстояния» между расами и рассчитать время их расхождения. Так, на основании изучения групп крови у представителей разных рас было вычислено время дивергенции между большими расами. Европеоидная ветвь отделилась от негроидной около 39 тыс. лет назад, а расхождение монголоидов и европеоидов произошло 33 тыс. лет назад.

Работа содержит 1 файл

Человеческие расы.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

 

 

 

 

Факультет естественных наук

 

 

Кафедра общей биологии и экологии

 

 

 

 

 

 

Доклад по теории эволюции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка 4 курса 1 группы

                               Гаврикова Татьяна

                                                         Преподаватель: Курочицкая М. Г.

 

 

 

 

Орел-2011

Уже первобытный человек пристально вглядывался в лица соплеменников и пытался запечатлеть их черты. По мере расширения географического кругозора человечества появлялось все больше и больше изображений и описаний представителей разных народов. Сохранились древнекитайские свидетельства об облике их соседей по Центральной Азии; древнегреческие и древнеримские тексты, фиксирующие особенности наружности жителей Евразии и Африки. Постепенно накапливались представления о внешних различиях между людьми, обитающими на на­шей планете.

 

СИСТЕМАТИКА РАС

Расы человека – систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими в прошлом или настоящем территории (ареала). Раса характеризуется комплексом наследуемых признаков, к которым относятся цвет кожи, волос, глаз, форма волос, мягких частей лица, черепа, отчасти рост, пропорции тела и др. Но поскольку большинство этих признаков у человека подвержено изменчивости, а между расами происходили и происходят смешения (метисация), конкретный индивид редко обладает всем набором типичных расовых признаков.

Первая попытка классификации всех живущих на планете народов была предпри­нята в 1684 г. француз­ским путешественником Франсуа Бернье. Бернье поделил человечество по мес­там расселения на европеоидов, не­гроидов, монголоидов и лапонбидов. Каждому типу он дал характеристику и отметил, что не только европейцы отличаются друг от друга ростом, де­талями строения лица, цветом кожи и волос; несомненны существенные различия и в пределах других типов.

В 1740 г. свою классификацию современного человечества предложил Карл Линней. В системе растительного и живот­ного мира Homo sapiens полу­чил место в отряде приматов, рядом с человекообразными обезьянами. Как и Бернье, Линней выделил четыре «формы»: азиатскую, африканскую, американскую и европейскую, если не считать фантастических форм «ди­кого» и «уродливого» человека. Каждая была охарактеризована по внешним признакам: цвет кожи, черты лица, тип волос и т. д. По сути, учёный описал основные человеческие расы.

Сам термин «раса» при­менительно к человеку был предложен не Линнеем, а его современником, знаменитым французским натура­листом Жоржем Бюффоном. До него это понятие использовали лишь для определения пород домашних животных. Бюффона интересовали не столь­ко вопросы систематики, сколько само происхождение человека и рас. Учё­ный убедительно отстаивал мнение, что в возникновении рас главную роль сыграло влияние климата разных областей планеты на расселившихся потомков одного вида. В соответствии с этим Бюффон выделил шесть рас: че­тыре соответствовали описанным Линнеем, две другие были названы по­лярной и южноазиатской.

Первые классификации давали лишь общую картину расового много­образия человечества и основывались на внешних различиях между обита­телями крупнейших регионов Земли.

Подход немецкого анатома и антро­полога Иоганна Блюменбаха был иным. Учёный детально изучил особенности строения представителей разных народов и затем выделил пять рас: кавказскую, монгольскую, эфиопскую, американскую и малайскую. Именно Блюменбах принадлежит к числу основателей научного расоведения.

Ещё одна объективная классифика­ция рас, основанная не только на зрительной оценке признаков, но и на измерениях, принадлежит шведскому антропологу и анатому Андреасу Ретциусу. В 1841 г. он пред­ложил выделить группы длинного­ловых и короткоголовых людей, а также промежуточную. Долгое вре­мя размеры черепа считались наибо­лее важными параметрами.

Идея деления человечества по физи­ческим признакам на несколько рас, принадлежащая Линнею, господствовала почти полтора века. Сомнения в её правильности начали возникать на рубеже XIX-XX столе­тий. Тогда стало очевидно, что в пре­делах больших групп существует мно­жество мелких, также с характерными признаками, пусть и не столь замет­ными. По мере того как открывались новые факты внешнего разнообразия людей, классификации всё усложня­лись. Одно время на них даже перено­сили категории языкознания и культурологии; человечество делили по принципу языковой принадлежности. В составе европеоидов выделили ин­доевропейскую, или арийскую, расу, а также финскую и кельтскую; в соста­ве арийцев – славянскую, герман­скую, романскую расы. Тот же прин­цип применили для систематизации монголоидов и негроидов.

Принципиально иной подход предложил в 1900 г. Иосиф Егорович Деникер. Он из­гнал из антропологии чуждую ей лингвистическую и этнографическую терминологию. В его классификации человеческих рас впервые был последовательно проведён принцип выделения антропологических типов исключительно по физическим признакам. Учёный подразделил человечество на шесть главных рас, а каждую из них – ещё на несколь­ко. В результате он «уместил» всё фи­зическое разнообразие человечества в 29 рас. Исходным признаком послу­жила форма волос, однако учитыва­лось её сочетание с другими особен­ностями. Серьёзный недостаток этой классификации – отсутствие исторического подхода, что не даёт возможности проследить процесс возникновения рас, однако она оказала сильнейшее влияние на даль­нейшее развитие систематики рас.

Современные классификации зна­чительно отличаются друг от друга по количеству выделяемых человече­ских типов, принципам их объедине­ния в группы и названиям. Главное, что волнует каждого исследовате­ля, – сколько всё-таки основных рас (стволов) и центров расообразования. Вопрос этот не праздный. Различия между расами, заметные нево­оружённому глазу, стираются, когда сравнение затрагивает не классиче­ских представителей рас, а переход­ные типы, которых большинство. Между тем физическое разнообразие человечества представлено в большей мере именно переходными, а не «чис­тыми» вариантами.

Российские антропологи довольно согласованно выделяют три круп­нейшие группировки. Это большие расы (расовые стволы), или расы первого порядка: экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеоидная) и азиатско-американская (монголоидная). Большие расы – наиболее контрастные типы людей, резко различающиеся не толь­ко многими внешними признаками, но и физиологически. Они вбирают в себя огромные массы населения, сотни народов. В каждом стволе выде­ляют малые расы и иногда переход­ные, сочетающие те или иные призна­ки двух основных.

Ряд исследователей объединяют большие расы в две группы. Западный ствол образует три ветви – европео­идную, негроидную и австралоидную. От восточного ствола отходят американоидная и азиатская ветви. Согласно такой схеме, самостоятель­ные расовые ветви распределяются по материкам, и это логично. По всей видимости, морские пространства между континентами всегда служили естественными преградами, которые массы людей не могли преодолеть. В результате расовый состав населе­ния каждого из материков сохранял­ся в относительной чистоте.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАС

Происхождение и развитие рас – сложный процесс, до полного пони­мания которого ещё далеко. Однако кое-что всё-таки ясно.

Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас – полицентризм и моноцентризм.

Полицентризм – концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа) в нескольких областях земного шара. Одним из её основателей считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из советских исследователей сторонником полицентризма был Г. Ф. Дебец. Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии. Однако если эволюция расовых комплексов и шла параллельно на разных континентах, она не могла быть полностью независимой, поскольку древние проторасы должны были скрещиваться на границах своих ареалов и обмениваться генетической информацией. В ряде областей сформировались промежуточные малые расы, характеризующиеся смешением признаков разных больших рас. Так, промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами занимают южносибирская и уральская малые расы, между европеоидной и негроидной – эфиопская и т. д.

Против данной концепции свидетельствует отсутствие морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человечества между собой по многим не связанным друг с другом признакам. Полицентризму противостоит теория широкого моноцентризма, которая принимается большинством антропологов мира.

 С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 25-35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения. При этом также допускается возможность скрещивания (хотя бы ограниченного) неоантропов во время их экспансии с вытесняемыми популяциями палеоантропов (как процесса интрогрессивной межвидовой гибридизации) с проникновением аллелей последних в генофонды популяций неоантропов. Это также могло способствовать расовой дифференциации и устойчивости некоторых фенотипических признаков (подобных лопатообразным резцам монголоидов) в центрах расообразования.

Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза: например, более близких друг к другу европеоидов и негроидов уже на стадии неоантропов с первоначальным развитием их предкового ствола в западной части Старого Света, тогда как еще на стадии палеоантропов могла обособиться восточная ветвь – монголоиды и, может быть, австралоиды.

30-40 тыс. лет назад люди уже жи­ли во всех частях света. Именно в этот период, по мнению учёных, и начали складываться расы. Многие их призна­ки возникали случайно. Некоторые были обусловлены необходимостью приспосабливаться к условиям обита­ния. Например, у жителей тропическо­го пояса Земли тёмная кожа объясня­ется адаптацией к сильной солнечной радиации, а шапка курчавых волос со­здаёт воздушную прокладку, предохра­няющую сосуды головы от перегрева. Среди особенностей этой расы также своеобразное строение носа (широ­кий, с большими ноздрями) и крупные утолщённые губы. Благодаря этому влага усиленно испаряется, и организм охлаждается.

Постепенно адаптация к геогра­фической среде утратила своё значе­ние. На первый план вышли другие факторы: расселение, изоляция и сме­шение рас. Именно они, в сочетании с естественным и половым отбором, обусловили дифференциацию рас и возникновение множества антропо­логических типов с теми или иными отличиями.

Установлено, что первобытное общество прошло через весьма дли­тельную стадию существования мало­численных изолированных коллекти­вов. Их члены были тесно связаны, а возможности брачных союзов огра­ниченны. В результате то, какой имен­но расовый признак получал преоб­ладание, зависело от самых разных, часто непредсказуемых обстоятельств. Легко понять, что в небольшом замк­нутом племени любая передающаяся по наследству черта, особенно редкая, может исчезнуть – из-за ранней смерти её носителя, его безбрачия, не­большого числа оставленных им де­тей и т. п. Или, напротив, стать массо­вой, поскольку не «разбавляется» иными, более распространёнными. В одних случаях, например, увеличит­ся число темноглазых жителей, в дру­гих – светлоглазых.

Изоляцию от остального мира обусловливают не только высокие го­ры, непроходимые леса, глубокие и быстрые реки, океанские просторы. Любая окраина, по разным причинам отрезанная от центральных очагов цивилизации и основных путей миг­раций, может превратиться в затерян­ный «остров». Люди здесь живут замк­нуто, их язык и культура меняются медленно, облик сохраняет черты да­лёких предков. Пример такого изоли­рованного сообщества, в котором происходила консервация сформиро­вавшихся тысячелетия назад физиче­ских   черт, – население Скандинавии. По-видимому, некоторые малые на­родности своеобразным антрополо­гическим обликом обязаны долгой культурной и географической обособ­ленности. Специфический рисунок ушной раковины у бушменов, исклю­чительный рост бороды у айнов объясняются, скорее всего, именно былой изолированностью этих народнос­тей. Постепенно изменение призна­ков стало более направленным. Про­исходило это по многим причинам, в частности из-за возникновения зем­леделия и изменения пищи, удлине­ния периода взросления и т. д.

Информация о работе Человеческие расы