Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов и ценностей в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить виды современных ценностей и принципов потребительской кооперации;
- выявить суть социальной миссии потребительской кооперации;
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Современные кооперативные ценности и принципы потребительской кооперации России ……………………………………………………………….4
2. Социальная миссия потребительской кооперации…………………………..9
3. Преимущества потребительской кооперации как социально – ориентированной кооперативной системы…………………………………….15
4. Значение и задачи общественно-массовой деятельности и их реализации в потребительских обществах…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
В обязанности совета потребительского общества и инструктора по общественно-массовой работе также входит функция защиты интересов пайщиков, предотвращение нарушений прав пайщиков, предусмотренных уставом потребительского общества и законом о потребительской кооперации.
Развитие отношений в потребительском обществе, основанных на кооперативных ценностях и принципах.
В рыночных условиях пайщики осуществляют совместное кооперативное хозяйство с целью удовлетворения своих материальных интересов, и прежде всего, с целью - приобретения качественных товаров и услуг в потребительском обществе на выгодных условиях. В то же время пайщики создали совместное хозяйство с целью сохранения в нём гуманных отношений как между пайщиками, так и между пайщиками и аппаратом управления. Инструктор но общественно-массовой работе совместно с активом пайщиков обязаны информировать пайщиков о предоставленных льготах отдельным пайщикам, о распределении кооперативных выплат по итогам хозяйственного года, о поощрениях актива пайщиков и работников потребительского общества, о финансовом состоянии потребительского общества и по другим вопросам. Только так может быть реализована основная кооперативная ценность — честность, ради которой граждане изначально и до сих пор организуют кооперативы, и которая, по образному выражению Ларса Маркуса, влияет на зарождение, жизнь и смерть кооператива.
Расширение знаний о практической деятельности потребительских обществ и о кооперативном движении.
Практическая деятельность потребительских обществ -это, прежде всего, их экономическая коммерческая деятельность: торговля, общественное питание, производственная и заготовительная деятельность, услуги, строительство, транспорт. В рыночной экономике основы экономических знаний приобретаются ещё в школе Специфика деятельности потребительских обществ (сочетание органов самоуправления пайщиков и органов профессионального управления, ведение деятельности на основе кооперативных ценностей и принципов, особенности собственности и распределения прибыли, другие особенности) должны разъясняться пайщикам профессионалами аппарата управления потребительского общества, преподавателями учебных заведений потребительской кооперации. С этой целью работники общественно-массовой службы должны организовывать чтение лекций для пайщиков, проведение бесед и круглых столов. Можно распространять брошюры, лекции по нужной тематике на кооперативных участках и опорных пунктах.
Особое значение в условиях глобализации приобретают принципы солидарности, сотрудничества. Пайщики должны знать о национальном и международном кооперативном движении, а следовательно, получать соответствующую информацию. Организовать получение пайщиками информации о кооперативном движении - задача инструктора по общественно-массовой работе. Вместе с правлением потребительского общества, активом пайщиков инструктор по общественно-массовой работе организует празднование знаменательных дат: Дня кооперации, 175-летия кооперации России, юбилейных дат создания потребительского общества с приглашением кооператоров из потребительских обществ других регионов, организует экскурсии в другие кооперативы и другие мероприятия, способствующие расширению знаний о кооперативном движении.
Инструкторы по общественно-массовой работе и актив пайщиков ведут пропаганду, рассчитанную на нового человека, человека рыночного типа, прилагая усилия к привлечению активного участия пайщиков в экономической деятельности потребительского общества и получения более высокого материального дохода в виде кооперативных выплат. Однако, в потребительской кооперации, являющейся сельской торговой системой, в которой большая численность пайщиков - старшее поколение, материальные выгоды не являются столь привлекательными, как в кооперативах городской местности или в кооперативах зарубежных стран.
Культуру отношений в потребительских обществах в значительной степени определяет принцип «забота об обществе», поэтому затраты на социальную защиту пайщиков и обслуживаемого нуждающегося в материальной помощи населения, и пайщики, и работники потребительской кооперации воспринимают с удовлетворением.
Культура отношений в потребительских обществах на столь большом российском пространстве имеет и национальные, и территориальные черты. Все россияне признают, что жить сообществом, в том числе хозяйствовать в совместной кооперативной организации, более надёжно. Однако, в одних регионах пайщики вносят в потребительские общества значительно больший паевой взнос, чем в других регионах; покупают больше товаров в магазинах потребительской кооперации, вносят большие размеры заёмных средств в свои потребительские общества.
Задачей особой значимости является задача по привлечению граждан в члены потребительских обществ.
Особое значение этой задачи заключается в том, что осуществляется постоянное пополнение членской базы потребительской кооперации, а значит повышается её жизнеспособность. Работники общественно-массовых служб и актив пайщиков, а также специально выделенные правлением работники занимаются кооперативной пропагандой и агитацией населения.
Для привлечения в кооперативы молодёжи, особенно школьников старших классов, в сельских школах введено изучение основ потребительской кооперации. С этой целью Тепловой Л.Е. разработано учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов «Основы потребительской кооперации», одобренное Министерством образования. Кроме того. Службы общественно-массовой работы активизировали работу по проведению' встреч ветеранов потребительской кооперации, руководителей организаций потребительской кооперации со школьниками.
Школьники привлекаются потребительскими обществами для заготовки дикорастущих плодов и ягод, для обслуживания ветеранов и инвалидов продуктами и другими товарами. За счёт средств потребительских обществ организуется отдых школьников на местных базах отдыха, проводятся экскурсии по историческим местам. Таким образом, служба по организационно-массовой работе в потребительских обществах и актив пайщиков способствуют расширению знаний школьников о потребительской кооперации, укрепляют контакты со школьниками.
Работники организационно-массовой службы потребительского общества и актив пайщиков организуют кооперирование населения. Они изучают демографическую ситуацию на территории, обслуживаемой потребительским обществом; составляют план кооперирования населения; готовят документы, необходимые для кооперирования; подбирают штатных работников, которые будут принимать паевые и вступительные взносы; проводят консультации; оформляют информационные стенды; осуществляют другую необходимую работу.
Таким образом, при решении задач общественно-массовой работы потребительскими обществами выполняются ряд функций, среди которых: производственно-экономическая, организационно - управленческая, социальной защиты пайщиков, просветительная и культурно-воспитательная.
Заключение
В заключение курсовой работы
хотелось сказать, что любой кооператив
основывается на равенстве его членов,
которые являются не пайщиками, ожидающими
прибыли с вложенного капитала, а
кооператорами, которые приняли
решение о выполнении некоторых
специфических аспектов деятельности
своих хозяйств через кооператив.
Вполне естественно, что на тех или
иных нравственных ценностях строится
работа различных организаций, но для
кооперативных объединений
Кооперативы - это коллективная сила и взаимная ответственность.
Таким образом, кооперативы
основывается не только на ценностях,
но и на принципах, которые требуют
внедрения специфических
Во-первых, они, как правило,
тщательно учитываются при
Во-вторых, кооператоры время от времени вносят коррективы, уточнения в кооперативные принципы, что весьма важно для последующей адаптации, приспособления деятельности кооперативов и их союзов к изменениям, постоянно происходящим в обществе. В результате кооперация всегда демонстрирует свою жизнеспособность и историческую устойчивость.
В-третьих, истинные кооперативы
строят свою работу в соответствии
с общепризнанными
Ценности и принципы кооперативов взаимосвязаны, и те и другие образуют две относительно самостоятельные, но тесно связанные системы и являются двумя составляющими более крупной системы кооперативной идеологии, что не только определяет общее направление развития кооперации, но и служит духовной и организационной основой гармонизации интересов кооперации.
Именно благодаря своим
ценностям и принципам
Список использованных источников
1. Бланк Г. Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. — М.: Центросоюз, 1963.
2. Буздалов И. Н. Возрождение кооперации. — М.: Экономика, 1990.
3. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. — М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. Ч. 1,2.
4. Глушецкий А. А. Кооперация: роль в современной экономике. — М.: Профиздат, 1991.
5. Ермаков В. Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных реформ. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.
6. Киселева Г. В. Управление кадровым потенциалом в системе потребительской кооперации. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.
7. Климов А. П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. — М.: Экономика, 1980.
8. Кооперация. Страницы истории: В 3-х т. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: В 3-х кн. Кн. 1. 30-40-е годы XIX — начало XX в. — М.: Наука, 1998.
9. Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. — Чита: Изд-во ЗИП Сиб. ун-та потреб, кооперации, 1998.
10. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. — М: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
11. Самсонов Л. А. Творцы кооперации: Сборник. — М.: Моск. рабочий, 1991.
12. Теплое В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
Розничная и оптовая торговля |
Общественное питание |
Заготовительная деятельность |
Производственная деятельность |
Транспорт |
Строительство |
Сельское хозяйство |
Платные услуги |
Приложение 3
Основная цель системы потребительской кооперации удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей |
Социально экономическая деятельность |
Принципы, обеспечивающие социальную направленность |
1. Открытость, добровольность членства |
2. Автономия и независимость |
3.Участие пайщиков в органах управления |
4. Участие пайщиков в органах кооперативного контроля |
5. Участие пайщиков в экономической деятельности |
6. Образование, повышение квалификации |
7. Информация |
8. Сотрудничество между ПО и пайщиками |
9. Сотрудничество с другими кооперативами |
10. Забота об обществе |
Приложение 2
Автономия и независимость |
Образование, повышение квалификации, информация |
Сотрудничество между кооперативами |
Честность |
Забота об обществе |
Экономическое участие членов кооператива |
Приложение 1