Ценности и принципы в социально-экономической деятельности потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов и ценностей в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить виды современных ценностей и принципов потребительской кооперации;
- выявить суть социальной миссии потребительской кооперации;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Современные кооперативные ценности и принципы потребительской кооперации России ……………………………………………………………….4
2. Социальная миссия потребительской кооперации…………………………..9
3. Преимущества потребительской кооперации как социально – ориентированной кооперативной системы…………………………………….15
4. Значение и задачи общественно-массовой деятельности и их реализации в потребительских обществах…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая организация.docx

— 67.22 Кб (Скачать)

     В обязанности совета потребительского общества и инструктора по общественно-массовой работе также входит функция защиты интересов пайщиков, предотвращение нарушений прав пайщиков, предусмотренных уставом потребительского общества и законом о потребительской кооперации.

     Развитие отношений в потребительском обществе, основанных на кооперативных ценностях и принципах.

В рыночных условиях пайщики  осуществляют совместное кооперативное хозяйство с целью удовлетворения своих материальных интересов, и прежде всего, с целью - приобретения качественных товаров и услуг в потребительском обществе на выгодных условиях. В то же время пайщики создали совместное хозяйство с целью сохранения в нём гуманных отношений как между пайщиками, так и между пайщиками и аппаратом управления. Инструктор но общественно-массовой работе совместно с активом пайщиков обязаны информировать пайщиков о предоставленных льготах отдельным пайщикам, о распределении кооперативных выплат по итогам хозяйственного года, о поощрениях актива пайщиков и работников потребительского общества, о финансовом состоянии потребительского общества и по другим вопросам. Только так может быть реализована основная кооперативная ценность — честность, ради которой граждане изначально и до сих пор организуют кооперативы, и которая, по образному выражению Ларса Маркуса, влияет на зарождение, жизнь и смерть кооператива.

     Расширение знаний о практической деятельности потребительских обществ и о кооперативном движении.

Практическая деятельность потребительских обществ -это, прежде всего, их экономическая коммерческая деятельность: торговля, общественное питание, производственная и заготовительная деятельность, услуги, строительство, транспорт. В рыночной экономике основы экономических знаний приобретаются ещё в школе Специфика деятельности потребительских обществ (сочетание органов самоуправления пайщиков и органов профессионального управления, ведение деятельности на основе кооперативных ценностей и принципов, особенности собственности и распределения прибыли, другие особенности) должны разъясняться пайщикам профессионалами аппарата управления потребительского общества, преподавателями учебных заведений потребительской кооперации. С этой целью работники общественно-массовой службы должны организовывать чтение лекций для пайщиков, проведение бесед и круглых столов. Можно распространять брошюры, лекции по нужной тематике на кооперативных участках и опорных пунктах.

     Особое значение в условиях глобализации приобретают принципы солидарности, сотрудничества. Пайщики должны знать о национальном и международном кооперативном движении, а следовательно, получать соответствующую информацию. Организовать получение пайщиками информации о кооперативном движении - задача инструктора по общественно-массовой работе. Вместе с правлением потребительского общества, активом пайщиков инструктор по общественно-массовой работе организует празднование знаменательных дат: Дня кооперации, 175-летия кооперации России, юбилейных дат создания потребительского общества с приглашением кооператоров из потребительских обществ других регионов, организует экскурсии в другие кооперативы и другие мероприятия, способствующие расширению знаний о кооперативном движении.

     Инструкторы по общественно-массовой работе и актив пайщиков ведут пропаганду, рассчитанную на нового человека, человека рыночного типа, прилагая усилия к привлечению активного участия пайщиков в экономической деятельности потребительского общества и получения более высокого материального дохода в виде кооперативных выплат. Однако, в потребительской кооперации, являющейся сельской торговой системой, в которой большая численность пайщиков - старшее поколение, материальные выгоды не являются столь привлекательными, как в кооперативах городской местности или в кооперативах зарубежных стран.

     Культуру отношений в потребительских обществах в значительной степени определяет принцип «забота об обществе», поэтому затраты на социальную защиту пайщиков и обслуживаемого нуждающегося в материальной помощи населения, и пайщики, и работники потребительской кооперации воспринимают с удовлетворением.

     Культура отношений в потребительских обществах на столь большом российском пространстве имеет и национальные, и территориальные черты. Все россияне признают, что жить сообществом, в том числе хозяйствовать в совместной кооперативной организации, более надёжно. Однако, в одних регионах пайщики вносят в потребительские общества значительно больший паевой взнос, чем в других регионах; покупают больше товаров в магазинах потребительской кооперации, вносят большие размеры заёмных средств в свои потребительские общества.

     Задачей особой значимости является задача по привлечению граждан в члены потребительских обществ.

Особое значение этой задачи заключается в том, что осуществляется постоянное пополнение членской базы потребительской кооперации, а значит повышается её жизнеспособность. Работники общественно-массовых служб и актив пайщиков, а также специально выделенные правлением работники занимаются кооперативной пропагандой и агитацией населения.

Для привлечения в кооперативы  молодёжи, особенно школьников старших  классов, в сельских школах введено  изучение основ потребительской кооперации. С этой целью Тепловой Л.Е. разработано учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов «Основы потребительской кооперации», одобренное Министерством образования. Кроме того. Службы общественно-массовой работы активизировали работу по проведению' встреч ветеранов потребительской кооперации, руководителей организаций потребительской кооперации со школьниками.

     Школьники привлекаются потребительскими обществами для заготовки дикорастущих плодов и ягод, для обслуживания ветеранов и инвалидов продуктами и другими товарами. За счёт средств потребительских обществ организуется отдых школьников на местных базах отдыха, проводятся экскурсии по историческим местам. Таким образом, служба по организационно-массовой работе в потребительских обществах и актив пайщиков способствуют расширению знаний школьников о потребительской кооперации, укрепляют контакты со школьниками.

     Работники организационно-массовой службы потребительского общества и актив пайщиков организуют кооперирование населения. Они изучают демографическую ситуацию на территории, обслуживаемой потребительским обществом; составляют план кооперирования населения; готовят документы, необходимые для кооперирования; подбирают штатных работников, которые будут принимать паевые и вступительные взносы; проводят консультации; оформляют информационные стенды; осуществляют другую необходимую работу.

     Таким образом, при решении задач общественно-массовой работы потребительскими обществами выполняются ряд функций, среди которых: производственно-экономическая, организационно - управленческая, социальной защиты пайщиков, просветительная и культурно-воспитательная.

 

 

 

Заключение

 

В заключение курсовой работы хотелось сказать, что любой кооператив основывается на равенстве его членов, которые являются не пайщиками, ожидающими прибыли с вложенного капитала, а  кооператорами, которые приняли  решение о выполнении некоторых  специфических аспектов деятельности своих хозяйств через кооператив. Вполне естественно, что на тех или  иных нравственных ценностях строится работа различных организаций, но для  кооперативных объединений нравственные ценности составляют самую суть механизма  их деятельности.

Кооперативы - это коллективная сила и взаимная ответственность.

Таким образом, кооперативы  основывается не только на ценностях, но и на принципах, которые требуют  внедрения специфических методов  управления. Принципы в свою очередь  являются руководящими указаниями, по которым кооперативы воплощают  свои ценности в жизнь. Кооперативные  принципы как особая система идей имеют не только моральное, но и большое  практическое значение.

Во-первых, они, как правило, тщательно учитываются при разработке в разных странах законопроектов о кооперации и уставов кооперативных  организаций.

Во-вторых, кооператоры время  от времени вносят коррективы, уточнения  в кооперативные принципы, что  весьма важно для последующей  адаптации, приспособления деятельности кооперативов и их союзов к изменениям, постоянно происходящим в обществе. В результате кооперация всегда демонстрирует  свою жизнеспособность и историческую устойчивость.

В-третьих, истинные кооперативы  строят свою работу в соответствии с общепризнанными кооперативными ценностями и принципами, которые  являются применительно к кооперации своего рода «мировыми стандартами».

Ценности и принципы кооперативов взаимосвязаны, и те и другие образуют две относительно самостоятельные, но тесно связанные системы и  являются двумя составляющими более  крупной системы кооперативной  идеологии, что не только определяет общее направление развития кооперации, но и служит духовной и организационной  основой гармонизации интересов  кооперации.

Именно благодаря своим  ценностям и принципам кооперативы  представляют собой не обыкновенную предпринимательскую структуру, а  ячейку особой формы общественного  движения. Но почему-то, никто не ставит цель, во что бы то ни стало сохранить приверженность каким либо идеям организации хозяйственной деятельности. Ценности таких идей и принципов проверяются тем, насколько их реализация на практике отвечает интересам и потребностям пайщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.    Бланк Г. Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. — М.: Центросоюз, 1963.

2.    Буздалов И. Н. Возрождение кооперации. — М.: Экономика, 1990.

3.    Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. — М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998. Ч. 1,2.

4.   Глушецкий А. А. Кооперация: роль в современной экономике. — М.: Профиздат, 1991.

5.    Ермаков В. Ф. Потребительская кооперация на пути радикальных реформ. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.

6.    Киселева Г. В. Управление кадровым потенциалом в системе потребительской кооперации. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.

7.    Климов А. П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. — М.: Экономика, 1980.

8.    Кооперация. Страницы истории: В 3-х т. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: В 3-х кн. Кн. 1. 30-40-е годы XIX — начало XX в. — М.: Наука, 1998.

9.    Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. — Чита: Изд-во ЗИП Сиб. ун-та потреб, кооперации, 1998.

10.  Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. — М: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

11.  Самсонов Л. А. Творцы кооперации: Сборник. — М.: Моск. рабочий, 1991.

12.  Теплое В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. — Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

Розничная и оптовая торговля

 Общественное питание

Заготовительная деятельность

Производственная деятельность

Транспорт

Строительство

Сельское хозяйство

Платные услуги





Приложение 3

Основная цель системы  потребительской кооперации удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей




Социально экономическая  деятельность




Принципы, обеспечивающие социальную направленность




1. Открытость, добровольность членства

2. Автономия и независимость

3.Участие пайщиков в органах управления

4. Участие пайщиков в органах кооперативного контроля

5. Участие пайщиков в экономической деятельности

6. Образование, повышение квалификации

7. Информация

8. Сотрудничество между ПО и пайщиками

9. Сотрудничество с другими кооперативами

10. Забота об обществе





 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Кооперативные принципы


Добровольное и открытое членство

Демократический членский контроль




 

 

Автономия и независимость

Образование, повышение квалификации, информация

Сотрудничество между  кооперативами

Честность

Забота об обществе




Экономическое участие членов кооператива





 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Информация о работе Ценности и принципы в социально-экономической деятельности потребительской кооперации