Ценности и принципы в социально-экономической деятельности потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов и ценностей в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить виды современных ценностей и принципов потребительской кооперации;
- выявить суть социальной миссии потребительской кооперации;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Современные кооперативные ценности и принципы потребительской кооперации России ……………………………………………………………….4
2. Социальная миссия потребительской кооперации…………………………..9
3. Преимущества потребительской кооперации как социально – ориентированной кооперативной системы…………………………………….15
4. Значение и задачи общественно-массовой деятельности и их реализации в потребительских обществах…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая организация.docx

— 67.22 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Современные кооперативные ценности и принципы потребительской кооперации России ……………………………………………………………….4

2. Социальная миссия потребительской кооперации…………………………..9

3. Преимущества потребительской  кооперации как социально –  ориентированной кооперативной  системы…………………………………….15

4. Значение и задачи  общественно-массовой деятельности  и их реализации в потребительских  обществах…………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Термин кооперация (лат. сooperatio - сотрудничество) обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтересованности в удовлетворении своих социальных, экономических и культурных потребностей.

      Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов и ценностей в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-изучить виды современных ценностей и принципов потребительской кооперации;

- выявить суть социальной миссии потребительской кооперации;

- рассмотреть взаимосвязь принципов и ценностей между собой и как они реализуются в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.

В данной курсовой работе будут  рассматриваться такие вопросы  как:

1. Современные кооперативные ценности и принципы потребительской кооперации России

2. Социальная миссия потребительской кооперации.

3. Преимущества потребительской кооперации как социально – ориентированной кооперативной системы.

4. Значение и задачи общественно-массовой деятельности и их реализации в потребительских обществах.

      Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Она состоит из введения, четырех вопросов, в конце каждого пункта соответствующий небольшой вывод, а в заключении делаются итоговые выводы, заключения, списка использованной литературы. Работа выполнена на 30 страницах печатного текста, содержит 1 рисунок, 3 приложения.

1.Современные кооперативные  ценности и принципы потребительской  кооперации  России

 

     Кооперативные  ценности и принципы имеют  важное значение для сохранения особенностей кооперативов и идеологии кооперативного движения. Поэтому кооператоры в конце XX в. разработали универсальные кооперативные ценности и принципы, которые приняты на конгрессе Международного кооперативного альянса в 1995 г. и записаны в Декларации о кооперативной идентичности.

     Кооператив  рассматривается как коллектив индивидуумов, общественно значимые ориентации которых совпадают. Поэтому можно дать следующее определение понятию «кооперативные ценности».

     Кооперативные ценности — это общественные ценности, разделяемые членами кооперативов и применяемые в совместной социально-экономической деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения своих материальных, социальных и культурных потребностей.

     В Декларации  о кооперативной идентичности определены универсальные кооперативные ценности, т. е. ценности, которые должны быть положены в основу деятельности каждого кооператива, имеющегося в мире.

Декларацией определено десять универсальных ценностей (Приложение 1).

     Значение кооперативных ценностей состоит в следующем:

- во-первых, кооперативные ценности регулируют внутренние членские и трудовые отношения, т. е. нравственные отношения между членами и работниками кооператива.

- во-вторых, кооперативные ценности поддерживают моральный престиж кооперативов и их объединений в обществе, т. е. регулируют отношения кооперативов с внешней средой. Кооперативные ценности вызывают доверие общества к кооперативам, обеспечивают им благоприятные нравственные предпосылки для развития.

     Кооперативные ценности утверждают основы гуманизма в межличностных отношениях внутри кооператива и вносят гуманные начала между субъектами рыночных отношений: между кооперативами и гражданами; кооперативами и юридическими лицами; кооперативами и политическими и общественными институтами.

     Таким образом, кооперативы осуществляют социально-экономическую деятельность на основе универсальных кооперативных ценностей.

     Кооперативные принципы — это основные положения, правила, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, руководители и специалисты в повседневной социально-экономической деятельности.

     Многие люди понимают принципы как заповеди. Однако принципы больше чем заповеди, так как они являются путеводителем, с помощью которого кооперативы внедряют кооперативные ценности в жизнь (рис. 1).

Кооператив может служить  надлежащим образом своим членам и обществу, если он соблюдает кооперативные принципы. Ежедневно, принимая решения, нужно руководствоваться кооперативными принципами, чтобы обеспечить демократический характер социально-экономической деятельности кооператива.

     Принципы, которые лежат в основе деятельности кооперативов, являются взаимозависимыми. Они неотделимы друг от друга: когда не выполняется один из них, все остальные теряют силу. О кооперативах нельзя судить по одному из принципов, их деятельность следует оценивать, принимая во внимание все принципы в комплексе.

 

Ценности


 


                     Принципы                                                                             Практика

Рис. 1. Взаимосвязь кооперативных ценностей, кооперативных принципов и кооперативной практики

Соблюдение кооперативных  принципов в ежедневной практике позволяет сохранить кооперативную идентичность и жизнеспособность кооперативов.

МКА определил семь основных кооперативных принципов (Приложение 2).

     Первые три принципа определяют членские отношения в кооперативе. Последующие принципы определяют правила внутренней и внешней деятельности кооператива.

     Эти семь принципов являются универсальными, гибкими, применимыми на различных уровнях, в различных типах кооперативов и при различных социально-экономических условиях. Они указывают пути к созданию лучшей организации, и это требует принятия решения о характере демократии в кооперативе, об использовании полученных доходов, о формах участия членов в деятельности кооператива и вознаграждении за участие.

Кооперативные принципы необходимы при разработке кооперативных законов и уставов.

- Первый принцип — добровольное и открытое членство.

Добровольное членство в  кооперативе означает, что вступление в кооператив и выбытие из него — добровольные.

     Кооператив — самостоятельная организация. Граждане и юридические лица сами создают кооператив и управляют им.Открытое членство дает право входить в кооператив всем гражданам, независимо от их материального положения, политических и религиозных убеждений.

- Второй принцип — демократический членский контроль.

     Кооперативы — это демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в выработке политики и принятии решений. Руководители кооператива подотчетны членам кооператива. В кооперативах у всех членов равные права при голосовании (один член — один голос). Кооперативные организации более высоких уровней — союзы кооперативов — также организованы в соответствии с демократическими принципами.

- Третий принцип — экономическое участие членов.

     Члены кооператива вносят взносы (доли) в совместное имущество кооператива и, таким образом, формируют кооперативный капитал. Члены кооператива принимают экономическое участие в деятельности своих кооперативов также путем внесения вкладов, покупки товаров и услуг, другим образом. Члены кооператива как коллективные собственники распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, на следующие цели: развитие кооператива (строительство магазинов, приобретение транспорта); социальную деятельность (строительство жилых домов, содержание детских садов); дивиденды и другие выплаты членам кооператива.

- Четвертый принцип — автономия и независимость.

     Этот принцип обеспечивает кооперативам свободу и независимость. Законодательство предоставляет кооперативам независимость в осуществлении социальной и экономической деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с управлением, распределением прибыли, вступлением в союзы, и многие другие кооперативы решают самостоятельно.

- Пятый принцип — образование, повышение квалификации, информация.

     Кооперативы дают образование и постоянно обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и специалистов для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Руководители и специалисты информируют членов кооперативов о результатах и проблемах социально-экономической деятельности, а также отчитываются перед ними о своей работе.

Члены кооперативов и менеджеры кооперативов информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

- Шестой принцип — сотрудничество между кооперативами.

     Кооперативы более эффективно ведут социально-экономическую деятельность и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

- Седьмой принцип — забота об обществе.

     Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов.

     В то же время кооперативы как местные организации тесно связаны с населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, т. е. о развитии общества.

Таким образом, в Декларации о кооперативной идентичности МКА (1995 г.) изложены кооперативные ценности и принципы, которые являются надежным ориентиром для развития кооперации в третьем тысячелетии.

Кооперативные принципы позволяют  реализовывать кооперативные ценности в ежедневной социально-экономической деятельности кооперативов.

Кооперативные принципы способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной экономики.

Современными кооперативными принципами, принятыми МКА, являются:

—  добровольное и открытое членство;

—  демократический членский контроль;

—      экономическое  участие членов кооператива в  его деятельности;

—      автономия  и независимость;

—  образование, повышение  квалификации, информация;

—  сотрудничество между  кооперативами;

—  забота об обществе.

     Реализация этих принципов обеспечивает социальную направленность деятельности кооперативов.

 

 

 

 

 

 

2. Социальная миссия потребительской  кооперации 

 

     Основная: задача современной экономической политики российского государства - формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

     Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации - потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием,  сельским  хозяйством,  заготовками, Производством и др.).

     Потребительская         кооперация   -   социально-ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В законе "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" дано следующее определение системы потребительской кооперации: Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

     В этом определении четко выражена социальная миссия - главная цель системы потребительской кооперации -удовлетворение материальных и иных потребностей членов.

В приложении 3 представлена схема, в которой выделены виды хозяйственной (коммерческой) деятельности потребительской кооперации; принципы, способствующие реализации ее социальной миссии.

Менеджеры, организующие работу каждой отрасли хозяйственной деятельности, должны соблюдать в своей деятельности кооперативные принципы,, представленные в приложении 3. Только тогда может быть достигнуто выполнение социальной миссии потребительской кооперации.

     Социальная миссия - это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.

     Социальная миссия, как главная цель каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза)совпадает:

-  потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов - пайщиков ;

-    потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов — потребительских обществ и их пайщиков. Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе - системе потребительской кооперации.

Информация о работе Ценности и принципы в социально-экономической деятельности потребительской кооперации