Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа
Машиностроение – комплекс отраслей промышленности, изготовляющих орудия труда, транспортные средства, а также предметы потре6ления и продукцию оборонного назначения. Уровень развития машиностроения определяет производительность труда в целом, качество продукции других отраслей промышленности, о6ороноспособность страны. Машиностроение – техническая основа интенсификации материального производства и база повышения его эффективности. Оно призвано играть ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса.
Введение
1.1. Определение типа производства
1.2. Выбор материала для изготовления детали:
1.2.1. Описание эксплуатационных требований
1.2.2. Описание технологических требований
1.2.3. Описание экономических требований
2. Обоснование способа получения заготовки
3. Разработка технологического маршрута изготовления детали
4. Разработка чертежа заготовки:
4.1. определение класса точности поковки;
4.2. определение группы стали;
4.3. определение степени сложности поковки;
4.4. определение массы заготовки
4.5. выбор конфигурации поверхности разъема штампа;
4.6. определение исходного индекса;
4.7. выбор припусков на механическую обработку;
4.8. определение допусков на размеры поковки;
4.9. выбор кузнечных напусков.
5. Разработка технологического процесса Т.О.:
5.1. Последовательность операций и назначение режима
5.2. Выбор технологического оборудования и контроль качества
6. Операционная кapтa
7. Список используемой литературы.
Внешние радиусы по табл. 10 при массе поковки 2,7 кг, толщине 42 мм и глубине полости ручья (Н/2) = 21 мм, получаем равными 2 мм
Величина внутренних штамповочных радиусов примерно в 3 раза больше соответствующих внешних радиусов и, следовательно = 6 мм
2.6.2.
Подготовка наметки под
Так как в чертеже готовой детали поковки имеется сравнительно небольшое отверстие (диаметром 32 мм), то штамповать будем без наметки, а отверстия впоследствии просверлим.
Под наметкой понимают два углубления высотой h, выштампованные в месте расположения отверстия и разделенные перемычкой небольшой толщины S. Перемычка впоследствии удаляется на пробивном штампе (эта операция называется прошивкой отверстия).
Чертеж заготовки
По полученным результатам вычерчиваем заготовку.
Вычерчиваем штрихпунктирными линиями контур готовой детали, а контур поковки вычерчиваем вокруг контура готовой детали сплошными линиями с учетом вычисленных размеров припyсков, допусков и напусков и получаем чертеж заготовки.
(Чертеж заготовки вычерчивается на листе формата А4)
5. Разработка технологического процесса Т. О.
5.1. Последовательность операций и назначение режима
В соответствии с технологическим маршрутом изготовления детали (табл. 1, п. 4), после горячей штамповки и грубой механической обработки стали, перед азотированием, для улучшения обрабатываемости материала режущим инструментом, снятия внутренних напряжений, а также улучшения структуры, назначаем предварительной термической обработкой нормализацию, для проведения которой нагреваем заготовку на 30-80°С выше АС3, с последующим после выдержки охлаждением на спокойном воздухе. Температуру нагрева можно назначить по диаграмме железо-цементит. Для нашей заготовки из стали 30Х2НВФА температура нагрева будет около 830°С. Нагрев осуществляем в электрической камерной печи СН3-2.2.0,9/13 (расшифровка индекса печи: С – нагрев сопротивлением, Н – нагревательная камера, З – защитная или окислительная атмосфера, ширина 200 мм, длина 200 мм, высота рабочего пространства 90 мм, максимальная рабочая температура в 1300°С (см. табл. 11). Время нагрева до заданной температуры, в соответствии с табл. 4, будет равно 65×54,4 = 3536 сек или 58,9 мин. Время выдержки при температуре нагрева в электрических печах ориентировочно берется в пределах 1,0 ÷ 1,5 мин на 1 мм сечения детали. В нашем случае будет 1×54,4 = 54,4 мин. Охлаждение на спокойном воздухе при скорости 10С/с произойдет за 920 сек или за 15,3 мин. Общее время 58,9 + 54,4 + 15,3 = 128,6 мин, или 2,14 часа. В камерных печах для загрузки и выгрузки деталей используют подвесные клещи на монорельсе.
Следующим этапом в соответствии с технологическим маршрутом (табл. 1, п. 5) является азотирование-вид химико-термической обработки (ХТО). Азотирование заключается в насыщении поверхностного слоя детали азотом после предварительного улучшения. Придает высокую твердость( 80-85 HRA), износостойкость и коррозийную стойкость поверхностному слою изделия при минимальном его короблении и не требует последующей обработки. Азотирование состоит из следующих операций: нагрев деталей в атмосфере аммиака при 500-700°С с последующим охлаждением в парах аммиака до 100°С, после чего проводится закалка с последующим низким отпуском.
Азотирование проводим в муфельной шахтной печи типа США-2.6/6 (см. табл. 11). Расшифровка индекса печи: С – нагрев сопротивлением, Ш – шахтная, а – для азотирования; диаметр рабочего пространства 2 дм, высота рабочего пространства 6 дм; округленная номинальная температура 600°С.
В качестве карбюризатора при азотировании используем пропан. Можно использовать другие углеводородные газы (бутан, природный газ), бензол, пиробензол, жидкие углеводороды (керосин и т.п.), подаваемые в печь через капельницу. Загрузку детали в печь осуществляют в корзинах.
Участки поверхности, не подлежащие азотированию, защищают электролитическим омеднением.
Азотирование проводят при температурах выше точки Ac3 (в нашем случае 830 ± 20)0С, когда устойчив аустенит, растворяющий углерод в больших количествах. Время нагрева до температуры 8300С, в соответствии с табл. 4, будет равно 65×54,4 = 3536 сек или 58,9 мин, или около 1 часа. Продолжительность выдержки для получения толщины азотированного слоя в 0,9 - 1 мм при азотировании берется, исходя из опытных данных, ориентировочно 2 часа. Общее время цементации 1 + 2 = 3 часа.
Термическая обработка после азотирования. Под термической обработкой понимают изменение структуры и свойств сплава путем нагрева его до определенной температуры, выдержки при этой температуре и последующего охлаждения с заданной скоростью. Для получения заданного комплекса механических свойств после азотирования необходима дополнительная термическая обработка деталей. Для тяжело нагруженных трущихся деталей машин, испытывающих в условиях работы динамическое нагружение, в результате термической обработки нужно получить не только высокую поверхностную твердость и износостойкость, но и высокую прочность (например, для зубчатых колес — высокую прочность на изгиб), а также высокую ударную вязкость. Для обеспечения указанных свойств после азотирования необходимо произвести закалку с последующим низким отпуском.
Закалка заключается в очень быстром (после нагрева и выдержки) охлаждении стали, нагретой до температуры выше АС1, АС3. Повышает твердость, прочность и износостойкость; измельчает структуру.
Но в нашем случае, после азотирования нашей стали 30Х2НВФА, как это делают в массовом и серийном производстве, выгодно и удобно закалку (в масле) проводить после азотированного нагрева с подстуживанием до 7400C. Время охлаждения, учитывая, что скорость охлаждения в масле 1500С/с, в данном случае около 5 секунд, так что им можно пренебречь.
Окончательной операцией термической обработки является низкий отпуск при 160 — 2000С, уменьшающий остаточные напряжения и не снижающий твердость стали. Т.к. поверхностный слой после науглероживания по составу близок к эвтектоидному, то для обеспечения после отпуска заданной твердости HRC64-66 (в среднем HRC65, отпуск надо производить с температуры 1800C. Охлаждение, после соответствующей выдержки, можно произвести на воздухе. Нагрев при отпуске можно произвести в электрической камерной печи СНО-3.6,5.2/7.
Время нагрева до заданной температуры, при скорости нагрева как для высокоуглеродистой низколегированной стали ≈ 50 + 100оС /час, будет равно около 180 мин, или 3 часа. Время выдержки при температуре нагрева в электрических печах ориентировочно берется (табл. 5) из расчета 120 мин +1 мин на 1 мм условной толщины сечения детали. В нашем случае будет 120 + 1×54,4 = 174,4 мин, или 2,9 часа. Охлаждение на спокойном воздухе при скорости 10С/с произойдет за 180 сек или за 3 мин, или за 0,05 часа. Общее время 3 + 2,9 + 0,05 = 3,95 часа. Структура поверхностного слоя после отпуска будет представлять мартенсит отпуска с включениями глобулярного азотирования.
Общее время ХТО с последующей ТО будет состоять из времени нормализации, азотирование, закалки и отпуска и, следовательно, 2,14 + 3 + 3,95 = 9,09 часа.
После азотирования зубья подвергают чистовой механической обработке – шлифованию (табл. 1, п. 6).
После азотирования, термической и чистовой механической обработки твердость поверхностного слоя составляет HRC 65.
5.2. Выбор технологического
оборудования и контроль
Нагрев для нормализации осуществляем в электрической камерной печи СН3-5.6.5,2/13.
Азотирование проводим в муфельной шахтной печи типа США-2.6/2.
Нагрев при отпуске можно произвести в электрической камерной печи СНО-3.6,5.2/7.
После чистовой механической обработке – шлифования осуществляют контроль качества упрочнения измерением твёрдости поверхности детали прибором ТК (пресс Роквелла).
Глубина азотированного слоя и толщина слоя после закалки контролируются по образцам-свидетелям, прошедшим цикл обработки вместе с контролируемой партией деталей c помощь лупы.
6. Операционная кapтa (согласно приложения 6-8)
(прилагается)
7. Библиографический список
1. Горбацевич А. Ф. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. - М.: Машиностроение, 1981.- 284с.
2. Дюмин Г. Е., Трегуб Н. Н. Ремонт автомобилей. – М.: Машиностроение, 2000.- 220с.
3. Семёнов Е. И. Ковка и объёмная штамповка. – М.: Высшая школа, 1972.- 352с.
4. Зуев В. М. Термическая обработка металлов. – М.: Высшая школа, 2001.- 288с.
5. Дальский А.М., Барсукова Т.М. и др. Технология конструкционных материалов. – М.: Машиностроение, 1993.- 448с.
6. Попова Г.Н., Алексеев
С.Ю. Машиностроительное
7. Мягков В.Д. Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч. - Л., 1978.
8. Технологический процесс
9. Разработка технологического
процесса изготовления
10. Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1987.- 388с.
11. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1980.- 326с.
12. Объемная облойная штамповка:
Методические указания к
Информация о работе Технологический процесс термической обработки колеса зубчатого