Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа
Машиностроение – комплекс отраслей промышленности, изготовляющих орудия труда, транспортные средства, а также предметы потре6ления и продукцию оборонного назначения. Уровень развития машиностроения определяет производительность труда в целом, качество продукции других отраслей промышленности, о6ороноспособность страны. Машиностроение – техническая основа интенсификации материального производства и база повышения его эффективности. Оно призвано играть ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса.
Введение
1.1. Определение типа производства
1.2. Выбор материала для изготовления детали:
1.2.1. Описание эксплуатационных требований
1.2.2. Описание технологических требований
1.2.3. Описание экономических требований
2. Обоснование способа получения заготовки
3. Разработка технологического маршрута изготовления детали
4. Разработка чертежа заготовки:
4.1. определение класса точности поковки;
4.2. определение группы стали;
4.3. определение степени сложности поковки;
4.4. определение массы заготовки
4.5. выбор конфигурации поверхности разъема штампа;
4.6. определение исходного индекса;
4.7. выбор припусков на механическую обработку;
4.8. определение допусков на размеры поковки;
4.9. выбор кузнечных напусков.
5. Разработка технологического процесса Т.О.:
5.1. Последовательность операций и назначение режима
5.2. Выбор технологического оборудования и контроль качества
6. Операционная кapтa
7. Список используемой литературы.
Федеральное агентство по образованию РФ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе
по материаловедению и ТКМ
Тема: Технологический процесс термической обработки колеса зубчатого
Выполнил:
Группа:
Проверил:
Сургут – 2011
Федеральное агентство по образованию РФ
Сибирская государственная автомобильно-
(СибАДИ)
Задание
на курсовой проект по материаловедению и ТКМ
Студенту АТ факультета АТХ группы 110
______________________________
(Ф.И.О.)
Разработать технологический процесс термической обработки
колеса зубчатого
Исходные данные:
Вариант – 6а
Материал детали - Сталь 30Х2НВФА
Метод упрочнения (термообработки) – Азотирование
Термообрабатываемая поверхность – Зубья
Глубина упрочняемого слоя, мм - 0,35...0,5
Твердость - 64...66 HRC
Объём курсового проекта: пояснительная записка 22 листа; графический материал 2 листа формата А4
Дата выдачи: "___" _________2010 г.
Срок выполнения: "___" ________2010 г.
Студент __________________ (Роспись).
Оглавление работы:
1. Введение
1.1. Определение типа производства
1.2. Выбор материала для изготовления детали:
1.2.1. Описание эксплуатационных требований
1.2.2. Описание технологических требований
1.2.3. Описание экономических требований
2. Обоснование способа получения заготовки
3. Разработка технологического маршрута изготовления детали
4. Разработка чертежа заготовки:
4.1. определение класса точности поковки;
4.2. определение группы стали;
4.3. определение степени сложности поковки;
4.4. определение массы заготовки
4.5. выбор конфигурации поверхности разъема штампа;
4.6. определение исходного индекса;
4.7. выбор припусков на механическую обработку;
4.8. определение допусков на размеры поковки;
4.9. выбор кузнечных напусков.
5. Разработка технологического процесса Т.О.:
5.1. Последовательность операций и назначение режима
5.2. Выбор технологического
оборудования и контроль
6. Операционная кapтa
7. Список используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроение является главной отраслью народного хозяйства, которая определяет возможность развития других отраслей.
Машиностроение – комплекс отраслей промышленности, изготовляющих орудия труда, транспортные средства, а также предметы потре6ления и продукцию оборонного назначения. Уровень развития машиностроения определяет производительность труда в целом, качество продукции других отраслей промышленности, о6ороноспособность страны. Машиностроение – техническая основа интенсификации материального производства и база повышения его эффективности. Оно призвано играть ведущую роль в ускорении научно-технического прогресса.
Машиностроение должно развиваться опережающими темпами: предусматривается ускоренное развитие производства приборов и средств автоматизации, вычислительной техники, прогрессивных видов металлоо6рабатывающего и электротехнического оборудования, приборов и аппаратов для атомных электростанций и химической промышленности, сельхозмашин, машин для легкой и пищевой промышленности, транспорта. Наряду с созданием систем и комплексов машин, оборудования и приборов для комплексного технического перевооружения, автоматизации и механизации отдельных отраслей производства, важнейшей задачей машиностроения является создание машин и агрегатов большой единичной мощности для металлургии, угольной, горнодо6ывающей, химической и нефтяной промышленности, энергетики и других отраслей. Наиболее важной частью машиностроения является станкостроительная промышленность, о6еспечивающая машиностроение и другие отрасли металлообрабатывающими станками, кузнечно-прессовым и литейным оборудованием, режущими и измерительными инструментами. Опережающие темпы роста машиностроения позволяют резко увеличить выпуск многих видов изделий, используемых в 6ыту. Отрасль машиностроения охватывает десятки тысяч о6ъединений, заводов, конструкторских и технологических 6юро и научно-исследовательских институтов. Удельный вес продукции машиностроения в о6щем объеме продукции промышленности превышает одну четверть.
Решение этих задач невозможно
без совершенствования
Основными направлениями
научно-технического прогресса в
промышленности являются: электрификация
производства — широкое применение
электрической энергии в
На базе новейших научных
открытий возникли принципиально новые,
более совершенные и
Новая техника и технологии, вводимые в производство, должны быть непременно лучше и эффективнее прежних. В противном случае нельзя достигнуть ни роста производительности труда, ни снижения себестоимости продукции, ни увеличить необходимые накопления на повышение жизненного уровня граждан России, на новое строительство, развитие науки, культуры, здравоохранения и т. д.
Также необходимо учитывать, что именно развитие отечественного машиностроения, а не импорт машин, является единственно правильным направлением в прогрессивном развитии промышленности и государства в целом.
Для облегчения должного качества продукции машиностроения ( изделий, деталей и т.д.) формирование их свойств осуществляется различными технологиями и очень широко применяются технологией термической обработки.
Термическая обработка. Термическая обработка представляет собой совокупность операций нагрева, выдержки и охлаждения металлических изделий с целью изменения структуры и свойств сплавов.
Термической обработке подвергают слитки, отливки, поковки, сварные соединения, детали машин, инструменты и др.
Все виды термической обработки в зависимости от назначения делятся на предварительные и окончательные.
Предварительная термообработка проводится для улучшения обрабатываемости материала режущим инструментом, повышения его пластичности, снятия внутренних напряжений и улучшения структуры.
Предварительной термообработке подвергаются заготовки деталей машин. К видам предварительной термической обработки, как правило, относятся: отжиг, нормализация, улучшение.
Окончательная (упрочняющая) термообработка проводится для придания требуемых эксплуатационных характеристик (твердость, износостойкость и т.д.) поверхностям деталей машин.
Все детали, подвергаемые окончательной (упрочняющей) термообработке, можно разделить на две группы. К первой группе относятся детали, работающие на трение, поэтому проведенная термообработка должна обеспечить необходимую твердость, износостойкость поверхностного слоя. Ко второй группе относятся детали, испытывающие при работе значительные нагрузки различного характера: растягивающие, изгибающие, крутящие, контактные.
В деталях, испытывающих в процессе эксплуатации растягивающие и сжимающие нагрузки, напряжения по сечению распределены более или менее равномерно. Для таких деталей применяют сквозную закалку и отпуск.
В деталях, работающих на изгиб, кручение или при высоких контактных нагрузках, сквозное упрочнение сечения не обязательно, но, желательно поверхностное упрочнение при сохранении вязкой сердцевины.
Виды термической обработки:
Отжиг (полный, неполный, нормализационный) – это вид термической обработки, в результате которой металл или сплав приобретает равновесную структуру с минимальной свободной энергией, отличающиеся высокой пластичностью и невысокой твердостью. При отжиге сталь нагревают на на 30-500С выше критической точки Ас3 (Ас1) и после прогрева и последующей выдержки при температуре нагрева, проводят медленное охлаждение. Как правило, детали охлаждают вместе с печью со скоростью 30-100 0С/час. При нормализации сталь после нагрева и выдержки охлаждают на спокойном воздухе.
Закалка – вид термической обработки, в результате которой в сплавах образуются неравновесные структуры (мартенситные), отличающиеся высокой твердостью. Закалка сталей заключается в их нагреве выше критической температуры A3 (для доэвтектоидных сталей) или A1 (для заэвтектоидных сталей), выдержке при этой температуре для завершения фазовых превращений и охлаждении со скоростью, равной или большей критической скорости закалки стали в охлаждающих средах.
Отпуск - это вид термической обработки, в результате которой в закаленных сплавах происходят превращения, приближающие их структуру к равновесной. Для обеспечения требуемых свойств, в зависимости от температуры нагрева применяют три вида отпуска: низкий (150–1800С), средний (350–4500С), и высокий (500–6500С).
Химико-термическая обработка стали (ХТО) - заключается в сочетании термического и химического воздействия с целью изменения состава, структуры и свойств поверхностного слоя детали в необходимом направлении.
При этом происходит поверхностное насыщение металлического материала соответствующим элементом (C, N, B, Al, Cr, Si, Ti и др.) путем его диффузии в атомарном состоянии из внешней среды (твердой, газовой, паровой, жидкой) при высокой температуре.
Назначение ХТО – поверхностное упрочнение и защита от коррозии с целью повысить надежность деталей машин.
1.1. Определение типа производства.
В машиностроении, в зависимости от широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска изделий, различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.
В единичном производстве выпускают изделия широкой номенклатуры в небольших количествах или индивидуально. Изготовление однотипных деталей совсем не повторяется или повторяется через определенные промежутки времени. При изготовлении деталей, как правило, используется универсальное оборудование.
В серийном производстве изготавливают партии деталей, регулярно повторяющиеся через определенные промежутки времени. В зависимости от размера партии различают мелко-, средне- и крупносерийное производство. Используется специализированное оборудование.
Для массового производства характерно изготовление большого количества однотипных деталей на специальном оборудовании.
Так как большинство деталей автомобильной и дорожной техники (валы, зубчатые колеса, шестерни, рычаги, оси, стаканы) изготавливаются партиями различных размеров, то в нашем случае тип производства – серийный
1.2. Выбор материала для изготовления детали:
1.2.1. Соответствие эксплуатационным требованиям
Условия работы нашей детали достаточно сложны: динамические нагрузки, напряжения изгиба в теле зуба, высокие контактные нагрузки, износ сопрягаемых поверхностей и т.д. (для других случаев, например, воздействие воздуха, воды, масла, кислоты, тепловые воздействия и т.п.). Такие условия работы детали предъявляют к материалу особые требования. Сталь 30Х2НВФА, низколегированная, содержащая 0.30% углерода, 2% хрома, по 1% никеля, вольфрама, ванадия, высококачественная сталь соответствует этим требованиям – после азотирования обеспечивает высокую конструктивную прочность и износостойкость поверхности и хорошую вязкость сердцевины зуба.
Информация о работе Технологический процесс термической обработки колеса зубчатого