Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:14, реферат
Стекло́ — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Физико-химически — неорганическое вещество, твёрдое тело, структурно — аморфно, изотропно; все виды стёкол при формировании преобразуются в агрегатном состоянии — от чрезвычайной вязкости жидкого до так называемого стеклообразного — в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты).
С 6 в. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт. В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественному С., было изготовление витражей. Среди средневековых стран мусульманского Востока в 12—14 вв. производством стеклянных изделий с эмалевыми росписями славилась Сирия.
В 15—16 вв. ведущее значение в декоративно-прикладном искусстве Европы приобрело венецианское стекло. С изобретением в 17 в. более твёрдого кальциевого С. и развитием техники гравировки центр художественного стеклоделия переместился в Чехию (см. Чешское стекло). С 1770-х гг. (первоначально в Англии) стало широко применяться С., полученное на основе окиси свинца (хрусталь или флинт-гласе), главным способом обработки которого явилось т. н. алмазное гранение, выявляющее способность хрусталя преломлять или отражать свет. Начиная с 18 в. интенсивно развивается и производство искусственных драгоценных камней. На рубеже 19—20 вв. к художественному С. обращаются специалисты по декоративно-прикладному искусству (Э. Галле, О. Даум, Э. Руссо во Франции, И. Хофман в Австрии, Л. К. Тиффани в США); в их изделиях, нередко отличающихся стремлением к ассоциативному сопоставлению художественных и природных, преимущественно растительных форм, преобладали черты стиля "модерн". Для современного художественного С. характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными, подчёркнуто фантастическим конфигурациями и усложнённо-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически-строгим решениям, выделяющим в качестве важнейших элементов образа простоту форм и прозрачность неукрашенного С.
В Древней Руси стеклоделие получило значительное развитие уже в домонгольский период (выделка украшений, сосудов, смальты для мозаик). Прерванное татаро-монгольским нашествием, производство художественного С. возродилось в 17 в., когда в 1635 был основан первый в России стекольный завод. Огромный вклад в производство цветного С. (главным образом для мозаик, бижутерии и архитектурной облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 Усть-Рудицкую фабрику. Важнейшую роль в развитии русского стеклоделия сыграл Императорский хрустальный и стекольный завод в Петербурге (заложенный Петром I в начале 18 в. под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург). В 18 в. были основаны также Гусевской хрустальный завод и Дятьковский хрустальный завод. Для русского искусства 18 в. Было характерно гутное С., изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеческих заводах (изделия из такого С., часто тёмные по тону, расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое С., декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Императорским заводом и наиболее крупными частными предприятиями; на этих же заводах с середины 18 в. производилось много изделий из молочного С. По проектам крупнейших зодчих (А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова, К. И. Росси, Т. де Томона) на Императорском заводе выполнялись (в стиле классицизма) детали осветительной арматуры, мебели и архитектурного декора. С конца 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в начале 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке ("русский камень"). К середине 19 в. в русском художественном С. возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, вазы, детали архитектурного декора); в конце 19 в. развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и металлу), распространяются влияния стиля "модерн".
В СССР интенсивное производство художественного С. начинается с конца 1930-х гг. Ведущую роль в развитии советского художественного стеклоделия сыграла скульптор В. И. Мухина (см. Ленинградский завод художественного стекла). В 50—60-е гг. художественные лаборатории появились почти на всех крупных советских заводах сортовой посуды. Среди видных мастеров декоративно-прикладного искусства, работавших на заводах СССР в 60—70-е гг., — Г. А. Антонова, А. А. Аствацатурьян, А. Г. Балабин, С. М. Бескинская, М.-Т. В. Грабарь, О. И. Гущин, Ю. В. Жульев, А. Д. Зельдич, Х. Кырге, Л. М. Митяева, В. С. Муратов, В. С. Мурахвер, М. А. Павловский, С. Раудвеэ, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов, В. А. Филатов. В. Я. Шевченко, Л. О. Юрген, Е. В. Яновская. В советском художественном С. выделяется несколько направлений: ленинградская школа (бесцветный и цветной хрусталь строгих форм с алмазной гранью), владимирское С. (использование традиций русского гутного С.), украинское С. (традиции украинского гутного С., яркая полихромия), прибалтийская школа (слабо окрашенное прессованное С. с тонкой гравировкой). В 60—70-е гг. плодотворно развивается витраж, широкое распространение получают создание хрустальных фонтанов и различных декоративных установок из С. и металла, изготовление изделий (в т. ч. гобеленов из стеклоткани) для украшения интерьеров.
Лит.: Петухов С. П., Стеклоделие, СПБ. 1898: Безбородов М. А., Очерки по истории русского стеклоделия, М., 1952; Евстропьев К. С., Торопов Н. А., Химия кремния и физическая химия силикатов, М., 1950; Качалов Н., Стекло, М., 1959; Батанова Е. И., Воронов Н. В., Советское художественное стекло, [М., 1964]; Бартенев Г. М., Строение и механические свойства неорганических стекол, М., 1966; Технология стекла, 4 изд., М., 1967; Шелковинков Б., Русское художественное стекло, Л., 1969; Аппен А. А., Химия стекла, 2 изд., Л., 1974; Роусон Г., Неорганические стеклообразующие системы, пер. с англ., М., 1970; Рожанковский В. Ф., Стекло и художник, М., 1971; Воронов Н. В., Рачук Е. Г., Советское стекло, [Л.], 1973; "Journal of glass studies", с 1959 (изд. продолж.); Giover R. and L., Contemporary art glass, N. Y., [1975].
Стекло и изделия из стекла, как хрупкий продукт, требуют особого внимания к упаковке, погрузке и транспортировке.
Изделия из стекла упаковываются в картон или погружаются в специальную деревянную невозвратную тару, промаркированную специальными бирками, в которых указывается завод-изготовитель, наименование изделия из стекла, размеры изделий и их количество.
Настоящий стандарт распространяется на листовое стекло (далее - стекло), предназначенное для остекления светопрозрачных строительных конструкций, средств транспорта, мебели, а также изготовления стекол с покрытиями, зеркал, закаленных и многослойных стекол и других изделий строительного, технического и бытового назначения.
Стандарт не распространяется на стекло армированное, узорчатое, окрашенное в массе, стекло с покрытием и другие виды листовых стекол со специальными свойствами.
Классификация, основные параметры и размеры.
4.1. Стекло должно
изготавливаться в
4.2. Стекло в
соответствии с его
4.3. Стекло в
зависимости от категории
Допускается по согласованию изготовителя с потребителем изготавливать стекло другой толщины, при этом предельные отклонения и разнотолщинность не должны превышать значений, приведенных в таблице для ближайшей меньшей толщины
4.4. Номинальная
толщина, предельные
Таблица 1. В миллиметрах
|
4.5 Предельные отклонения размеров по длине и ширине листа стекла не должны превышать значений, указанных в таблице 2.
Таблица 2. в Миллиметрах
|
Таблица 3. в Миллиметрах
|
4.7. Отклонение от плоскостности листа стекла не должно быть более 0,1 % длины наименьшей стороны.
4.8. Требования
к отклонению от
4.9. Условное
обозначение стекла должно
Пример условного
обозначения листового стекла марки
Ml твердых размеров длиной 1800 мм, шириной
1200 мм, толщиной 4 мм: Стекло листовое М1-ТР-1800*
1200*4 ГОСТ 111-2001.
То же, листового стекла марки М5 сводных
размеров длиной 2000 мм, шириной 1500 мм, толщиной
6 мм: Стекло листовое M5-CBP-2000*1500*6 ГОСТ 111-2001.
Примечание ~ При
экспортно-импортных oперацияx допускаются
другие условные обозначения, содержание
которых оговариваются в
Правила приемки
6.1. Приемку стекла
на соответствие требованиям
настоящего стандарта
6.2. Стекло подвергают приемосдаточным испытаниям по 4.4-4.8, 5.1.1, 5.1.2 и периодическим испытаниям по 5.1.3-5.1.5.
6.3. Приемосдаточные испытания
6.3.1. Проверку
партии стекла на соответствие
требованиям 4.4-4.8, 5.1.2 проводят по
двухступенчатому плану
Таблица 7. <.p>
|