Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:58, курсовая работа
Расчётно-графическая курсовая работа включает в себя расчёт взаимозаменяемости функциональных сборочных единиц узлов типа редуктор. Курсовая работа выполняется параллельно с курсовым проектом по дисциплине “Детали машин”, и поэтому в качестве объектов для расчёта по точности выбран червячный редуктор.
Введение
1 Расчет и нормирование червячной передачи.
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
1.2 Выбор вида сопряжения зубьев колес передачи
1.3 Выбор показателей для контроля червячных колес
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор посадок неподвижного соединения с
дополнительными креплениями
2.2 Расчет калибров
2.2.1 Расчет калибров пробок
2.2.2 Расчет калибров скоб
2.3Расчет и выбор посадок подшипников качения
2.3.1Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и в корпус
2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и
отверстий корпуса
3 Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь
Список используемых источников
Nmaxт
=50 ≤Nmaxр = 57,5
Причем выполняются требования ГОСта по соответствию степени точности червячного колеса точности отверстия (табл. 2.2 [3]).
Для
обеспечения неподвижности
ГОСТ
23360-78 предусматривает посадки
Применяем плотный тип соединения. Для плотного соединения установлены поля допусков ширины b для паза на валу P9. И для паза во втулке P9. Предельные отклонения указанных полей допусков соответствуют ГОСТ 25347-82, шпонка как основной вал имеет поле допуска h9.
В
этом случае посадка в соединении
со шпоночным пазом вала будет
и с пазом втулки
.
2.2 Расчет калибров.
2.2.1
Расчет калибров пробок
Исходные данные:
Отверстие d50Н8(+0,046)
Максимальный предельный диаметр отверстия Dmax =50,046
Минимальный предельный диаметр отверстия Dmin=50
Калибры для контроля отверстий называются пробками. Калибры изготовляются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров. При контроле деталей калибрами она признается годной, если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.
Допуски на изготовление калибров нормируются по ГОСТ 24853-81.
Для определения радиальных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта находятся численные значения параметров
H, Z, Y
Где H - допуск на изготовление калибра
Z- координата середины поля допуска проходной пробки
Y- координата, определяющая границу износа проходной пробки
H=4мкм, Z=6мкм, Y=5мкм.
Определяем предельные и исполнительные размеры пробок ПР и НЕ.
Dпрmax=Dmin+z+H/2=50+0,006+0,
Dпрmin=Dmin+z-H/2=50+0,006-0,
Dпризн=Dmin-y=50-0,005=49,995
мм;
Dпр исп=Dпрmax
–H =50,008-0,004
мм;
Dнеmax=Dmax+H/2=50,046+0,004/
Dнеmin=Dmax-H/2=50,046-0,004/
Dне исп=Dнеmax
–H=50,048-0,004
мм ; (11)
2.2.2
Расчет калибров скоб
Исходные данные:
Вал d = 50n7( ),
dmax= 50,05 мм,
dmin=50,02 мм.
Калибры
для контроля валов называются скобами,
которые, так же как и пробки имеют
проходную и непроходную
Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 выписываем координаты:
H1 = 4 мкм, Z1 = 3,5 , Y1 = 3 мкм ,Hр = 1,5 .
Определяем
предельные и исполнительные размеры
скобы ПР и НЕ
dПРmax=dmax-z1+H1/2=50,05-0,
dПРmin=dmax-z1-H1/2=50,05-0,
dПРизн=dmax+y1=50,05+0,003=50,
dПРисп=dПРmin+H1=50,0445+0,004
мм;
dНЕmax=dmin+H1/2=50,02+0,002=
dНЕmin=dmin-H1/2=50,02-0,002=
dHEисп=dHEmin+H1=50,018+0,004
мм; (18)
2.3Расчет и выбор посадок подшипников качения
2.3.1Расчет
и выбор посадок подшипников
качения на вал и в корпус
Исходные размеры:
Подшипник № 7309
D=100мм, d=45 мм, B=26 мм, r=2.5 мм
Радиальная нагрузка Fr=2 кН
Вал вращается, вал сплошной, корпус массивный, нагрузка умеренная.
Посадка внутреннего кольца с валом всегда осуществляется в системе основного отверстия, а наружного кольца в корпус в системе основного вала.
Выбор посадок для подшипников качения зависит от характера нагружения колец. В подшипниковых узлах редукторов кольца испытывают циркуляционное и местное нагружение. Внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно-нагруженным, при котором результирующая радиальная нагрузка воспринимается последовательно всей окружностью его дорожки качения и передается всей посадочной поверхностью вала.
Наружное кольцо подшипника испытывает местное нагружение, при котором постоянная по направлению результирующая радиальная нагрузка воспринимается лишь ограниченным участком окружности дорожки качения и передает её соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности корпуса.
Класс точности подшипника для червячной передачи выбирается в зависимости от степени точности червячной передачи по таблице 3.6 [2].
Степень точности червячной передачи 9, тогда класс точности подшипника 0.
Так как в изделии вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно-нагруженным, наружное кольцо, соединяющее с неподвижным корпусом, испытывает местное нагружение, следовательно, внутреннее кольцо должно соединяться с валом по посадке с натягом, наружное – с отверстием в корпусе – с небольшим зазором.
Посадку
внутреннего кольца подшипника на вал
определяем по интенсивности радиальной
нагрузки Pr, которая определяется
по выражению
где Fr –радиальная нагрузкана опору, Н
к1- динамический коэффициент посадки (при умеренной нагрузке
к1=1 табл 3.8 [2])
к2- коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга (при сплошном вале к2=1)
к3-коэффициент, учитывающий тип подшипника (для однорядных не сдвоенных подшипников к3=1)
В-ширина кольца подшипника, мм
Рr=2000*1*1*1/(27-2*2,5)=90,9 Н/мм
По рассчитанному значению Рr и номинальному диаметру d=45 мм устанавливаем поле допуска вала js6 (табл 3.7 [2])
Поле
допуска для отверстия в
Квалитет
точности для отверстия и вала устанавливается
в зависимости от класса точности подшипника.
При 0 классе точности вал обрабатывается
по 6, а отверстие – по 7 квалитету точности
Dотв=100Н7(+0,035)
dвала=45js6 ( )
Предельное отклонение для колец подшипника определяем по
ГОСТ 520-89
Dподш=100l0(-0.015)
Dподш=45L0(-0,012)
Таким образом посадка по внутреннему кольцу подшипника будет 35 , по наружному 100 .
2.3.2
Определение требований к
Требования к посадочным поверхностям вала и отверстия определяются по ГОСТ 3325-85. Шероховатость поверхностей определяется по таблице 3, допуски круглости и профили продольного сечения по таблице 4, допуск торцевого биения опорного торца вала по таблице 5.
Ra вала=1,25 мкм
Ra отв=1,25 мкм
Ra торц б=1,25 мкм
Тпр вала=Тпр сеч в=4,0 мкм
Тпр отв=Тпр сеч отв=9,0 мкм
Тторц
б вала=25 мкм
3
Расчет допусков размеров, входящих
в размерную цепь
Параметры замыкающего звена
АΔ=12±0,8
ESАΔ=+0,8
EIАΔ=-0,8
TАΔ= ESАΔ + EIАΔ = 1,6 (19)
EcАΔ=0
Размерная цепь
Номинальные
значения составляющих звеньев
А1=6,
А2=27, А3=9, А4=66, А5=20,
А6=27, А7=20, А8=187
Проверка правильности установки номинальных значений.
АΔ= A8 - A1
- A2 - A3 - A4
- A5 - A6 - A7
(20)
12=187
– 6 – 27 – 9 - 66 – 20 – 27 - 20
Среднее
значение допусков составляющих звеньев
ТАi ср
= ТАΔ/(m-1) (21)
ТАi ср = 1,6/(9-1)
= 0,2
Скорректируем полученное среднее значение допусков.
ТА1 = 0,120
ТА2 = 0,210
ТА3 = 0,150
ТА4 = 0,300
ТА5 = 0,210
ТА6 = 0,210
ТА7 =
0,210
Проверка
правильности корректировки допусков
ТА8 =
ТАΔ - ТА1
- ТА2
- ТА3
- ТА4
- ТА5
- ТА6
- ТА7
(22)