Размерные цепи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Расчётно-графическая курсовая работа включает в себя расчёт взаимозаменяемости функциональных сборочных единиц узлов типа редуктор. Курсовая работа выполняется параллельно с курсовым проектом по дисциплине “Детали машин”, и поэтому в качестве объектов для расчёта по точности выбран червячный редуктор.

Содержание

Введение
1 Расчет и нормирование червячной передачи.
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
1.2 Выбор вида сопряжения зубьев колес передачи
1.3 Выбор показателей для контроля червячных колес
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор посадок неподвижного соединения с
дополнительными креплениями
2.2 Расчет калибров
2.2.1 Расчет калибров пробок
2.2.2 Расчет калибров скоб
2.3Расчет и выбор посадок подшипников качения
2.3.1Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и в корпус
2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и
отверстий корпуса
3 Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Записка.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Nmaxт =50  ≤Nmaxр = 57,5 

       Причем  выполняются требования ГОСта по соответствию степени точности червячного колеса точности отверстия (табл. 2.2 [3]).

       Для обеспечения неподвижности червячного колеса с валом применяется призматическая шпонка. Работоспособность шпоночного соединения определяется точностью посадки по ширине шпонки (паза) b.

       ГОСТ 23360-78 предусматривает посадки образующие нормальное, плотное и свободное  соединение шпонок с пазами вала и  втулки в системе основного вала.

       Применяем плотный тип соединения. Для плотного соединения установлены поля допусков ширины  b для паза на валу P9. И для паза во втулке P9. Предельные отклонения указанных полей допусков соответствуют ГОСТ 25347-82, шпонка как основной вал имеет поле допуска h9.

       В этом случае посадка в соединении со шпоночным пазом вала будет и с пазом втулки . 

       2.2 Расчет калибров.

       2.2.1 Расчет калибров пробок 

         Исходные данные:

       Отверстие d50Н8(+0,046)

       Максимальный  предельный диаметр отверстия Dmax =50,046

       Минимальный предельный диаметр отверстия Dmin=50

       Калибры для контроля отверстий называются пробками. Калибры изготовляются  комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров. При контроле деталей  калибрами она признается годной, если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.

       Допуски на изготовление калибров нормируются  по ГОСТ 24853-81.

       Для определения радиальных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта находятся численные  значения параметров

H, Z, Y

    Где  H - допуск на изготовление калибра

    Z- координата середины поля допуска проходной пробки

    Y- координата, определяющая границу износа проходной пробки

    H=4мкм, Z=6мкм, Y=5мкм.

    Определяем  предельные и исполнительные размеры  пробок ПР и НЕ.

       Dпрmax=Dmin+z+H/2=50+0,006+0,004/2=50,008 мм;                     (5)

       Dпрmin=Dmin+z-H/2=50+0,006-0,004/2=50,004 мм;                       (6)

       Dпризн=Dmin-y=50-0,005=49,995 мм;                                              (7)

       Dпр исп=Dпрmax –H =50,008-0,004  мм;                                                  (8)

       Dнеmax=Dmax+H/2=50,046+0,004/2=50,048 мм;    (9)

       Dнеmin=Dmax-H/2=50,046-0,004/2=50,044 мм;    (10)

       Dне исп=Dнеmax –H=50,048-0,004 мм ;    (11) 
 

       2.2.2 Расчет калибров скоб 

       Исходные  данные:

       Вал d = 50n7( ),

       dmax= 50,05 мм,

       dmin=50,02 мм.

       Калибры для контроля валов называются скобами, которые, так же как и пробки имеют  проходную и непроходную сторону.

       Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы  ГОСТ 24853-81 выписываем координаты:

H1 = 4 мкм, Z1 = 3,5 , Y1 = 3 мкм ,Hр = 1,5 .

       Определяем  предельные и исполнительные размеры  скобы ПР и НЕ 

       dПРmax=dmax-z1+H1/2=50,05-0,0035+0,002=50,0485 мм;               (12)

       dПРmin=dmax-z1-H1/2=50,05-0,0035-0,002=50,0445 мм;                 (13)

       dПРизн=dmax+y1=50,05+0,003=50,053 мм;     (14)

       dПРисп=dПРmin+H1=50,0445+0,004 мм;                                                 (15)

       dНЕmax=dmin+H1/2=50,02+0,002=50,022 мм; (16)

       dНЕmin=dmin-H1/2=50,02-0,002=50,018 мм; (17)

       dHEисп=dHEmin+H1=50,018+0,004 мм; (18) 

           

       2.3Расчет и выбор посадок подшипников качения

       2.3.1Расчет  и выбор посадок подшипников  качения на вал и в корпус 

       Исходные  размеры:

       Подшипник № 7309

       D=100мм, d=45 мм, B=26 мм, r=2.5 мм

       Радиальная  нагрузка Fr=2 кН

       Вал вращается, вал сплошной, корпус массивный, нагрузка умеренная.

       Посадка внутреннего кольца с валом всегда осуществляется в системе основного отверстия, а наружного кольца в корпус в системе основного вала.

       Выбор посадок для подшипников качения зависит от характера нагружения колец. В подшипниковых узлах редукторов кольца испытывают циркуляционное и местное нагружение. Внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно-нагруженным, при котором результирующая радиальная нагрузка воспринимается последовательно всей окружностью его дорожки качения и передается всей посадочной поверхностью вала.

       Наружное  кольцо подшипника испытывает местное нагружение, при котором постоянная по направлению результирующая радиальная нагрузка воспринимается лишь ограниченным участком окружности дорожки качения и передает её соответствующему ограниченному участку посадочной поверхности корпуса.

       Класс точности подшипника для червячной передачи выбирается в зависимости от степени точности червячной передачи по таблице 3.6 [2].

       Степень точности червячной передачи 9, тогда класс точности подшипника 0.

       Так как в изделии вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркуляционно-нагруженным, наружное кольцо, соединяющее с неподвижным  корпусом, испытывает местное нагружение, следовательно, внутреннее кольцо должно соединяться с валом по посадке с натягом, наружное – с отверстием в корпусе – с небольшим зазором.

       Посадку внутреннего кольца подшипника на вал  определяем по интенсивности радиальной нагрузки Pr, которая определяется по выражению 

                                       

       где Fr –радиальная нагрузкана опору, Н

              к1- динамический коэффициент посадки (при умеренной нагрузке

       к1=1 табл 3.8 [2])

              к2- коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга (при сплошном вале к2=1)

              к3-коэффициент, учитывающий тип подшипника (для однорядных не сдвоенных подшипников к3=1)

              В-ширина кольца подшипника, мм

              Рr=2000*1*1*1/(27-2*2,5)=90,9 Н/мм

       По  рассчитанному значению Рr и номинальному диаметру d=45 мм устанавливаем поле допуска вала js6 (табл 3.7 [2])

       Поле  допуска для отверстия в корпусе  определяется в зависимости от диаметра D=100 мм, характера нагрузки и конструкции корпуса Н7 (табл 3.9 [2]).

       Квалитет  точности для отверстия и вала устанавливается в зависимости от класса точности подшипника. При 0 классе точности вал обрабатывается по 6, а отверстие – по 7 квалитету точности  

Dотв=100Н7(+0,035)

dвала=45js6 ( )

         Предельное отклонение для колец подшипника определяем по

ГОСТ 520-89

Dподш=100l0(-0.015)

Dподш=45L0(-0,012) 

     Таким образом посадка по внутреннему  кольцу подшипника будет  35 , по наружному 100 .

     2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстий корпуса. 

     Требования к посадочным поверхностям вала и отверстия определяются по ГОСТ 3325-85. Шероховатость поверхностей определяется по таблице 3, допуски круглости и профили продольного сечения по таблице 4, допуск торцевого биения опорного торца вала по таблице 5.

     Ra вала=1,25 мкм

     Ra отв=1,25 мкм

      Ra торц б=1,25 мкм

      Тпр валапр сеч в=4,0 мкм

      Тпр отвпр сеч отв=9,0 мкм

      Тторц б вала=25 мкм 
 
 
 
 
 
 

      3 Расчет допусков размеров,  входящих  в размерную цепь 

      Параметры замыкающего звена

      АΔ=12±0,8

          ESАΔ=+0,8

          EIАΔ=-0,8

      Δ= ESАΔ + EIАΔ = 1,6              (19)

      EcАΔ=0 

      Размерная цепь

        
 
 
 
 

      Номинальные значения составляющих звеньев 

      А1=6, А2=27, А3=9, А4=66, А5=20, А6=27,  А7=20, А8=187 

      Проверка  правильности установки номинальных значений.

        АΔ= A8 - A1 - A2 - A3 - A4 - A5 - A6 - A7  (20) 

      12=187 – 6 – 27 – 9 - 66 – 20 – 27 - 20 

      Среднее значение допусков составляющих звеньев 

      ТАi ср = ТАΔ/(m-1) (21) 

      ТАi ср = 1,6/(9-1) = 0,2 

      Скорректируем полученное среднее значение допусков.

      ТА1 = 0,120

      ТА2 = 0,210

      ТА3 = 0,150

      ТА4 = 0,300

      ТА5 = 0,210

      ТА6 = 0,210

      ТА7 = 0,210 

      Проверка  правильности корректировки допусков 

      ТА8 = ТАΔ - ТА1 - ТА2 - ТА3 - ТА4 - ТА5 - ТА6 - ТА7    (22) 

Информация о работе Размерные цепи