Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:58, курсовая работа
Расчётно-графическая курсовая работа включает в себя расчёт взаимозаменяемости функциональных сборочных единиц узлов типа редуктор. Курсовая работа выполняется параллельно с курсовым проектом по дисциплине “Детали машин”, и поэтому в качестве объектов для расчёта по точности выбран червячный редуктор.
Введение
1 Расчет и нормирование червячной передачи.
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
1.2 Выбор вида сопряжения зубьев колес передачи
1.3 Выбор показателей для контроля червячных колес
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор посадок неподвижного соединения с
дополнительными креплениями
2.2 Расчет калибров
2.2.1 Расчет калибров пробок
2.2.2 Расчет калибров скоб
2.3Расчет и выбор посадок подшипников качения
2.3.1Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и в корпус
2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и
отверстий корпуса
3 Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь
Список используемых источников
Содержание
Введение
1 Расчет и нормирование червячной передачи.
1.1 Выбор степеней точности червячной передачи
1.2 Выбор
вида сопряжения зубьев колес передачи
1.3 Выбор
показателей для контроля червячных колес
2 Расчет и нормирование точности гладких цилиндрических соединений
2.1 Расчет и выбор посадок неподвижного соединения с
дополнительными
креплениями
2.2 Расчет
калибров
2.2.1 Расчет
калибров пробок
2.2.2 Расчет калибров скоб
2.3Расчет и выбор посадок подшипников
качения
2.3.1Расчет и выбор посадок подшипников качения на вал и в корпус
2.3.2 Определение требований к посадочным поверхностям вала и
отверстий корпуса
3 Расчет допусков размеров, входящих в размерную цепь
Список используемых источников
Расчётно-графическая курсовая работа включает в себя расчёт взаимозаменяемости функциональных сборочных единиц узлов типа редуктор. Курсовая работа выполняется параллельно с курсовым проектом по дисциплине “Детали машин”, и поэтому в качестве объектов для расчёта по точности выбран червячный редуктор.
Для развития машиностроения большое значение имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, применение и создание надёжных средств технических измерений и контроля.
В машиностроении созданы и
освоены новые системы
отраслевая
специализация на основе унификации
и стандартизации изделий, широко используются
методы комплексной опережающей стандартизации,
повсеместно внедряются системы управления
и аттестации продукции, а также система
технологической подготовки производства.
Исходные данные
Число зубьев колеса z2 = 39
Межосевое расстояние передачи a =125 мм
Модуль m = 5 мм
Делительный диаметр колеса d = 195 мм
Окружная скорость v = 0,5 м/c
Ширина
зубчатого венца b =48 мм
Система допусков червячных передач (ГОСТ 3675-81) устанавливает 12 степеней точности червячных колес.
Степень
точности проектируемого червячного колеса
устанавливается в зависимости
от окружной скорости колеса. По таблице
2.1 [2] исходя из Vокр=0,5 м/с для червячных
колес выбираем 9 степень точности
по норме плавности. Используя принципы
комбинирования норм по различным степеням
назначаем 9 степень точности по кинематической
норме, а по норме полноты контакта на
1 степень точнее.
Вид сопряжения передачи выбирается по величине гарантированного бокового зазора.
Боковой зазор – зазор между нерабочими профилями зубьев, который необходим для размещения смазки, компенсацией погрешностей при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурных деформаций.
Величину бокового зазора, необходимую для размещения слоя смазки ориентировочно можно определить по зависимости
jn min расч.=V= 0,01*m (для тихоходной передачи)
По рассчитанной величине jn min расч.=0,05 мм в зависимости от межосевого расстояния aw=125 мм из таблицы 17 Гост 3675-81 выбираем вид сопряжения Д, причем выполняется условие
0,1
Тогда
степень точности червячного колеса
будет записана 9-9-8-C
Выбор показателей для контроля червячного колеса производятся согласно рекомендациям [2] по таблицам 2,3,5 ГОСТ 3675-81, а по таблицам 6,8,22 этого же ГОСТа назначаем на них допуска.
Средства для контроля показателей выбираем по таблице 6 с 400-405 [5]. Результаты выбора сводим в таблицу 1.
Таблица 1 – Показатели и приборы для контроля червячных колес
Норма точности |
Наименование и условное обозначение контролируемого параметра | Условное обозначение и численное значение допусков, мкм | Наименование и модель прибора |
1 Кинематическая точность |
Радиальное биениеа |
|
Биениемер Б-10М |
2 Норма плавности работы |
Колебание измерительного
межосевого расстояния на одном зубе |
|
Прибор для контроля аw МЦ-400Б |
3 Норма полноты контакта |
Суммарное пятно контакта |
по высоте не
менее 55%
по длине не менее 50% |
Контрольно-обкатной станок |
4 Боковой зазор |
Верхнее Ess и Ts’ нижнее отклонения измерительного межосевого расстояния за один оборот колеса | Ess= 67 Ts’= 190 |
Зубомер хордовый ЗИМ-16 |
Толщина витка червяка по хорде Еss назначается по таблицам 18 и 19 ГОСТ 3675-81
Еss= 67 мкм
Допуск на толщину витка по хорде выбирается по таблице 20
Требования к точности заготовки определяются допусками на диаметры выступов da , радиальным и торцовым биением. Допуски на диаметры выступов назначаются по 14 квалитету точности Tda=IT14, так как наружный диаметр в процессе контроля не является базой.
Допуск на радиальное биение поверхности вершин находится по зависимости:
Допуск на торцевое биение определяется по зависимости
Fт=Fтаб=20 мкм
Где Fтаб определяется по таблице справочника [4]
Fт=20мкм
Шероховатость
рабочей поверхности зубьев выбирается
по таблице [1]
мкм.
2 Расчет и нормирование
2.1
Расчет и выбор посадок
Исходные данные:
точность червячного колеса 9-9-8-С
номинальный диаметр соединения d=50 мм
ширина шпоночного паза t=16
число зубьев колеса z=39
модуль m=5
допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr=80 мкм
Соединение червячного колеса с валом редуктора с дополнительным креплением при помощи шпонки является разъемным неподвижным соединением, образованным переходной посадкой. Расчет разъемных соединений, образованных переходными посадками производится исходя из условий:
-
обеспечение высокой точности
центрирования зубчатого
- обеспечение легкой сборки и разборки соединения
Сочетание этих двух условий возможно лишь при небольших натягах или зазорах в соединении.
Хорошее центрирование червячного колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничения динамических нагрузок. Известно, что наличие зазора в сопряжении за счет одностороннего смещения вала в отверстии вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего кинематическую точность. В этом случае наибольший допустимый зазор, обеспечивающий первое условие, может быть определен по формуле
Fr
KT
где KT - коэффициент запаса точности (KT=2..5), принимаем KT= 2
Fr - допуск на радиальное биение
зубчатого венца, (Fr=80 мкм)
Smax=
80/2=40 мкм
Наибольший возможный натяг в соединении рассчитываем по формуле
3-z
Nmax=Smax-----,
3+z
где z-аргумент функции Лапласа, который определяется по её значению
Ф0(z)=P∆-0.5,
где P∆ -вероятность получения зазора в соединении. При 8 степени точности по кинематической норме точности P∆=0.3, тогда Ф0(z)=0.3-0.5=-0.2
По таблице [4] находим z=-0,54
3+0.54
Nmax = 40*--------- = 57,5 мкм ,
3-0.54
По
номинальному диаметру соединения d=50мм
и
=57,5мкм,
=32мкм по ГОСТ 25347-82 выбираем переходную
посадку
. Параметры выбранной посадки не превышают
расчетных
Smaxт =26 Smaxр =40