Черная металлургия Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

В Китае получили свое развитие черная и цветная металлургия. Черная металлургия базируется на собственных запасах железной руды, большинства легирующих металлов и коксующегося угля. Крупнейшими по добыче железорудных месторождений являются, Аньшань, Мааньшань, Баян-Обо, Дае. Китай обеспечивает около ¼ мирового производства вольфрама и половину его экспорта, крупнейшие разработки – в провинции Хунань, Цзянси, Гуандун. Марганцевые руды также добываются на юге и в меньших количествах на северо-востоке страны.

Работа содержит 1 файл

черн металлургия китая.docx

— 163.10 Кб (Скачать)

  МГУ имени М. В. Ломномосова

  Экономический факультет

   
 
 
 
 
 
 

  Реферат на тему: 
«Черная металлургия Китая» 

   
 
 
Выполнила студентка группы 407 
Наталия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Москва

  2012 

 

 

  В Китае  получили свое развитие черная и цветная  металлургия. Черная металлургия базируется на собственных запасах железной руды, большинства легирующих металлов и коксующегося угля. Крупнейшими  по добыче железорудных месторождений  являются, Аньшань, Мааньшань, Баян-Обо, Дае. Китай обеспечивает около ¼ мирового производства вольфрама и половину его экспорта, крупнейшие разработки – в провинции Хунань, Цзянси, Гуандун. Марганцевые руды также добываются на юге и в меньших количествах на северо-востоке страны. Добыча никеля, хрома, кобальта недостаточна для черной металлургии, и эти металлы импортируются. Примерно 30% мирового импорта никеля приходится на Азиатский регион, а стратегическим импортером Китая является Россия. Основу металлургического комплекса Китая образуют комбинаты полного цикла, ориентирующиеся на собственные бассейны угля и железной руды, на привозное сырье. По выплавке стали Китай занимает второе место (88 млн. т) после Японии. В Китае пять металлургических баз: северо-восточная (Аныпань, Фушунь, Фусинь, Далянь), две в Северном Китае (Пекин, Тяньцзинь  и Баотоу), нижнее течение р. Янцзы (Баошань, Шанхай), среднее течение р. Янцзы (Ухань).

  

  В черной металлургии мира Китай уже давно  не просто лидер, а заслуженный чемпион, неуклонно наращивающий свое преимущество. С одной особенностью – он не занимается пиаром, предпочитает «играть  на своем поле», преимущественно  сбывая свою продукцию в своей  же стране. Тем не менее состояние огромной китайской металлургии, ее экспорта и импорта все сильнее отражается на ценообразовании и товаропотоках металла на глобальном рынке. Но еще в большей степени (почти полностью) оно определяет ситуацию с металлургическим сырьем в мире.

  Огромные  темпы роста производства стали (в пределах 16–27% в год) в черной металлургии Китая, причем несколько  лет подряд, давно впечатляют специалистов мира. Это заметно выше общеизвестных  успехов роста экономики этой страны (с 1998 г. в среднем на 9% в  год) и вызывало обоснованное беспокойство властей.

  Помимо  бурного развития экономики Китая, огромному росту в национальной металлургии способствует ряд внутренних особенностей, которые удерживают себестоимость  производства стали в КНР на одном  из самых низких уровней в мире, несмотря на ее неуклонное увеличение в последние годы. Позитивная динамика развития черной металлургии Китая наблюдается уже более трех десятилетий (с 1982 г.). С 1996 г. КНР является мировым лидером по производству стали, причем отрыв от остальных крупнейших стран-производителей (Японии, США, России и Индии) стремительно растет, оставляя их далеко позади (рис. 2).

  

  Основанием  китайского «металлургического чуда»  является очень дешевая рабочая  сила. Средняя зарплата китайского металлурга, по данным Metals Consulting International Limited и Bureau of Labor Statistics, составляет лишь около $1,1 в час (ниже только в Индии). При этом в России аналогичный показатель составляет порядка $2,3, в Бразилии – $3,2, Тайване – $6,4, Японии – $21,7, США – $23,8. Самые высокие зарплаты, у сталепроизводителей Европы, в частности в Германии ($34,1), Швеции ($29,7), Великобритании ($25,3) и Франции ($26).

  Помимо  экономии на фонде зарплаты, Китай  полностью обеспечен одним из важнейших видов металлургического  сырья. КНР (в отличие от США и  ЕС) имеет огромные запасы угля, добыча которого на сегодня составляет 2,034 млрд т в год, а в 2010 г. производственные мощности должны вырасли еще на 1,104 млрд т. Поэтому неудивительно, что КНР практически полностью обеспечивает себя собственным коксующимся углем и коксом. При наличии экспортных квот и пошлин это создает некоторый избыток на внутреннем рынке и освобождает большинство местных металлургов от высоких мировых цен на данное сырье. В конце 2008 г. внутренние цены китайского кокса по разным регионам страны составляли $330–450 за т, что в полтора раза (и более) ниже текущих мировых цен на спотовом рынке.

  Металлургия Китая имеет значительную уязвимость по отношению к растущей стоимости  импортной железной руды (страна поглощает  около 50% железной руды, перевезенной морем, так как руда собственных месторождений  низкого качества и трудно добываема). Однако в итоге КНР все-таки имеет более низкую себестоимость производства стали по сравнению с производством в США, Европе и многих других регионах мира.

  В итоге, согласно данным World Steel Dynamics, в 2007 г. на интегрированных комбинатах Китая, обеспечивающих себя собственной железной рудой на 50–55% и на 100% – коксом, себестоимость производства слябов и блюмов составила $330 за т, тогда как в США – минимум в $381 за т. Предприятия со 100%¬й закупкой ЖРС в прошлом году вышли на себестоимость $450–457 за т заготовки в США и ЕС, а в Китае – на $385–393 за т (табл. 1).

  Вместе  с тем, далее по переделам металлургии, разница в себестоимости производства нарастает. К примеру, для г/к плоского проката она достигает $120–135 за т.

  Кроме «сырьевых» преимуществ, китайская металлургия  получает также определенную поддержку  от государства в виде субсидий (например, возврат НДС при экспортных операциях). Американский институт чугуна и стали (AISI) утверждает, что за 10 лет (с 1998 по 2008 гг) китайские металлурги в общей сложности получили $52 млрд государственных субсидий. Однако Китай в лице Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA) постоянно опровергает эти данные. Он обращает внимание на то, что политика Пекина уже несколько лет направлена на ограничение развития («торможение») национальной стальной отрасли, указывая на введение различных экспортных пошлин, лицензий на торговлю, ограничений по производству.

  В результате правительственных мер по ограничению  экспорта и ввиду относительно низкой себестоимости производства, внутренние цены на китайский металл стабильно  удерживаются на более низком уровне, чем экспортные котировки на эту же продукцию.

  Наибольший  разрыв между китайскими внутренними  и экспортными ценами наблюдаются  в сегменте заготовки, катанки и  арматуры, который с января 2008 г. резко увеличился, а в мае достиг 44–55% (заметно превысив экспортные пошлины в 20–25%).

  Также в  2008 году постепенно растет разница между ценами на толстый лист (которая в мае составила 39%), г/к рулон (35%), оцинкованный лист (23%) и х/к рулон (20%) (рис.1*)

  При этом внутренние цены на китайский прокат с начала года увеличились в среднем  на 29% (в основном за счет расходов на сырье, электроэнергию и транспорт), а цены для экспорта – на 37%. Постепенный рост стальных цен на рынке Китая в 2008 г. заметно отстает от мировой динамики. Их уровень не просто по-прежнему остается заметно ниже мирового уровня цен (рис. 2) – разрыв явно вновь нарастает.

  

  Китайскому  машиностроению, строительству и  прочим потребителям металла поставляется все более дешевое (к мировому уровню) «сырье», что наращивает конкурентные преимущества перерабатывающих отраслей при поставках конечной продукции  на экспорт. Металлургия КНР многие годы вносит заметный вклад в превращение  страны в «мастерскую мира». 

  По данным CISA, выплавка стали крупными и средними металлургическими предприятиями  составила 464,53 млн т в 2009 г., увеличившись по сравнению с 2008 г. на 11,3 % (или на 47,05 млн т). Выплавка чугуна крупными и средними предприятиями в течение года выросла на 15,3 % (или на 58,76 млн т) до 443,23 млн т, а производство металлопродукции – на 13,7 % (52,1 млн т) до 431,63 млн т. Таким образом, выпуск стали, чугуна и металлопродукции крупными и средними предприятиями составил 81,8 %, 81,5 % и 62,3 % соответственно от общего объема производства данных видов продукции в стране 

  Конкурентоспособность и экспорт

  Низкая  себестоимость китайской металлопродукции давно обеспечивает ей высокую конкурентоспособность  на мировом рынке. При приемлемом качестве стали она заметно дешевле  продукции других стран (исключая разве что Россию и Украину).

  Несколько лет назад китайские метпредприятия весьма увлеклись выгодным экспортом стальной продукции. В 2006 г. Китай превратился из мирового лидера по импорту стали в одного из ведущих ее экспортеров. А в 2007 г. страна возглавила список экспортеров стали. В 2009 году экспорт стальной продукции из Китая составил 62,6 млн т, что выше уровня 2001 г. в 12 раз. В последние годы темпы прироста экспорта варьировались от 15 до 46%, однако наибольшие пики роста пришлись на 2004 г. (105%) и 2006 г. (110%), после чего Китай и стал неттоэкспортером стальной продукции. При этом неттоэкспорт (превышение экспорта над импортом) в 2006 г. составил 24,5 млн т, а в 2007 г. – уже 45,8 млн т.

  В отличие  от стального экспорта, китайский  импорт черных металлов с 2004 г. неуклонно  падает, снизившись в 2008 году до уровня 2001 г. – почти 17 млн т (рис. 3).

  

  Фактически  обнаружился проигрыш металлургии  большинства стран мира перед  натиском серьезнейшего конкурента – дешевой китайской стали. Причем долгое время в товарной структуре  экспорта стали из Китая преобладала  продукция с низкой добавленной  стоимостью, а именно стальная заготовка  и другие полуфабрикаты, на долю которых  приходилось от 16 до 33% от всего объема экспортируемой металлопродукции.

  Наиболее  резкий выплеск экспорта китайской  стальной заготовки на мировой рынок  произошел в 2004 г., когда он превысил 6 млн т, тогда как ранее объемы поставок составляли не более 1,3–2,7 млн т.

  В 2005 и 2006 г. экспорт полуфабрикатов продолжил  расти и достиг 7 и 9 млн т соответственно, однако их доля в общей структуре снижалась, уступая место прокату дальнейшего передела (в частности арматуре, прутку, профилям, а также г/к плоскому прокату и листу с покрытиями).

  С 2007 года ситуация с экспортом стальной заготовки стала кардинально меняться. Ее поставки из Китая на внешний рынок впервые за пятилетку сократились на 29%, а рыночная доля упала до 9%, при этом доля проката в 2007 г. выросла почти до 90% по сравнению с 57% в 2001 г.

  В 2008 году тенденция сокращения вывоза китайской заготовки еще более усугубилась. С введением таможенной пошлины на эту продукцию в 25%, поставки стальных полуфабрикатов на внешний рынок упали на 96% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., до 0,1 млн т, а их доля в экспортной товарной структуре составила всего 1% (в январе–апреле 2007 г. – 11%). При этом доля проката выросла на 10%, до 97%.

  Более того, в начале 2009 года экспорт металла из Китая снизился практически по всем видам стальной продукции в среднем на 24%, до 16,2 млн т. Наиболее сильно (после заготовки) снижение отразилось в сегментах стальной арматуры (-82%), чугуна (-71%), уголка и профиля (-38%), листа с оцинкованным покрытием (-40%) и сварных труб (-37%). Лишь по некоторым товарным позициям наблюдался заметный рост: при экспорте листа с цветным покрытием (+89%), х/к листа (+38%) и бесшовных труб (+22%).

  Однако  в денежном выражении объем экспорта многих видов стальной продукции  вырос, что объясняется заметным ростом экспортных цен. Снижение средней экспортной цены на китайский прокат за последние годы наблюдалось единожды – на 4% в 2006 г., когда темпы роста внешних поставок превысили темпы роста дохода от зарубежных продаж на 9%. Наибольшее увеличение средней экспортной стоимости металла из Китая отмечалось в 2004 г. (+31%) и сейчас, в 2008 г. (+37% по итогам первых 4 месяцев). При этом рост цен в 2009 году относительно января–апреля 2007 г. позволил Китаю нарастить экспортную выручку на 4% ($14,35 млн) при 24%¬м снижении поставок на внешний рынок в натуральном выражении (рис. 6).

  Основными внешними рынками сбыта китайской  стали являются страны АТР, ЕС и США, на долю которых приходится около 80% всего китайского экспорта. Однако в последнее время постепенно увеличивается доля других стран–импортеров стальной продукции из КНР.

  Эта тенденция  обусловлена постоянным вводом ограничений  на импорт металла из Китая в ряде развитых стран (в частности в  США и ЕС), а также стремлением  китайских экспортеров стали  к максимальной диверсификации рынков сбыта (особенно в развивающиеся  страны Юго¬Восточной Азии и Ближнего Востока, которые требуют в последнее время все больше стали, рис. 7).

  Крупнейшей  страной – потребителем стальной продукции Китая несколько лет  подряд является Южная Корея, которая  с 2002 г. поглощает 19% экспорта китайской  стали. За ней следуют США (примерно 7%), а также Вьетнам, Италия, Иран и Индия – каждая занимает по 5% китайского экспорта, Бельгия и Испания – по 4%, Сингапур, Гонконг, Арабские Эмираты, Тайвань – по 3%, Таиланд, Филиппины, Саудовская Аравия, Индонезия, Россия и Канада – по 2%. Остальные страны (более 160) занимают 1% и менее.

  Отметим, что РФ с 2002 г. увеличила импорт стали  из Китая в 93 раза. Так, если еще 6–7 лет  назад Россия покупала не более 10,5 тыс. т китайского металла, то в 2007 г. –  уже почти 1 млн т (т. е. 961,564 тыс. т).

  Также китайская  сталь за последние 6 лет существенно  увеличила свое присутствие на рынке  Индии (в 256 раз), Бельгии (в 103 раза), Голландии (в 79 раз), Испании (в 66 раз), Ирана (в 60 раз) и ОАЭ (в 49 раз).

Информация о работе Черная металлургия Китая