Триумф упаковки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 23:24, статья

Описание работы

Вообще, упаковка это не просто предмет а комплекс мер и средств для подготовки упакованного предмета к транспортировке или хранению.

Триумф упаковки
Упаковка — мусор или возможность сэкономить?
Безопасносность в обращении с упакованными продуктами.

Работа содержит 1 файл

Триумф упаковки.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Вообще, упаковка это не просто предмет а комплекс мер и средств для подготовки упакованного предмета к транспортировке  или хранению. 

Триумф упаковки

Упаковка —  мусор или возможность сэкономить?

Безопасносность в обращении с упакованными продуктами. 

Триумф упаковки 

В романе И. Ильфа  и Е. Петрова "Золотой теленок", действие которого происходит в 1930 году, бледную вареную курицу заворачивали в "Экономическую газету". Даже совсем недавно, всего лет 20 назад, пищевые  продукты на прилавках наших магазинов  продавали без фирменной упаковки. Колбасу, сыр, масло заворачивали в бумагу, из которой самой престижной была пергаментная. А в более отдаленные довоенные и послевоенные времена жидкие продукты разливали в стеклянные и железные банки, бидоны, судки; крупы и сахар насыпали в мешки и наволочки. 

С развитием  технического прогресса положение  с упаковкой кардинально изменилось. Наряду с традиционными упаковочными материалами, такими, как бумага, металл, стекло, ткань, появились полимерные, комбинированные, металлизированные, а затем и материалы с новыми свойствами. 

Основные функции  упаковки - сохранить свежесть продукта, защитить его от повреждений или  потерь при транспортировке, складировании  и хранении, облегчить доставку до дома. Кроме того, упаковка информирует покупателя о массе, составе, пищевой и энергетической ценности продукта, о сроках его изготовления и хранения, о координатах изготовителя. А еще защищает окружающих от нежелательного воздействия самого продукта, например от слишком резкого, не для всех приятного запаха. 

Требования к  полимерным, комбинированным и прочим упаковочным материалам для пищевой  промышленности просты и понятны. Материалы  должны быть стойкими к механическому  воздействию и влиянию погодных факторов, не набухать при контакте с продуктом и не допускать проникновения его через стенки упаковки. Обязательное условие - наличие гигиенического сертификата, гарантирующего, что в состав упаковочного материала не входят канцерогены, мутагены или аллергены, что он не изменяет органолептические и физиологические свойства продукта и не выделяет вредные вещества в количествах, превышающих допустимый с гигиенической точки зрения уровень. Очень важно также, чтобы упаковочные материалы после их использования было легко утилизировать или переработать. Иначе мир погрязнет в бытовых отходах. 

Современные пищевые  упаковки не только предохраняют продукты от порчи. Среди технологических  новинок - "умные" упаковки, которые  сами разогревают и охлаждают  продукты, пропускают одни газы и задерживают  другие, регулируют интенсивность микроволнового нагрева. Появились упаковки с бактерицидными свойствами, съедобные и др. Такие упаковки называют активными, так как они воздействуют непосредственно на продукт. 

Упаковка - мусор  или возможность сэкономить? 

Задумываемся  ли мы о стоимости упаковки продуктов, когда оплачиваем их в супермаркете? В среднем супермаркете с ассортиментом около 15-17 тысяч упаковка рассматривается маркетологами как практически единственной возможностью привлечь наше внимание. Супермаркеты с системой самообслуживания сделали упаковку важным средством конкурентной борьбы, ведь товар в торговом зале доступен покупателю еще до того момента, как он его приобрел, он может потрогать продукт рукой и потом либо купить, либо положить на место. Да и магазинов самообслуживания просто не было бы при отсутствии товаров в расфасованном виде и соответствующей упаковки. 

В конечном счете, удачно подобранная упаковка с лихвой оправдывает вложения в нее, поэтому  производитель может позволить  себе и позволяет любой каприз… за наши деньги. Яркая упаковка вызывает больший интерес у потребителей, чем продукция в пленке без печати, тем более если производитель продукта еще не получил широкую известность. Однако расходы на пленку с печатью существенно выше: здесь, кроме ширины, толщины и качества расходного материала, учитываются также область печати и количество используемых цветов. Себестоимость пакета с печатью может возрасти в несколько раз. 

Деятельность  многих производителей сегодня базируется на принципе: «Упаковка – это тоже продукт». Недаром так развит рынок упаковки в Северной Америке и Западной Европе. Потребление упаковки на душу населения в цивилизованных странах впечатляет: лучше всех «упакованы» американцы – 230 кг на человека в год, и европейцы – в среднем 120 кг. По данным все-мирной организации упаковщиков (WPO) упаковочная промышленность «весит» около 2% совокупного мирового продукта. 

Производителю необходимо по возможности максимально  исключить зависимость производства от реализации, иметь возможность  «работать на склад», а значит, сроки хранения упакованной продукции должны быть не менее 20-30 дней. К тому же упаковочные материалы должны обладать водо-, паро-, аромато-, жиронепроницаемостью. 

Упаковочный рынок  всегда готов предложить решение: термоусадочная, стрейч-пленка, вакуумные пакеты, полистирольная и ПВХ-пленка, многослойная упаковка. Однако при всем разнообразии и красочности упаковки все материалы можно отнести к основным группам: полимеры, комбинированные материалы, стекло, металлы.  
 

Полимерные упаковки 

Свежее мясо упаковывают в формованные лотки  из вспененного экструдированного  полистирола, которые затем покрывают  прозрачной полимерной стрейч-пленкой. 

Среди большого разнообразия микроконтейнеров прозрачные идеальны с точки зрения демонстрации продукта. 

Мини-упаковки чаще всего используют в самолетах  и отелях. 

В упаковке полимеры вытесняют «классические» материалы  – бумагу, картон, стекло, металл и  другие. Здесь находят свое применение пять основных полимеров – полиэтилен, полипропилен, полистирол, поливинилхлорид и полиэтилентерефталат. 

Главное преимущество полиэтиленовой упаковки для производителей и потребителей то, что она, во-первых, на 20-40% дешевле стеклянной тары, и  во-вторых, позволяет существенно  сократить потери при транспортировке. 

Недаром самый  высокий спрос на майонез, молоко и кисломолочные продукты именно в полиэтиленовых «подушечках». Многие производители осваивают фасовку  майонеза в дой-паки (стоячие полиэтиленовые пакетики); незначительная часть продукции  выпускается в пластиковых стаканчиках. Ведь пакеты из полиэтиленовых многослойных пленок являются на сегодняшний день наиболее экономичным, дешевым и удобным упаковочным материалом. Такое строение обеспечивает хорошую защиту от света, кислорода и других газов, которые так нужны для асептической упаковки молочных продуктов. 

В настоящее  время 16% всего объема фасуемых жидких молочных продуктов разливается  в пластиковые бутылки (как правило, из полиэтилена и полипропилена) А если бутылочка окрашена в белый  цвет, то в стоимость входит и стоимость весьма недешевого концентрата для окрашивания пластиков. 

Полиэтилентерефталат (PET) активно вытесняет стекло из производства бутылок, что позволило  этому материалу за пару десятилетий  превратиться из достаточно редкого  в товар широкого потребления. Он используется в основном для упаковки безалкогольных напитков и минеральной воды. 

В последнее  время в PET стали упаковывать и  пиво, но до сих пор практически  не решены основные проблемы такой  упаковки: газо- и светопроницаемость, к тому же под воздействием спирта в содержимое бутылки могут выделяться вредные вещества. Правда, для производителя эти недостатки компенсируются увеличением срока хранения пива в такой упаковке до 3-х месяцев. 

Из поливинилхлорида изготавливают термоусадочные пакеты для мясной и сырной промышленности (оболочки для сыров). В скандинавских и некоторых других странах Европы упаковка из ПВДХ категорически запрещена, во многих странах существуют жесткие ограничения на использование поливинилхлорида в отраслях, где продукция тесно контактирует с человеком или пищей, в связи с его токсичностью и канцерогенностью. Организация «Гринпис» считает ПВДХ (а точнее, его компонент винилхлорид) самым вредным на земле веществом, который все еще разрешен во многих странах, именно в контакте с продуктами питания или человеком. 

Тройная упаковка мини-головок сыра. Чтобы освободить головку от воска, нужно потянуть один из концов полимерной ленты. 

Вакуумная упаковка мясных и рыбных продуктов. 

Сыр в пластиковом  лотке запаян прозрачной ламинированной пленкой, позволяющей покупателю видеть продукт. 

Из полистирола  изготавливают стаканчики, поддоны. У полистирола (PS) есть существенный недостаток: вредное влияние на организм человека как при переработке, так  и при использовании. 

Лоток из вспененного полистирола с влагопоглощением: 1 — отверстия; 2 — уплотнительный слой из полистирола (ps); 3 — впитывающий слой из вспененного экструдированного полистирола (eps); 4 — слой eps, придающий жесткость; 5 — уплотнительный слой (ps). 

Уже при нагревании выше 60-80°С отмечается миграция токсичного стирола в пищевые продукты. Его запах можно ощутить, наливая горячий чай в одноразовые стаканчики. Поэтому для контакта с горячей водой он не рекомендуется, изделия из полистирола можно применять лишь для холодных пищевых продуктов. 

Полипропилен (РР) почтительно называют королем пластмасс. Он является весьма устойчивым почти  во всех отношениях полимером: устойчив к высоким температурам, имеет  низкую паро- и газопроницаемость, химически  стоек и нейтрален. 

Полипропилен используется для упаковки сметаны, йогуртов, творожной массы, сгущенки и т.п. Все названные продукты имеют высокий процент жирности, что не является препятствием для полипропилена, поскольку полимер обладает отличной жиростойкостью. 

Однако покупая разносолы, мороженое, майонез в пластиковых ведерках, не стоит забывать, что часто стоимость этого ведерка составляет треть цены от стоимости покупки. Это легко проверить, сравнив стоимость, например, мороженого в пластиковом ведерке и полиэтиленовом пакете такого же объема. Недаром же для тех, кто хочет экономить на упаковке, все крупные производители бытовой химии выпускают так называемые «запаски», цена которых в среднем на 30% ниже продукции, расфасованные в пластиковые бутылочки. 

Для разлива  молока длительного хранения (от 20 суток до 9 месяцев) и соков используются коробки из многослойного картона. 

Многослойные  материалы 

Вакуумная скин-упаковка состоит из жесткой картонной  или пластиковой подложки и футляра  из прозрачной термоусадочной пленки. 

С внешней стороны такой картон покрыт слоем полиэтилена, предотвращающего проникновение влаги. С внутренней стороны картон также покрыт полиэтиленом, а между ними внедрен тончайший слой алюминиевой фольги – неотъемлемой части антисептической упаковки. Слой алюминия предохраняет содержащиеся витамины от их разрушения светом. У картона, и не только многослойного, более высокая себестоимость, чем у пластика. 

Использование асептического розлива увеличивает  срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций, но за эти удобства производителя платит в итоге покупатель. Вам-то зачем хранить молоко 9 месяцев? Стоимость упаковки из многослойного картона сравнима со стоимостью упаковки из стекла. 

И все-таки одним  из старейших и наиболее экологичных  видов молочной тары является стекло. 

Стекло 

Стекло химически  стабильно, инертно в химических реакциях с продуктом, препятствует проникновению газов, жидкостей  и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно. Из стекла в пищевой продукт не переходят вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса. По этой же причине ликероводочная продукция – крупнейший потребитель стеклотары. В стеклянной таре продукты не портятся годами, и ее материал не разрушают большинство химических соединений. 

Но, покупая соусы, кетчупы в стеклянных бутылочках, баночках с закручивающимися крышками (так называемая «еврокрышка»), стоит  помнить, что данный продукт однозначно дороже своего собрата в дой-паке. И баночка с «еврокрышкой» будет стоить дороже баночки со старой знакомой крышкой для консервации. 

Металлическая тара 

Львиную долю металлической  тары для напитков, занимают алюминиевые  банки разных видов. Несмотря на все  предубеждения, напиток в алюминиевой банке сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой. 

Банка непрозрачна, алюминий надежно защищает продукцию  от вредного воздействия окружающей среды и практически никак  не воздействует на продукцию. Но изначально банка для покупателя немного дороже, чем стеклотара. И опять очевидные плюсы для производителя: прочность, легкость, возможность утилизации и повторной переработки. 

Информация о работе Триумф упаковки