Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа
Цель данной работы состоит в оценке того, как выглядит Россия на фоне других государств мира, что сделано мировым сообществом на пути борьбы с табакизмом, как связано курение населения с уровнем экономического развития его страны, какие меры пресечения курения наиболее плодотворны, и для каких государств они являются подходящими.
Введение 3
Глава 1. Проблема курения в мире 5
1.1. Проблема здоровья населения мира 5
1.2. История табакокурения 6
Глава 2. Региональные различия табачной индустрии 12
2.1. Производство табака 12
2.2. Потребление табака 13
2.3. Измерение потребление табака 17
2.3. Рейтинг стран по уровню потребления табака. 20
Глава 3. Типология государств по особенностям развития табачной индустрии. 23
3.1. Группировка стран мира по особенностям распространения табакокурения. 23
3.2. Особенности распространения курения в государствах разных групп. 24
3.3. Меры по борьбе с курением, применяемые в мире 30
Заключение. 35
Библиографический список 37
При средней урожайности табака 11-15 ц с 1 га в мире ежегодно производится 5-6 млн. т сухой массы табака, предназначенного в основном для курения. Следует отметить, что в развивающихся странах производство табака увеличивается более быстрыми темпами, чем в экономически развитых государствах. Это объясняется, во-первых, резким расширением его продажи на внутреннем рынке развивающихся стран, а во-вторых, возможностью сокращения импорта, увеличением притока иностранной валюты, повышением занятости населения.
В странах ЕС в табачной промышленности непосредственно занято более 100 тыс. человек. Еще около 600 тыс. человек занимаются выращиванием табака. К этому следует добавить также более полмиллиона граждан Европейского экономического сообщества, занятых в системе сбыта табачных изделий. Крупнейшим производителем явилась ФРГ.
Таблица основных производителей табака см. «Приложение 1»
Табачная промышленность — одна из отраслей пищевой промышленности, предметом производства которой являются различные табачные изделия и сырьё для их изготовления. Основные производители сигарет — США, Китай и Великобритания. Распределение рынка между компаниями: CNTC (Китай) 33.7%, Altria (США) 17.6%, BAT (British American Tobacco) (США) 15.1%, Imperial Tobacco (Великобритания) 3.6% и прочие компании 30%. Табачная промышленность, как правило, привлекает значительную часть иностранных инвестиций. Средняя зарплата работников табачной компании превышает в два раза зарплату сотрудников других предприятий. Табачная промышленность является зависимой от иностранных фирм по производству табака. В 1996 г. производство сигарет составило 206 млрд. штук, а 2006 г. - 413 млрд. штук. Таким образом обороты этой промышленности выросли за 10 лет в два раза. У промышленности есть отрасли: производство и переработка табака, производство табачной продукции (сигары, сигареты, папиросы), вспомогательное производство (упаковка, производство курительных принадлежностей).
За последние пятьдесят лет практически во всех странах мира существенно выросло производство и потребление табачных изделий. В Нидерландах производство сигарет увеличилось в среднем на душу населения в 2 раза, в США - в 2,8 раза, а в ФРГ и Швеции - более чем в 5 раз. Отличительной чертой тенденций, проявившихся в последнее время практически во всех развитых странах, является рост производства табачных изделий при некотором снижении их потребления. Однако это снижение коснулось только мужчин. Сложившееся положение обусловлено тем. что в последнее десятилетие главная реклама табачной промышленности ведущих капиталистических государств была ориентирована на новые объекты - женщин и детей, а излишки табачной продукции сплавляются в развивающиеся страны. [12]
В ФРГ, по данным 2009 года, курят 22% населения, а среди молодых людей в возрасте 16-29 лет курящие составляют 47%.
В Новой Зеландии в 1976 г. курили 38% мужчин и 32% женщин, а в 2009 г. курили 35% мужчин и 29% женщин, однако при этом возросло число курящих женщин в возрасте до 24 лет.
В развивающихся странах, по материалам ВОЗ (2009), распространенность курения среди мужчин составляет от 40 до 70% и выше (Бангладеш, Филиппины, некоторые районы Индии и др.), а среди женщин редко превышает 30%.
В развивающихся странах Восточной Европы, по данным 2009, среди мужчин регулярно курят 44% и 17,4% - от случая к случаю, а среди женщин регулярно курящие составили 11,1% и не систематически курящие - 17,7%.
В России до первой мировой войны курение являлось прерогативой только мужчин. Детская беспризорность после первой мировой и гражданской войн способствовала распространению курения среди детей. Обследование, проведенное в 1927 г., показало, что среди рабочих курящими являлись 68% мужчин и 45% женщин.
На основании проведенного в разных республиках и областях СССР опроса Л.В. Орловский (1971) пришел к заключению, что среди взрослых жителей курящее население составляет 48%. Последние данные свидетельствуют о том, что около 37% населения нашей страны являются курящими людьми. Проведенные в разных областях и республиках страны опросы населения показывают, что более 60% мужчин и 17% женщин являются заядлыми курильщиками). Установлено также, что доля курящих в сельской местности несколько меньше, чем в городах: среди мужчин на 7%, а среди женщин - на 3,3%. По результатам комплексных исследований, проводившихся С.П. Олейниковым в Москве и Каунасе, установлена связь курения с некоторыми социально-демографическими характеристиками. Среди мужчин 40-50 лет с помощью стандартного опросника было выявлено 48,2% курящих в Москве и 43,1% - в Каунасе. В обоих городах отмечалось статистически достоверное уменьшение процента курящих с возрастом, что можно объяснить нарастанием частоты отказов от курения в связи с ухудшением состояния здоровья. Оказалось, что реже курят мужчины с высшим образованием (37,2% в Москве и 33% в Каунасе), чем со средним (соответственно 59,7 и 50,5%) и начальным образованием (64,8 и 51,2%). Помимо возраста и уровня образования, на распространение курения влияет профессиональная принадлежность: среди рабочих курили 60,1% в Москве и 49,8% в Каунасе, среди технических работников и работников сферы обслуживания - 52,2 и 41,6%, среди лиц умственного труда - 37,9 и 30,6%.
Распространенность
потребления табака среди населения
является важным средством измерения
величины обусловленных табаком
проблем. Эта информация особенно полезна
при сравнении отдельных стран
или их групп по уровню популярности
курения.
Знание об уровнях распространенности усиливает возможности контроля над табаком. Повторяющиеся периодические опросы по распространенности среди являются особенно полезными для определения тенденций в поведении, касающемся потребления табака.
Так как табак может потребляться в различных формах, важно при измерении распространенности определять форму потребления табака, особенно если в этом обществе несколько форм потребления табака являются обычными. Например, в Индии необходимо сообщать о распространенности общего потребления табака, а также о курении биди, использовании жевательного табака и о других формах.
Определение терминов
Глобальный мониторинг эпидемии табака и сравнения между странами требуют стандартизации терминов и концепций, которые должны быть определены очень четко. Основные определения представлены ниже.
Любое население можно поделить на две категории, курильщики и некурящие.
В
данной работе предлагается генерализировать
понятие «курильщик» и «
Следующие формулы нужно использовать для вычисления объема различных категорий потребления табака. Например,
Чтобы определить распространенность курения, необходимо выяснить курительный статус каждого человека в исследуемой группе. Чтобы выполнить это, необходимо разработать ряд вопросов или вопросник, который затем будет предложен группе. Для выявления статуса относительно курения рекомендуется применять следующие основные вопросы. В анкете они должны сопровождаться другими вопросами, цель которых состоит в получении от респондентов информации социально-демографического характера (например, минимальный возраст, пол, социально-экономическое положение).
Информация о работе Типология государств по особенностям развития табачной индустрии