Сущность, задачи и проблемы развития инфраструктуры товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:59, доклад

Описание работы

Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов «іпfra» (ниже, под) и «structure» (строение, расположение, порядок). Инфраструктура означает комплекс составляющих или внутреннее строение.

Инфраструктура товарного рынка – это совокупность субъектов товарного рынка (предприятий и организаций), которые осуществляют различные виды деятельности в сфере товарного обращения.

Работа содержит 1 файл

Тема 2.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

    По  приведенным причинам оптовая торговля до сих пор не обеспечивает в полной мере выполнения своих функций, основными из которых являются преобразование производственного ассортимента в торговый, своевременное снабжение товаров в розничную торговую сеть в оптимальных объемах и достаточном ассортименте, оценка конъюнктуры товарных рынков, маркетинговое обслуживание производителей и розничных предприятий, сдерживание роста розничных цен.

    Тем не менее в современных условиях ряд факторов влияют на развитие предприятий оптовой торговли в целом положительно, особенно в последние годы. К этим факторам принадлежат:

  • подъем экономики Украины и наращивание объемов производства отечественными производителями;
  • развитие международной торговли, снабжение импортных товаров;
  • увеличение количества владельцев мелкорозничной сети (малых предприятий, предпринимателей);
  • расширение производственного ассортимента товаров и его обновление;
  • увеличение количества мелких товаропроизводителей, которые не имеют возможности самостоятельно поставлять товары в розничную сеть;
  • осложнение прямых хозяйственных связей по схеме «производитель - розничный торговец», в результате чего производитель заинтересован в продвижении своих товаров через оптовое звено;
  • определение производителями своей специализации, которая территориально отдаляет их от районов потребления.

    Переход на рыночные отношения оказал содействие формированию системы организаторов оптового оборота, к которым принадлежат выставки, оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки. Главной задачам этих субъектов являются создания условий для закупок и продажи оптовых партий товара. Появление и функционирование организаторов оптового оборота обусловлено как интересами производителей, которым необходима надежная и ритмически функционирующая система сбыта товаров, так и интересами предприятий розничной торговли, заинтересованных в построении своей системы беспрерывного товароснабжения.

    В последние годы украинские и иностранные фирмы проявляют большой интерес к розничной торговле. Ее привлекательность заключается в том, что она является завершающим звеном в продвижении товаров от производителя к потребителю, и потому за счет денежной выручки от продажи товаров можно быстрее возмещать свои затраты и получать прибыль.

    В 90-х годах розничной торговлей начали заниматься производственные и оптовые предприятия, создавая собственные фирменные магазины. Тем не менее общее количество магазинов розничной торговли в Украине имело тенденцию к резкому сокращению. Так, на протяжении 1999 - 2002 гг. их количество уменьшилось с 121 тыс. до 67 тыс, или почти в 2 раза.

    Также наметилась тенденция к уменьшению размеров магазинов во всех областях Украины. Средний размер торговой площади магазина на начало 1991 г. составлял 94 кв. г, а на начало 2003 г. – 68 кв. г. В промышленных областях магазины крупнее, чем в западных регионах, где розничная сеть традиционно отличалась небольшими площадями.

    Такое сокращение розничной сети является следствием уменьшения уровня реальной заработной платы, появления безработицы, распространения платного обучения и медицинского обслуживания, повышения платы за коммунальные услуги и других факторов, которые привели к сокращению платежеспособного спроса на товары широкого потребления. Это подтверждается данными статистики: в 2002 г. объем розничного товарооборота в Украине в сопоставимых ценах с 1990 г. уменьшился почти на 60%.

    С переходом на рыночные отношения  розничной торговлей начали заниматься не только предприятия, а и физические лица, зарегистрированные как предприниматели. В условиях недостатка первоначального капитала предпринимателям намного легче открыть собственный киоск, палатку или другой пункт мелкооптовой продажи товаров и делать на этом бизнес. В отличие от производственного предпринимательства не надо привлекать большие финансовые, материальные и трудовые ресурсы, налаживать сложный технологический процесс для производства конкурентоспособной продукции. Однако в Украине на протяжении 1991 - 2002 гг. количество киосков и палаток уменьшилось с 25 до 23 тыс.

    Предприниматели отдавали предпочтение торговле на розничных рынках, количество которых за тот самый период увеличилась с 1,6 до 2,9 тыс. Розничные рынки привлекали предпринимателей как места концентрации потенциальных покупателей и относительно низкой стоимостью организации торговли сравнительно с арендованными помещениями и площадями в магазинах. Впрочем, и до сих пор не исчезает проблема качества торгового обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил, пожарной безопасности и др.

    К проблемам розничной торговли, решение которых будет оказывать содействие ее развитию, принадлежат:

  • сложные процедуры получения разрешительных документов в органах государственного контроля;
  • незнание и нарушение правил продажи товаров и гарантийного обслуживания;
  • низкий контроль за качеством товаров, которые поступают в розничную сеть от производителей и предприятий оптовой торговли;
  • устаревшая материально-техническая база розничной сети и розничных рынков, особенно в сельской местности;
  • нарушение правил размещения торговых точек вдоль дорог, которое заставляет пешеходов выходить на проезжую часть, мешая движению транспорта;
  • самовольный захват рынками охранных зон под высоковольтными линиями, проезжей части дорог в частном жилом секторе и др.;
  • «уличная» торговля и ее отрицательные следствия как для покупателей, так и для предприятий розничной торговли;
  • фальсификация товаров;
  • свертывание розничной сети в сельской местности, труднодоступных и малонаселенных районах;
  • высокие цены и низкое качество продукции предприятий общественного питания, расположенных в учебных заведениях.

Информация о работе Сущность, задачи и проблемы развития инфраструктуры товарного рынка