Сущность, задачи и проблемы развития инфраструктуры товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:59, доклад

Описание работы

Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов «іпfra» (ниже, под) и «structure» (строение, расположение, порядок). Инфраструктура означает комплекс составляющих или внутреннее строение.

Инфраструктура товарного рынка – это совокупность субъектов товарного рынка (предприятий и организаций), которые осуществляют различные виды деятельности в сфере товарного обращения.

Работа содержит 1 файл

Тема 2.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Тема 2. Сущность, задачи и проблемы развития 
инфраструктуры товарного рынка

2.1. Сущность инфраструктуры  товарного рынка

    Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов «іпfra» (ниже, под) и «structure» (строение, расположение, порядок). Инфраструктура означает комплекс составляющих или внутреннее строение.

    Инфраструктура  товарного рынка  – это совокупность субъектов товарного рынка (предприятий и организаций), которые осуществляют различные виды деятельности в сфере товарного обращения. К таким видам деятельности принадлежат:

  • торговая деятельность, целью которой является получение прибыли от операций купли-продажи товаров;
  • предоставление субъектам товарного рынка различных услуг (транспортных, экспедиционных, складских, выставочных, рекламных, посреднических, таможенных и др.), которые оказывают содействие продвижению товаров от производителей к потребителям.

    Инфраструктура  товарного рынка оказывает содействие взаимодействию между производителями  товаров и потребителями, предложением и спросом. От того, насколько четким будет этот механизм, в значительной мере будет зависеть эффективность функционирования экономики Украины.

    В торговле завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные товары, происходит преобразование товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому в рациональной организации товародвижения заинтересован каждый производитель.

    Продвигаясь со сферы производства в сферу потребления, товар может проходить через одного или нескольких посредников – оптовых и розничных. Производители стараются уменьшить количество оптовых посредников, создавая свои собственные дистрибьюторские сети. Однако товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговлю, проходят рассортировку в составе оптового звена.

    На  всем пути движения товара от производителя к потребителю владельцам этого товара предоставляются различные услуги. Услуги имеют материальный характер (транспортные, складские услуги) и нематериальный характер (выставочные, информационные, рекламные, таможенные и др.). Стоимость полученных услуг увеличивает стоимость самого товара, а потому от стоимости и качества полученных услуг во многом зависят розничные цены, эффективность товародвижения, скорость товарного обращения.

2.2. Субъекты инфраструктуры  товарного рынка

    Инфраструктура  товарного рынка состоит из разных субъектов. Субъекты инфраструктуры товарного рынка это предприятия и организации, которые занимаются куплей-продажей товаров или специализируются на предоставлении однородных услуг владельцам товаров на пути их движения от производителя к потребителю. При этом эти услуги могут непосредственно (активно) или косвенно относиться к товару (рис. 2.1).

    К активным субъектам инфраструктуры товарного рынка принадлежат:

  • предприятия оптовой торговли с полным и ограниченным циклами обслуживания;
  • предприятия розничной торговли (в том числе предприятия общественного питания и владельцы объектов мелкорозничной сети).

    Эти предприятия осуществляют куплю-продажу товаров за свой счет и являются заказчиками услуг, которые предоставляются косвенными субъектами инфраструктуры товарного рынка.

    К косвенным субъектам инфраструктуры принадлежат предприятия и организации, которые предоставляют услуги продвижения товаров производителю и активным субъектам, в частности:

  • посреднические структуры, которые не имеют права собственности на товар;
  • организаторы оптового оборота (товарные биржи, выставки и оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки);
  • торгово-промышленные палаты;
  • таможни и региональные таможни;
  • таможенные брокеры;
  • владельцы складов временного хранения и таможенных лицензионных складов;
  • транспортные организации и предприятия-экспедиторы;
  • охранные организации и предприятия;
  • рекламные агентства, средства массовой информации и другие распространители рекламы;
  • маркетинговые и информационно-коммерческие центры;
  • другие субъекты инфраструктуры товарного рынка.

    Основное  отличие косвенных субъектов  инфраструктуры товарного рынка от активных субъектов заключается в том, что косвенные не имеют права собственности на товар, относительно которого предоставляются услуги. Косвенные субъекты получают вознаграждение от владельца товара в виде процентов от его стоимости или как плату за выполненную работу на основе установленных или согласованных в договоре тарифов.

    Можно было бы продолжить список косвенных субъектов инфраструктуры товарного рынка, поскольку каждый товар на пути своего движения к потребителю сталкивается с деятельностью предприятий, которые являются специфическими для него. Так, для бензина это будут предприятия топливно-энергетического комплекса и транспортные организации, для зерна – товарные биржи, транспортные организации, владельцы элеваторов, и в меньшей степени – предприятия розничной торговли. Ограничимся лишь основными субъектами инфраструктуры, которые влияют на процесс товародвижения, и с которыми будущий маркетолог или менеджер-коммерсант будет иметь дело на практике.

    Предприятия оптовой торговли с полным и ограниченным циклами обслуживания осуществляют закупку товаров у поставщиков за свой счет, сохраняют их на складах, занимаются фасовкой, расортировкой, доставкой товаров в розничную сеть или другим оптовым покупателям. Такие предприятия имеют собственную материально-техническую базу (склады, автотранспорт, погрузочно-разгрузочную технику и т.п.).

    Предприятия розничной торговли осуществляют продажу товаров населению через магазины, павильоны, палатки, автомагазины и т.п. К розничной торговле также принадлежат учреждения и предприятия общественного питания (рестораны, кафе, закусочные и др.).

    На  практике распространены оптово-розничные предприятия, которые одновременно выполняют функции оптовой и розничной торговли (например компания «Фози»).

    Посреднические  структуры очень разнообразны. К ним принадлежат торговые посредники, которые не имеют права собственности на товары, а именно: агенты, оптовики-консигнаторы, оптовики-комиссионеры, брокеры.

    Организаторы  оптового оборота  – это торговые посредники, которые создают условия для осуществления актов купли-продажи товаров между продавцами и покупателями (выставки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы). Они функционируют как предприятия, и как временные объединения предприятий на период проведения торговых мероприятий.

    Торгово-промышленная палата Украины и её региональные палаты во всех областях страны оказывают содействие развитию международного экономического сотрудничества и инвестиционной деятельности, занимаются организацией выставок и ярмарок, ведут негосударственный реестр украинских предприятий, предоставляют предприятиям разнообразные справочно-информационные услуги, осуществляют экспертизу и сертификацию товаров, предоставляют патентно-лицензионные, переводческие, таможенно-брокерские услуги та др. Торгово-промышленная палата Украины объединяет свыше 4 тыс. украинских предприятий и организаций разных форм собственности и предпринимателей.

    К таможенным органам принадлежат: региональные и местные таможни. Они осуществляют сбор таможенных платежей, контролируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, сопровождают ценные и другие грузы. К таможенным организациям принадлежат предприятия, которые имеют лицензии или разрешения на осуществление определенных видов деятельности, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Украины, а именно: таможенные брокеры, владельцы таможенных лицензионных складов и складов временного хранения, владельцы магазинов беспошлинной торговли.

    Таможенные  брокеры и владельцы таможенных лицензионных складов предоставляют предприятиям такие услуги, как декларирование товаров, представление таможне документов, представление грузов и транспортных средств для таможенного оформления. Владельцы таможенных лицензионных складов, кроме указанных услуг, сохраняют экспортные, импортные и транзитные товары на своих складских площадях, взимая за это из предприятий плату согласно условиям договора. Таможенные лицензионные склады по обыкновению создаются большими предприятиями, которые имеют соответствующую материально-техническую базу.

Рис 2.1. Классификация субъектов  рынка 
и субъектов инфраструктуры товарного рынка

    Транспортные  организации и  экспедиторы предоставляют услуги субъектам рынка по подготовке грузов к перевозке, по транспортировке и сопровождению, разгрузке транспортных средств в пунктах назначения, оформлению сдачи-принятия грузов. Перевозка может осуществляться организациями железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта.

    Охранные организации и предприятия предоставляют услуги субъектам товарного рынка по охране коллективной и частной собственности, грузов, граждан, а также услуги по монтажу, ремонту и профилактическому обслуживанию средств охранной сигнализации. Охранную деятельность в Украине имеют право осуществлять структурные подразделения Государственной службы охраны при МВД Украины и негосударственные охранные предприятия, которые имеют лицензии на эти виды предпринимательской деятельности. Охранные предприятия предохраняют склады, магазины и территории торговых предприятий, офисные помещения и др. От их работы зависит сохранность товарно-материальных ценностей и безопасность персонала.

    Рекламные агентства, средства массовой информации и другие распространители рекламы – это предприятия, которые предоставляют услуги по производству и/или распространению рекламы товаров. По своей сути рекламное агентство является посредником между рекламодателем, производителем и/или распространителем рекламы, получает комиссионные вознаграждения с обеих сторон. Тем не менее в последнее время большой успех имеют рекламные агентства с полным циклом услуг по производству и распространению рекламы.

    Маркетинговые и информационно-коммерческие центры включают большие многофункциональные зарубежные консультационные фирмы, УКраинские предприятия, подразделения (отделы) государственных учреждений. Они предоставляют информацию и консультируют по маркетинговым, финансовым, юридическим и другим вопросам. За предоставленную информацию и консультацию с клиентов взимается плата.

2.3. Проблемы развития

    Самое важное место в инфраструктуре товарного рынка Украины занимают предприятия оптовой и розничной торговли.

    К моменту либерализации экономических отношений оптовая торговля Украины представляла довольно мощную, стабильную и единую в территориальном плане структуру. Разрыв хозяйственных связей, общий спад производства и недостаток товарных ресурсов в условиях сокращения платежеспособного спроса населения привели к разрушению оптового звена. Предприятия оптовой торговли через аренду с выкупом были приватизированы, а их новые собственники выискивали направления и пути получения прибылей. В результате этого оптовые предприятия теряли свою специализацию, пустые помещения сдавались в аренду и субаренду. Большие оптовые предприятия с мощной материально-технической базой, которые раньше использовали региональные потенциалы промышленности, превратились в универсальные «товарные отели» без специализации.

    По сравнению с 1991 г. количество складов оптовой торговли в Украине сократилась на 1/5. Сейчас на рынке работают преимущественно небольшие предприятия. Средняя площадь одного склада в оптовой торговле составляет около 700 кв.м. Небольшие объемы закупок, ограниченный ассортимент товаров не обеспечивают ритмического снабжения в розничную торговую сеть товаров в достаточном ассортименте. Вдобавок, на пути от производителя (импортера) к предприятиям розничной торговли товар несколько раз перепродается без складской переработки, что неоправданно увеличивает его розничную цену.

    На  деформацию развития предприятий оптовой  торговли на протяжении более чем десяти лет влияли такие факторы:

  • отсутствие инвестиций в реконструкцию старых и строительство новых складов с прогрессивными технологиями;
  • недостаток оборотных средств для закупки товаров в связи с распространением практики товарного кредита (с отсрочкой платежей);
  • непомерный рост цен на технологическое оборудование, подъемно-транспортные механизмы и транспортные средства;
  • низкий уровень механизации складских операций.

Информация о работе Сущность, задачи и проблемы развития инфраструктуры товарного рынка