Стандартизация товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Данная тема, на наш взгляд актуальна в настоящее время по нескольким показателям. Во-первых, существует повышенная общественная опасность поступление в продажу не качественных товаров, которые могут причинить существенный вред здоровью и жизни человека. Во-вторых, ущерб, наносимый предприятиями окружающей среде слишком велик, что тоже не положительно влияет на здоровье человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты категорий и видов стандартов
Роль и значение стандартов как вида нормативных документов………………………………………………………...................5
Категории стандартов………………………………………….....................8
Виды стандартов……………………………………………………………10
2. Исследование содержания международных стандартов ИСО
2.1. Международные стандарты ИСО серии 9000…………………………..15
2.2. Международные стандарты ИСО серии 14000………….......................19
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы…….………………………………….26
Приложение………………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Проект стандарта  организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

 

1.3. Виды стандартов

В зависимости от объекта  стандартизации основной фонд существующих стандартов можно разделить на группы: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию; стандарты на услуги и процессы; стандарты на методы испытания.

Так же, стандарты подразделяются на виды. Вид стандарта - это характеристика стандарта, определенная его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Основополагающий  стандарт – это документ по стандартизации, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области.

В приведенном  определении основополагающего  стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Основополагающий стандарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность, упаковка) и т.д. Основополагающий стандарт в узком смысле — стандарт, определяющий общие положений для определенной области деятельности, а также общетехнических требований и правил.12

Основополагающие  стандарты подразделяют на организационно-методические и общетехнические:

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают:

  1. цели и задачи проведения работ в определенной области деятельности, классификацию объектов стандартизации, основные положения;
  2. общий порядок разработки, принятия и внедрения различных документов;
  3. правила постановки продукции на производство.13

Основополагающие  общетехнические стандарты устанавливают:

  1. научно-технические термины и определения;
  2. условные буквенные, цифровые, буквенно-цифровые, графические и другие обозначения;
  3. правила построения, изложения, оформления, обозначения и требования к содержанию документации различных категорий и видов;
  4. общие требования и нормы;
  5. общие требования безопасности, в том числе в области охраны природы.14

Основополагающие  общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы; требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации; общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точности оборудования); требования технической эстетики и эргономики (например, ГОСТ Р 50779.30—95 «Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования»).15

Стандарты на продукцию – это группа стандартов, которая устанавливает требования к группам однородной продукции или конкретному типу продукции (подгруппе), их используют на всех стадиях жизненного цикла продукции.16

На продукцию  разрабатывают следующие основные виды стандартов:

1. Общие технические условия (ОТУ) - содержит общие требования к группе однородной продукции (например, ГОСТ Р 52343-2005 «Кремы косметические. Общие технические условия») и в него входят следующие разделы: классификация; технические требования; требования безопасности; правила приемки; методы контроля (испытаний); транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

Содержание  стандарта свидетельствует, что  в нем установлены всесторонние требования к группе однородной продукции, и именно этот вид стандарта наиболее целесообразен и удобен в применении.

2. Технические условия (ТУ). Структура и содержание разделов в стандартах ТУ такие же, как в ОТУ, за исключением раздела классификации, т.е. если невозможно или нецелесообразно разработать стандарт ОТУ на всю группу однородной продукции, разрабатывают стандарт ТУ (например, на обувь, которая имеет разное назначение и условия эксплуатации).17

Стандарты на услуги и процессы. Услуги и процессы являются относительно новыми объектами в стандартизации, поэтому число стандартов и их видов по этим объектам меньше по сравнению со стандартами на продукцию.

Стандарты на услуги стали  активно разрабатывать в последние 11 лет. В эти годы рынок услуг в России существенно расширился, и количество предприятий, предоставляющих услуги, увеличилось.

Стандарты, определяющие общие положения, термины и классификацию услуг и/или предприятий, относят к основополагающим стандартам на услугу. Исходя из особенностей услуг, в число основополагающих могут быть введены другие стандарты.18

Стандарты на услуги не имеют такого разнообразия видов как стандарты на продукцию. Они определяют все основные требования, предъявляемые к услугам торговли.

Стандарты на процессы устанавливают требования к широко распространенным процессам, которые используют в различных отраслях промышленности, а также в строительстве, сельском хозяйстве, торговле. Большую часть стандартов на процесс разрабатывали как отраслевые или стандарты предприятий. В условиях технического регулирования это будут стандарты организаций.

Общими видами стандартов на процессы являются: общие требования, термины, классификация, методы контроля и другие. Остальные стандарты определяют требования к проведению процесса, оборудованию, материалам, последовательности операций и способу выполнения работ.

Стандарты на методы испытаний (контроля, измерений, анализа). Данный стандарт рекомендует применять методики контроля, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции. Главным критерием объективности метода испытания (контроля, измерений, анализа) – воспроизводимость и сопоставимость результатов. Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами испытаний, контроля, измерений и анализа, т.к. они базируются на международном опыте и передовых движениях.19 Каждый из методов имеет свою специфику, связанную, прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выделить и общие положения, подлежащие стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; допустимую погрешность метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование  содержания международных стандартов ИСО

 

2.1. Международные  стандарты ИСО серии 9000

Стандарты ИСО  серии 9000 – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более чем 140 странах мира. Стандарты ИСО серии 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению ее качеством – система менеджмента качества. Система менеджмента качества (СМК) обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия.20

Назначение стандарта  ИСО серии 9000 – выявить различия и взаимосвязь основных концепций  в области качества, а так же дать руководящее направление по выбору и применению нужного стандарта серии. Это должно помочь реализовать как внутренние цели предприятия, так и внешние – обеспечить качество.

Положение стандартов ИСО  серии 9000:

  • Необходимость в ориентации на определенного потребителя;
  • Ориентация на технические системы и процедуры;
  • Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделения в целом;
  • Нет направленности на непрерывное совершенствование.21

Стандарты ИСО серии 9000:

ИСО 9000:2000 – Системы менеджмента качества. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Устанавливает принципы, положения и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и дает перечень терминов и их определений для систем менеджмента качества.

ИСО 9001:2000 – Системы менеджмента качества. Требования. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Определяет требования к системам управления качеством и направлен на повышение удовлетворительности потребителей.

ИСО 9004:2000 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. В России действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Содержит методические указания по разработке и внедрению систем менеджмента качества, которые ориентированы на результативность и высокую эффективность деятельности организации.

ИСО 19011 – Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. В России действует как ИСО/ПМС 19011:2002. Обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов.22

Разработка, внедрение и обеспечение  функционирования эффективно действующих  систем менеджмента качества, для организаций всех видов и размеров, осуществляется с использованием и на основе стандартов семейства ИСО серии 9000.23

Стандарт ИСО 9000:2000 представляет собой  общие требования того, как должна быть построена система учета  и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу производственной системы в соответствии с требованиями системы качества. Этот стандарт призван обеспечить устранение недостатков процесса производства, которые существенно влияют на качество продукции. Таким образом, продукция выпускается более высокого качества. При этом стандарт говорит только то, что нужно сделать, но не говорит как, поскольку, как сделать - зависит в большей мере от предприятия, и более того, один и тот же результат, может быть, достигнут различными методами. Самое главное – это то, что получится в результате, а получится должны качественные процессы (производства, закупок, продаж, складирования и т.д.).24

Другими словами, все процессы, которые могут существенно повлиять на качество изготовленной продукции, должны быть документированы. Важно, что обязательным требованием является установление ответственности за качество процессов.

Стандартам ИСО серии 9000 — 21 год. За это время были разработаны  три версии стандартов ИСО серии 9000: в 1987, 1994 и 2000 годах. Каждая из них обобщала накопленный опыт в области менеджмента качества и была направлена на удовлетворение требований основных потребителей стандартов — миллионов предприятий практически из всех стран мира. Кроме предприятий, в работах, связанных со стандартами ИСО серии 9000, задействованы тысячи органов по сертификации и консультационных компаний.25

С момента введения в действие комплекса стандартов ИСО 9000:2000 идет шестой год. В настоящее время обсуждают новую версию этих стандартов – 2008 года. На последнем заседании, которое проходило в Панаме, было принято решение пересмотреть стандарт ИСО 9004 к 2008 году, а стандарт ИСО 9001 — только к 2012 году. Мотивация этого решения сводится к тому, что стандарт ИСО 9001, в отличие от стандарта ИСО 9004, более устойчив в отношении изменений условий бизнеса и требований к менеджменту.26

 В процессе обсуждения концепции новой версии специалисты отметили: за прошедший период стандарт ИСО 9001 применили более миллиона предприятий, а стандарт ИСО 9004 мало востребован.

Рассматривались две  основные причины такого положения:

  1. Введение в действие стандарта ИСО 9004 требует серьезной перестройки работы по качеству, перехода к горизонтальным структурам и управлению процессами, командной организации работ, а также к другим формам современного менеджмента. Это требует материальных и финансовых затрат, изменения менталитета коллектива и руководства предприятия. Как следствие, большинство предприятий внедряет стандарт ИСО 9001, который допускает возможность получения сертификата без проникновения в суть установленных в нем требований, т.е. формального их выполнения.
  2. Сама концепция стандарта ИСО 9004 уже не удовлетворяет интересам бизнеса. Новаций в области менеджмента накопилось много, и в условиях глобализации, ужесточения конкуренции требования бизнеса к стандарту ИСО 9004 возрастают. Поэтому решение о пересмотре стандарта 9004 к 2008 г. вполне обоснованно (логично).27

Модель стандарта ИСО 9004 версии 2008 г. должна обеспечивать устойчивое развитие предприятия, гибкость и приспосабливаемость его менеджмента к быстрым изменениям деловой среды: законодательной базы, требований потребителей, государства и общества. Важным фактором должен стать инновационный подход к созданию новой продукции, совершенствованию менеджмента и, что крайне важно, организации производственных процессов.

Требования стандарта ИСО 9001 сформулированы в общем виде, а неконкретно. Степень насыщения СМК практическими действиями с применением современных методов менеджмента прямо зависит от воли и стратегии высшего руководства предприятия, но оно далеко не всегда выбирает этот трудный путь. По тем же причинам не способствует этому и сертификация системы менеджмента по требованиям этого стандарта.

Информация о работе Стандартизация товаров