Современный ассортимент и качество керамических изделий «Добрушского фарфорового завода»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение современного ассортимента и качества керамических изделий «Добрушского фарфорового завода». Чтобы провести анализ ассортимента, сделать заключения о качестве продукции данного предприятия следует ознакомиться с самим понятием керамика. Изучить потребительские свойства керамических изделий, факторы их формирования и ассортимент. С помощью ТНПА ознакомиться с показателями качества, методами испытаний керамических изделий, с факторами, сохраняющими их качество. Рассмотреть и изучить рынок производителей керамических изделий в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Обзор рынка производителей керамических изделий в Республике Беларусь…………………………………………………………………………........4
2. Понятие о керамике. Факторы, формирующие потребительские свойства керамических изделий ……………..........................................................................11
2.1 Потребительские свойства керамических изделий…………………………..17
2.2 Классификация ассортимента керамических изделий……………………….19
3. Современный ассортимент керамических изделий «Добрушского фарфорового завода»……………………………………………………………….24
4. Контроль качества. Факторы, сохраняющие качество керамических изделий……………………………………………………………………...………30
Заключение…………………………………………………………………..……...36
Список использованных источников……………………………………………...37
Приложение…………………………………………………………………….…...38

Работа содержит 1 файл

курсач непроды.docx

— 502.74 Кб (Скачать)

Удобство пользования керамической посудой характеризуется её соответствием антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим данным человека. При несоответствии размеров и формы ручек, держателей крышек и изделий в целом размерам и форме руки человека пользоваться такими предметами неудобно. Неудобство в пользовании проявляется и в случае несоответствия размеров, формы, конструкции изделий физиологическим и психофизиологическим свойствам человека, т. е. силовым затратам на держание, поднятие, перенос изделий.

Эстетические свойства керамической посуды характеризуются композиционной целостностью,  рациональностью  формы и информационной выразительностью. Особенностью изделий из керамики является то, что их формы и объёмы весьма пластичны, часто напоминают формы предметов, окружающих человека в природе и в быту, что соответствует современному стилю.

Для повседневной посуды характерны более строгая традиционная форма  и декор, подчёркивающие простоту и  кратковременность повседневного  приёма пищи. Форма и декор изделий праздничного назначения усложнены, нетрадиционны, имеют ярко выраженный  декоративный  характер.

Свойства  надёжности. Ремонтопригодность и безотказность для керамических изделий не характерны, а её долговечность проявляется через физическую и моральную износостойкость. Показателем физической долговечности является срок службы изделий до предельного состояния, т. е. до появления критических дефектов (отрыв ручки, носика, отслоение глазури и др.). Показателем моральной долговечности является срок службы изделия до момента появления аналогичного изделия с новыми утилитарными или эстетическими свойствами, иными словами, до выхода изделия из моды или появления нового стиля. В настоящее время для большинства керамических изделий моральная долговечность превышает физическую.

  Сохраняемость керамических изделий зависит от типа черепка и соблюдения правильности упаковки, транспортирования и ухода за изделиями.

 

2.2 Классификация  ассортимента керамических изделий.

 

Из керамики вырабатывается большой ассортимент изделий  различного назначения: хозяйственного, строительного, галантерейного, электробытового  и т. п. Признаками классификации  являются целевое функциональное назначение, видонаименование изделий, фасон, размер, вид и сложность украшения, комплектность, сорт.

Наибольшим разнообразием  характеризуется ассортимент фарфорово-фаянсовой посуды.

По назначению она подразделяется на: столовую, чайную, кофейную и прочую. Изделия каждой группы в зависимости от функционального использования предназначаются для принятия пищи и напитков, для подачи их на стол и кратковременного хранения. Эти группы изделий представлены различными видами (наименованиями) – блюдцами, блюдами, чашками, тарелками и т. п. Виды изделий различного назначения могут иметь разный фасон, который определяется формой корпуса (коническая, сферическая, полусферическая, колоколообразная и др.), конструкцией (с ручкой или без неё, с крышкой, поддоном и т. п.) и особенностями обработки края (гладкий, вырезной, рельефный, рельефно-вырезной, ажурный).

Фарфоро-фаянсовые изделия  в зависимости от размеров подразделяются на :                

  • мелкие (диаметром или длиной до 175 мм и вместимостью до 250 см3)
  • средние (диаметром или длиной от 175 мм до 250 мм и вместимостью от 250 до 600 см3)
  • крупные (диаметром или длиной от 250 мм и более и вместимостью 600 см3 и более).

Изделия для напитков в  зависимости от вместимости подразделяются на:

  • мелкие (до 500 см2)
  • крупные (свыше 500 см3).

        По виду украшения, характеру его расположения и группа сложности

фарфоро-фаянсовая посуда может быть, как указывалось ранее, самой разнообразной.

        В зависимости от регионального признака различают посуду «восточного» и «европейского» ассортимента. Такое деление обусловлено спецификой видового ассортимента, например, пиал, кисэ и др., а также особенностями национального оформления орнамента рисунка.

        По комплектности различают:

  • штучную (одиночную)
  • парную (чашка с блюдцем)
  • комплектную (приборы, наборы, сервизы, гарнитуры, подарочные комплекты)

        В зависимости от сорта фарфоро - фаянсовая посуда подразделяется на 1-й и 2-й сорта.

        В ассортименте посуды из фарфора преобладает столовая и чайная посуда (около 90%), остальная доля приходится на кофейную и прочую.     

        Фаянсовая посуда имеет преимущественно столовое назначение.

        Столовая посуда :

  • для принятия пищи  :

-тарелки глубокие

-тарелки мелкие

-миски

  • для подачи пищи на стол :

-блюда

-бульонки

-вазы для соуса (супа,компота,горчицы)

-графины для вина

-икорницы

-миски

-перечницы

-салатники.

        Фасоны и разделки этих изделий различны, размеры зависят от их функционального назначения.

        Чайно-кофейная посуда :

  • для принятия пищи и напитков :

-чайные ( кофейные, подарочные) чашки и блюдца

-кружки

-пиалы

-стаканы

  • для подачи пищи и напитков на стол :

-чайники

-вазы для варенья (фруктов)

-кофейники

-кувшины

-масленки

-сахарницы

-сливочники

-молочники.

        Особенностью фарфоро-фоянсовой посуды является то, что производится она в основном комплектной. Единым началом изделий, входящих в комплект, является одинаковая форма и разделка.

Сервиз представляет собой  подбор разных видов изделий, одинаково  оформленных, имеющих одно назначение и рассчитанных на 6 или 12 персон (например, чайный или кофейный сервиз).

Гарнитур – это более  полный комплект, включающий и закусочные тарелки, блюдца для варенья, масленки, сливочники. Наборы представляют собой  несколько изделий одного-двух видов  одинакового назначения (например, набор тарелок, набор для варенья). Приборы, как правило, состоят из трёх-четырёх предметов, имеющих  одно назначение (например, приборы  для компота, овощей, воды).

Следующее направление в  развитии ассортимента этой посуды –  выпуск изделий для конкретных групп  потребителей : детские наборы, подарочные комплекты (юбилярам, ветеранам и  т. д.).

Всё больше завоёвывает рынок  тонкостенная фарфоровая посуда, обладающая изящностью, лёгкостью, просвечиваемостью, белизной.

Ассортимент посуды из других типов керамики значительно уже, чем из фарфора и фаянса.

Посуда  из полуфарфора – это в основном вазы для цветов, пепельницы, бочонки, крынки для молока. Декорируются они преимущественно подглазурным крытьём, росписью в виде вертикальных полос, лент. Деление разделок на группы не предусматривается.

Майоликовая посуда имеет чайное, столовое и кофейное назначение. Более широк ассортимент чайной посуды (чайные пары, сухарницы, масленки, хлебницы, молочники, сливочники, стаканы, кружки, блюдца для варенья и др.). Посуда столового и кофейного назначения включает миски, салатники, тарелки, кофейники, сахарницы, кофейные пары. Фасоны майоликовой посуды могут быть различными. В качестве декора применяются в основном крытье цветными глазурями, роспись красками и ангобы.

Гончарная посуда по назначению делится на две группы: для варки и подогрева пищи и для её хранения. Основные виды этой посуды – горшки (для приготовления пищи), корчаги (для подогрева воды скоту), крынки для молока, плошки (для приготовления жаркого), кувшины, миски, кружки. К прочим гончарным изделиям относятся цветочные горшки и кашпо.

Керамику классифицируют по характеру строения, степени спекания (плотности) черепка, типам, видам и  разновидности, наличию глазури. По характеру строения керамику подразделяют на грубую и тонкую. По степени спекания (плотности) черепка различают  керамические изделия  плотные, спекшиеся с водопоглощением менее 5% - фарфор, тонкокаменные изделия, полуфарфор и пористые с водопоглощением более 5% - фаянс, майолика, гончарные изделия.  
        По составу и свойствам керамические изделия делят на типы, виды и разновидности. Основные типы керамики – фарфор, тонкокерамические изделия, полуфарфор, фаянс, майолика, гончарная керамика. Тип керамики  определяется характером используемых материалов, их обработкой, особенно  тонкостью помола, составом  масс и глазурей, температурой и длительностью обжига.

3. Современный  ассортимент керамических изделий  «Добрушского фарфорового завода».

 

В далеком 1975 году, было принято решение  о строительстве предприятия  отрасли легкой промышленности по производству фарфоровой посуды в Гомельской области, городе Добруше. Первая продукция была изготовлена 28 декабря 1978 года – этот день считается днем основания завода.

В декабре 1991 года коллектив работников предприятия перешел на арендную форму хозяйствования. Предприятие  изменило наименование в феврале 1992 года- «Организация арендаторов Добрушская промышленно-торговая фирма «Фарфор».

Начиная с декабря 1993 года осуществлена приватизация предприятия. Изменяется форма собственности на коллективную.

В январе 1997 года завод переименован в Закрытое Акционерное Общество «Добрушский фарфоровый завод» (ЗАО  «ДФЗ») в связи с акционированием.

На договорной основе предприятие  входит в состав предприятий, относящихся  по подчиненности в Белорусский  государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности Республики Беларусь (концерн «Беллегпром»).

На ЗАО «ДФЗ» действуют структурные  подразделения промышленной группы общей численностью персонала 1245 человек.

Основное технологическое сырье- привозное с Украины и России. Из используемых вспомогательных материалов 20 % производится в Республике Беларусь.

Процесс выпуска посуды механизирован  и автоматизирован. Изготовление изделий  производится методами литья и формования. ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» выпускает посуду фарфоровую в ассортименте: розница (тарелки, блюдце, масленка, салатник, миска, селедочница, сахарница, чайник, чайная пара, кружка, бокал,стакан,, суповая ваза,блюдо, сувенир для кухни, солонка, подставка под ложку); комплекты (наборы для чая, набор салатников, набор столовой посуды, набор тарелок, набор для молока, набор питьевой, набор для заливного, набор для пельменей, набор для супа, детские наборы, набор для специй, набор для вина, набор столовой посуды).

Значительная часть продукции  проходит стадию художественного оформления (декорирование). Для этого используют различные краски, деколи, золотосодержащие препараты, кобальт и соли кобальта. Применяются различные способы оформления- отводка изделия по краю лентой с помощью краски, люстра или золота, покрытия изделия краской или люстрам методом аэро- или шелкографией, нанесение деколи, ручная роспись и другие.

Необходимо отметить, что при  разработки формы изделия и их оформления предприятие использует только собственные дизайнерские решения, поэтому продукция акционерного общества узнаваема и нашла своего постоянного покупателя.

Деятельность предприятия в  целом направлена на расширение поставок на внешний рынок, закрепление положения  на рынках сбыта и удовлетворение спроса населения сравнительно недорогой  и высококачественной продукцией культурно-бытового назначения.

В 2007 году на предприятии была введена  в эксплуатацию скоростная туннельная печь импортного производства чешской  фирмы "ГРЮН" для второго обжига изделий, что позволило улучшить качество выпускаемой продукции (белизна  повысилась с 60% до 72%), уменьшить энергозатраты, вследствие чего появилась возможность  сделать цены для наших Покупателей  более привлекательными.

В 2010 году установлены туннельная и камерная печи чешской фирмы "ГРЮН" что позволило снизить удельный расход природного газа единицы выпускаемой  продукции до 15% , а также увеличить  качество и объемы производства выпускаемой продукции.

Добрушский фарфор известен во многих регионах России, странах Балтии, СНГ, Турции, Германии, Польши, Франции, Бельгии.  
В 2004 году на предприятии сертифицирована система менеджмента качества на соответствие ИСО-9001-2001.

За успешную работу по обновлению ассортимента и за качество выпускаемой  продукции завод отмечен призами  и наградами:

  • "Бриллиантовая звезда"- награжден Национальным институтом маркетинга в г. Мехико (1993г.)
  • "Факел Бирмингема"- за вклад в развитие международного проекта "За успешное выживание" (1995г.)
  • "Золотой Орел" с правом маркировки продукции- награжден ассоциацией "Партнерство ради прогресса" (Германия, 1997г.)
  • "Золотая Звезда"- (Мадрид , 1997 г.)
  • "Лауреат Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2000 года, постановление № 1745 от 16 ноября 2000 года, которое подтвердили в 2003 году, что позволяет применять двухцветную этикетку с эмблемой Премии Правительства.
  • "100 лучших товаров Республики Беларусь на рынке Российской Федерации в 2002 г."
  • "100 лучших товаров Республики Беларусь на рынке Российской Федерации в 2003 г."
  • "Победитель конкурса "Лучшие товары РБ на рынке российской федерации" 2003 года."
  • "Постановлением № 53 от 3 ноября 2004 года Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации утвердил лауреатом конкурса "Лучшие товары Республики Беларусь" 2004 года ЗАО "Добрушский фарфоровый завод".
  • "100 лучших товаров Росии". Конкурс "Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации" Лауреат - питьевой набор формы "Пингвин", деколь "Ягодный морс" 2007год.
  • Конкурс "Лучшие товары РБ". Лауреат конкурса чайная пара формы "Бутон", деколь "Народный" 2007год. [12]

Информация о работе Современный ассортимент и качество керамических изделий «Добрушского фарфорового завода»