Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:47, реферат
Молочно-продуктовый подкомплекс имеет важное значение в структуре АПК Амурской области. Главным объектом деятельности молочно-продуктового подкомплекса является молочное скотоводство и производство молока.
Достигнутый уровень производства молочной продукции далеко не покрывает потребности в ней.
Рисунок 1 – Динамика производства и потребления молока на душу населения в Российской Федерации и Амурской области в 2004 – 2008 гг.
СОВРЕМЕННОЕ Состояние предпринимательства в молочно-продуктовом подкомплексе Амурской области
Молочно-продуктовый подкомплекс имеет важное значение в структуре АПК Амурской области. Главным объектом деятельности молочно-продуктового подкомплекса является молочное скотоводство и производство молока.
Достигнутый уровень производства молочной продукции далеко не покрывает потребности в ней.
Рисунок 1 – Динамика производства и потребления молока на душу населения в Российской Федерации и Амурской области в 2004 – 2008 гг.
Институтом РАМН были разработаны рекомендуемые нормы потребления молочных продуктов на одного человека в год – 390 кг (в пересчете на молоко). Фактическое потребление в России – 239 кг, в Амурской области – 167 кг. При этом производство молока на душу населения в России составляет – 228 кг, в Амурской области – 165 кг. Между тем по мере роста доходов населения области увеличивается спрос на молочную продукцию.
В Амурской области ресурсы молокопродуктов формируются преимущественно за счет собственного производства. Почти вся молочная продукция, произведённая в области, потребляется на месте.
Таблица 1 – Состояние молочного скотоводства в Амурской области
Категории хозяйств | Год | 2009 г. в % к 2005 г | |||||
1991 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
Хозяйства всех категорий | |||||||
поголовье коров, гол | 458631 | 52449 | 48017 | 46898 | 46435 | 44278 | 84,4 |
производство молока, т | 391475 | 151437 | 137898 | 141422 | 143660 | 142753 | 94,3 |
Сельскохозяйственные организации | |||||||
поголовье коров, гол | 368612 | 12272 | 10383 | 10153 | 9554 | 9604 | 78,3 |
производство молока, т | 284882 | 24088 | 20699 | 21796 | 24706 | 26496 | 110,0 |
надои молока на одну корову, кг | 2348 | 2224 | 2292 | 2931 | 3505 | 3997 | 179,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | |||||||
поголовье коров, гол | - | 1864 | 2043 | 2945 | 2807 | 2644 | 141,8 |
производство молока, т | - | 3695 | 4515 | 6926 | 6104 | 5970 | 161,6 |
Хозяйства населения | |||||||
поголовье коров, гол | 90019 | 38313 | 35591 | 33800 | 34074 | 32030 | 83,6 |
производство молока, т | 106593 | 123654 | 112684 | 112700 | 112850 | 110287 | 89,2 |
С 2005 по 2009 год – это период стабилизации и незначительного роста производства молока. Так, во всех категориях хозяйств рост составил 4,2%, в сельхозорганизациях – 19,3%, при этом надой на одну корову увеличился к уровню 2005 года на 14,6% (в сельхозорганизациях – на 52,9%). Тенденцию снижения поголовья коров, к сожалению, пока переломить не удалось .
Значительные изменения за последние 18 лет произошли в структуре производства молока. Если в 1991 году основными производителями молока (около 70%) были сельхозорганизации, то в настоящее время 77,3% производится в хозяйствах населения, а доля сельскохозяйственных организаций сократилась до 18,6% (Рис. 2).
Рисунок 2 – Структура производства молока по категориям хозяйств в Амурской области в 2009 году
В молочной промышленности очень высока конкуренция, как между местными изготовителями, так и предприятиями других регионов. Основными факторами в конкурентной борьбе являются цена, ассортимент, современная упаковка, позволяющая увеличить сроки хранения продукции. К сожалению, многим молокозаводам требуется техническое перевооружение и модернизация на базе передовых технологий, чтобы они могли конкурировать с лидерами отрасли.
В
структуре каналов реализации молока
сельскохозяйственных организаций за
2005-2009 годы наблюдается тенденция роста
продаж перерабатывающим предприятиям
и организациям оптовой торговли, не наделённым
функциями заготовителя, на рынке, через
собственные магазины Прирост реализации
через данный канал в 2009 году составил
4,4 раза от уровня 2005 года. Роль остальных
каналов реализации за рассматриваемый
период значительно сократилась. Наименьшая
цена реализации молока наблюдалась при
продаже по бартерным сделкам, составив
в 2008 году 8780 рублей тонну.
Таблица 2 – Реализация молока сельскохозяйственными организациями Амурской области по каналам в 2004-2008 гг., тыс. тонн.
Каналы реализации | Год | 2008 г. в % к 2004 г. | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Предприятиям и организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд | 22,668 | 17,464 | 15,505 | 12,202 | 9,915 | 43,7 |
На рынке, через собственные магазины | 3,878 | 5,663 | 5,805 | 11,941 | 16,943 | в 4,4 р. |
Населению через систему общественного питания, включая продажу и выдачу в счет оплаты труда | 0,307 | 0,329 | 0,327 | 0,566 | 0,074 | 24,1 |
По бартерным сделкам | 0,095 | 0,118 | 0,028 | 0,033 | 0,026 | 27,4 |
Итого | 26,947 | 23,574 | 21,664 | 24,742 | 26,958 | 100,0 |
В структуре производимой молочной продукции основная доля приходится на цельное молоко – 39,6%, доля кисломолочной продукции составляет 20,4%.
В
настоящее время имеющиеся
Таким образом, молочно-продуктовый подкомплекс Амурской области состоит из населения – потребителей продукции, хозяйств всех категорий, перерабатывающих предприятий, а также организаций, осуществляющих оптовую и розничную продажу молочной продукции. Кроме того, важную роль выполняет рыночная инфраструктура, обеспечивающая функционирование молочно-продуктового подкомплекса.
Анализ результатов работы молочно-продуктового подкомплекса показал, что он выполняет важную роль в экономике Амурской области, решает задачи по обеспечению населения продуктами, обеспечивает занятость и решение социальных проблем в сельской местности, а также имеет значительный потенциал дальнейшего развития.
Министерством сельского хозяйства Амурской области разработана региональная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2009-2012 годы».
Программой предусматривается проведение мероприятий по восстановлению потенциала сельскохозяйственных организаций, специализирующихся на молочном и мясном животноводстве на основе:
Для достижения поставленной цели программой предусмотрена субсидия из областного бюджета на продукцию животноводства (молоко).
С целью увеличения реализации молока и роста доходов в личных подсобных хозяйствах, а также сохранения маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности предусматривается осуществлять закуп молока из ЛПХ граждан.
Субсидия
предусматривается
Главной целью личных подсобных хозяйств населения в области является обеспечение семей продуктами питания. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, только 12,7% из них используют произведенную продукцию как дополнительный источник денежных средств и 0,5% – как основной источник денежных средств. Более 20% хозяйств населения продают продукцию собственного производства. Благодаря мерам по осуществлению закупа продукции у населения, объём реализованного молока в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырос в 2,4 раза.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в 2009 году произвели 4,2% молока полученных в хозяйствах всех категорий. Их удельный вес в объёме сельскохозяйственной продукции ежегодно увеличивается за счет роста производства в этой категории производителей.
Для
дальнейшего повышения уровня товарности
производства молока в личных подсобных
хозяйствах населения следует реализовать
проекты создания мини-ферм, которые
успешно функционируют в ряде регионов
России. Создание мини-ферм по производству
молока позволит создать слой сельских
предпринимателей, улучшить ситуацию
в социальной сфере села, повысить престиж
сельского труда, обеспечить работой сельских
жителей.