Состояние и развитие оптовой торговли после 2000

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы выступает оптовая торговля.
Предметом исследования в данной работе явились методологические, практические основы совершенствования российской оптовой торговли.
Основная цель данного исследования заключается в изучении проблем функционирования оптовой торговли, её сущности и особенностей в России, а также разработке основных направлений по её совершенствованию.

Содержание

Глава 1. Оптовая торговля – её суть и её классификация 5
1.1. Понятие оптовой торговли 5
1.2. Формы и виды оптовой торговли 8
Глава 2. Анализ состояния оптовой торговли в России 15
2.1. Тенденции развития 15
2.2. Проблемы российской оптовой торговли 16
2.3. Перспективы развития 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Состояние и развитие оптовой торговли после 2000.docx

— 103.43 Кб (Скачать)

     В 2008 г. был отмечен стремительный  рост объемов оборота оптовой  торговли, который достиг 31136 млрд. руб. Так, в 2008 году по отношению к 2004 году, его рост составил 172,8 %, равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28072 млрд. руб. (см. Таблицу 2 и Рис. 2).

     Из  анализа текущего состояния сектора  торговли в РФ можно сделать вывод, что он предоставляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

     Реализация  этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны. А именно к росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров.

2.2. Проблемы российской оптовой торговли

     Успешной  реализации этих возможностей может  помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России:

     – Чрезмерное регулирование некоторых областей торговой деятельности. Существует ряд областей торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.

     – Недостаток внимания отдельным областям торговли. При чрезмерном регулировании ряда областей торговой деятельности, другие в свою очередь регулируется недостаточно. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой.

     – Злоупотребление полномочиями. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.

     – Проблемы, связанные с недостаточностью инфраструктуры. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений.

     В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских  и торговых площадей. Это связано  с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных  государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на улучшение не хватает денежных средств.

     Для повышения научно-технического уровня материальной базы современной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это, прежде всего льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-технической базы торговли.

     Кроме того, даже при довольно высоких  тенденциях развития, основной проблемой сектора оптовой торговли в России остается его высокая концентрация в центральном регионе при более скромном развитии в остальных областях.

     Недавно Россия вступила в ВТО. Совсем скоро, вместе с ростом потребления усилится конкуренция в секторе оптовой и розничной торговли. Из-за более широкого доступа к российскому рынку значительно возрастет конкуренция для отечественных производителей, особенно в продовольственном, фармацевтическом и химическом секторах, а также в отрасли торговли бытовой электроникой. С другой стороны, вступление в ВТО предоставляет возможность более быстрой реализации ключевых реформ и приведения законодательства в соответствие со стандартами ВТО. Это будет способствовать созданию более благоприятного климата для иностранных инвестиций. Ожидается увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Компании, которые первыми придут на данный рынок, получат наибольшие преимущества.

2.3. Перспективы развития

     Исходя  из анализа проблем стоящих перед  сектором торговли в РФ, можно сформулировать 5 ключевых задач стратегии:

     1. Повышение эффективности регулирования сектора торговли.

     2. Развитие инфраструктуры торговли.

     3. Обеспечение необходимого уровня конкуренции.

     4. Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей.

     5. Стимулирование развития удаленных каналов продаж.

     Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий  розничной торговли приходится на Москву, при том, что её доля в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо по сравнению с Москвой и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.

     Усложнение  торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости  сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.

     Появление крупных торговых сетей создает  потребность в столь же крупных  оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных  неспециализированных магазинов, которые  физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транспортные издержки.

 

     Сейчас  в российской оптовой торговле наметились новые тенденции, такие как:

  1. Привлечение финансирования. Спрос на финансирование развития растет одновременно с повышением прозрачности и эффективности российских компаний. Эти два основных фактора заставляют предприятия оптовой торговли обращаться к отечественным и международным рынкам капитала.
  2. Применение информационных технологий. Сейчас наблюдается тенденция глубокого проникновения информационных технологий особенно в сферу торговли. Практически каждое оптовое и розничное предприятие может получить информацию о товаре с помощью сканирующих устройств. Информация, которую оптовые продавцы получают благодаря применению этих технологий, позволяет им рассчитать прибыльность отдельных товаров, отслеживать интенсивность товарооборота разных видов продукции, осуществлять заблаговременные закупки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     По  итогам проведенного исследования можно  сделать следующие выводы, что в настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, оптовая торговля относится к прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.

     Закономерности развития отрасли в России мало чем отличаются от общемировых тенденций, хотя и имеют национальные особенности. Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Система оптовой торговли частично решила вопрос занятости и трудоустройства населения.

     Оптовая торговля сейчас характеризуется усложнением  структуры, что связано и с  расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.

     Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении ряда проблем. Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации.

 

Список  использованной литературы

  1. Бронникова Т., Чернявский А. Маркетинг: Разработка товара. – М: Феникс, 2007. – 322 с.
  2. Гарина Е., Медведева О., Шпилевская Е. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Феникс, 2010. – 352 с.
  3. Данченок Л. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах. – М.: МЭСИ, 2008. – 760 с.
  4. Капон Н., Колчанов В., Макхалберт Дж. Управление маркетингом. – СПб.: Питер, 2010. – 832 с.
  5. Кинсей М. Маркетинг и управление брендом. – М.: Альпина Бизнес Бук, Альпина Паблишерз, 2007. – 176 с.
  6. Ковалёв В. Экономический словарь. Экономические термины и экономический сленг. – М: Феникс, 2009. – 288 с.
  7. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб.: Вильямс, 2010. – 1200 с.
  8. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 816 с.
  9. Кретов И. Организация маркетинга на предприятии. – М.: Юристь, 2009. – 96 с.
  10. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2007. –800 с.
  11. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.
  12. Слиньков В. Практический маркетинг. – М.: КНТ, 2009. – 368 с.
  13. Строков В. Управление маркетингом на предприятии. – М.: Хорс, 2007. – 240 с.
  14. Хруцкий В., Корнеева И. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.
  15. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2007. – 704 с.
  16. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. – М.: Сирин, 2008. – 308 с.
  17. Ядин Д. Международный словарь маркетинговых терминов. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 608 с.

 

Приложение

 

Таблица 1

Число организаций оптовой  торговли на 1 января 2010 года

  Всего из  них Всего на 1 января 2009 г.
коммерческие  организации, не относящиеся к субъектам  малого и среднего предпринимательства субъекты  малого и среднего предпринимательства
средние предприятия малые предприятия микро-предприятия
А 1 2 3 4 5 6
Организации, осуществляющие оптовую торговлю 560,5 22,6 4,4 35,2 489,3 417,3
из них осуществляющие оптовую торговлю:
через агентов 68,6 3,1 0,4 3,6 60,3 54,3
сельскохозяйственным  сырьём и живыми животными 13,9 0,5 0,1 0,8 11,7 10,0
пищевыми  продуктами, включая  напитки, и табачными изделиями 63,7 3,2 1,0 5,7 52,7 47,5
непродовольственными  потребительскими товарами 99,1 4,7 0,7 5,9 86,3 70,9
несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом 114,9 4,0 0,9 8,1 99,5 83,8
  из неё топливом 16,7 0,9 0,3 1,8 13,4 12,6
машинами  и оборудованием 55,7 2,3 0,4 3,8 48,4 41,7
прочие 142,9 4,7 0,9 7,3 128,7 107,6

Информация о работе Состояние и развитие оптовой торговли после 2000