Автор: r***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:05, реферат
О положительных тенденциях на рынке детских игрушек свидетельствуют следующие данные: его объем по данным аналитиков РБК в настоящее время оценивается в размере $670-720 млн. в год и отмечается высокий стабильный рост в течение последних лет в размере, в среднем равным около 30%. Но все же на сегодняшний день российский рынок игрушек далек до насыщения. На рынке детских товаров в России сегмент игрушек охватывает долю, которая составляет менее 10%, так как общая емкость российского рынка детских товаров оценивается в размере около $10-12 млрд. В мировом масштабе рынок игрушек составляет $90-100 млрд.
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Российский
государственный торгово-
Реферат
по дисциплине «Рынки потребительских товаров»
на
тему: «Состояние и
перспективы развития
рынка игрушек»
Выполнила
Студентка 5 курса группы М-502
Петруленко И.
Проверила
Кондрашина
Л.С.
Брянск
– 2011
Классификация
игрушек
По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:
• развивающие первоначальные движения и восприятия;
• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;
• способствующие умственному развитию;
• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;
• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;
• знакомящие детей с элементами науки и техники;
• способствующие физическому развитию;
• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.
По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы:
По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на
Обзор
российского рынка игрушек
О
положительных тенденциях на рынке
детских игрушек
Что касается российского рынка игрушек, то на начало 2005 г. емкость российского рынка игрушек составляет 140—150 млн долл. (т.е. примерно 2% мирового рынка игрушек).
Рынок
долгие годы остается непрозрачным, для
него по-прежнему характерна высокая
доля нелегального импорта и контрафактной
продукции (по разным оценкам, до 60-70% от
всего импорта), особенно это характерно
для сегмента игрушек, которые в основном
ввозятся из Китая и Юго-Восточной Азии.
При этом, по данным УК "Финам Менеджмент",
на официальный импорт приходится 80-90%
рынка. Из этого следует, что доля внутреннего
производства игрушек крайне мала – не
более 10-20%.
Однако детские игрушки наиболее успешных российских производителей являются весьма конкурентоспособными по качеству на мировом рынке и успешно экспортируются. В число лидеров среди российских компаний-экспортеров входят ОАО «Звезда», ЗАО «Степ Пазл», ООО «Комета Плюс», ООО «Золушка» и ряд других российских предприятий.
Структура российского рынка игрушек по странам-производителям выглядит следующим образом: 70% игрушек, представленных на рынке, производит Китай, 20% - Европа, 10% - Россия. Европу представляют следующие страны: Польша, Германия, Испания.
В целом российский рынок сегодня выглядит следующим образом: каждый десятый рубль своих доходов семейный россиянин в возрасте до 35 лет тратит на покупку игрушек. Как уже было отмечено, годовой оборот на рынке игрушек в России на сегодняшний день оценивается в 140—150 млн долл. (примерно 2% мирового рынка игрушек). По прогнозам специалистов Международной ассоциации производителей игрушек, эта цифра в ближайшие пять лет будет увеличиваться на 30% ежегодно [13]. 40% занимают куклы и разнообразные плюшевые звери, 22% — конструкторы, 20% — видеоигры, 8% — технические игрушки (всякие машинки с моторчиком и без) и еще 10% — настольные игры и паззлы, при этом 60% кукол, 80% конструкторов и 75% настольных игр иностранного производства. Всего же, по подсчетам маркетингового агентства MAGRAM MR, импортные товары занимают около 80% российского рынка игрушек. В эти 80% входят и дорогие западные, и самые дешевые китайские товары. Средняя же ниша заполнена товарами из Польши и прочих стран Восточной Европы. На российскую продукцию, таким образом, приходится всего 20% игрушечного рынка
Существенная проблема российских производителей детских продуктов питания и игрушек — отсутствие марок. В отличие от российских производителей детских товаров зарубежные игроки выводят на рынок только марочную продукцию.
На российском рынке представлены различные виды игр и игрушек, его структура выглядит в настоящее время следующим образом: 40% занимают куклы и мягкая игрушка, 22% - конструкторы, 20% - видеоигры, 8% - технические игрушки (машинки с моторчиком и без и т.п.) и 10% - настольные игры и пазлы.
По данным "Комкона", в 2008 году на покупку игрушек россияне потратили около 80 млрд рублей. В 2009 году, по мнению игроков рынка и экспертов рынка, сумма будет существенно ниже. Влияние кризиса и снижение покупательского спроса на рынке заметили уже в декабре 2008 г.
"Кризисный онлайн-мониторинг" - исследование, проведенное "Комконом", - показало, что в декабре по сравнению с ноябрем 2008 года на игрушках стали экономить 42% покупателей. Прежде всего, это выразилось в том, что игрушки стали покупать реже (26% покупателей) или в более дешевых магазинах (11%). Для сравнения, на детской одежде стали экономить только 30% покупателей.
Основными покупателями игрушек являются родители с детьми 3-6 лет (45,3%). Доля родителей с детьми 0-3 года составляет 43,2%, родителей с детьми 7-9 лет – 34,3%, родителей с детьми 10-12 лет – 23,7%, родителей с детьми 13-15 лет – 12,3%.
По данным маркетинговых агентств, среди российских производителей игрушек ведущие позиции занимают компании: ОАО АК "Весна", ОАО "Звезда", ЗАО "Кругозор", завод игрушек "Огонек", а всего в России насчитывается порядка пятидесяти производителей игрушек. Одними из крупнейших зарубежных производителей и поставщиков игрушек на российский рынок являются компании: Barbie As Rapunzel, Bratz Salon 'N' Spa, Cabbage Patch Kids, Chicken Dance Elmo, FurReal Friends, LEGO Harry Potter Chamber of Secrets, Yu-Gi-Oh! Trading Game Booster Pack Collection Tin
В
2009 году производители игрушек по всему
миру ощущают снижение продаж. В частности,
крупнейший производитель игрушек в мире
- Mattel Inc, выпускающий в том числе знаменитую
куклу Барби, обнародовал финансовые показатели
за 2008 год. Оказалось, что чистая прибыль
компании по итогам года упала на 37%, до
379,6 млн долларов - против 600 млн долларов,
полученных за 2007 год. Кроме того, по данным
портала BFM, у компании в 2008 году были худшие
за последние 40 лет рождественские продажи.
Другой крупный игрок, немецкая компания-производитель
игрушечных железных дорог Maerklin, чьи модели
паровозов были даже в коллекции последнего
российского императора Николая II, подала
в суд города Геппингена заявление о признании
ее банкротом.
Участники же российского рынка и эксперты
говорят о снижении спроса и о том, что
в результате девальвации национальной
валюты вполне вероятно некоторое сокращение
объемов импорта и ощутимый рост цен в
силу высокой доли иностранных товаров.
Таким образом, на российском рынке игрушек складываются следующие особенности и тенденции:
|
Обзор мирового рынка игрушек
Рынок игрушек представляет собой один из самых сложных рынков. Несмотря на переживаемые отраслью трудные времена, расходы населения на приобретение игрушек во всем мире продолжают расти (рис. 1) и составили в 2003 г. 59,4 млрд долл. (против 55,8 млрд долл. в 2002 г.) без учета видеоигр или 85,4 млрд долл. (против 80,1 млрд долл. в 2002 г.) с учетом видеоигр.
На рисунке 2 показано распределение расходов на одного ребенка на покупку классических игрушек в 2003 г. Видно, что наибольшие расходы в Японии (305 долл.), Англии (280 долл.), Франции (255 долл.), США (242 долл.) .
Известно,
что почти 70% производимых в мире
игрушек китайского происхождения,
в том числе производимых в
Гонконге За 11 месяцев 2004 г. гонконгский
экспорт игрушек, кукол и игр составил
9,1 биллиона долл. США, что свидетельствует
о том, что Гонконг на сегодняшний день
является экспортером игрушек номер один
в мире.
Рис. 1. Расходы населения на приобретение игрушек в 2003 г.
За
последние три года на мировом
рынке игрушки отмечена некоторая
стабильность. С одной стороны, это
положительный момент, который показывает,
что состояние рынка игрушки
не зависит от состояния экономики.
С другой стороны, есть в этом и отрицательная
сторона — на рынке игрушек отсутствует
положительная динамика.
Рис. 2. Расходы на одного ребенка на покупку игрушек (классических) в 2003 г.
Почему возникает такая проблема? Основные покупатели игрушек — это дети. Статистика показывает, что число детей в мире с каждым годом сокращается. Например, в Европе 40% населения старше 60 лет. К тому же 2/3 детей живут в Азии, а основные страны — потребители игрушек — страны Европы (где в год затраты на одного ребенка составляют в среднем 121 долл. США) и Америка, где затраты в 2,5 раза больше (рис. 2). Старение населения — это большая проблема для многих производителей игрушек. Для ее преодоления игрушечники стараются привлечь к себе другие целевые группы, т.е. существует тенденция разработки игрушек для взрослых.
Особенно привлекательной для торговли является обладающая покупательной способностью клиентура, которая следует своему пристрастию к коллекционированию. Взрослые люди в Европе тратят на коллекционные товары суммы в 500 евро и более, чтобы пополнить свою коллекцию настольных железных дорог или кукол. В группу изделий, которую приобретают взрослые, также входят предметы для моделирования. Молодых взрослых привлекают компьютерные и видеоигры и, несомненно, машины и самолеты дистанционного управления.
Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка игрушек