Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:33, реферат
Рынок спортивных товаров является одним из самых крупных в мире. Его суммарный объем уже превысил 100 млрд. дол. В год и в настоящее время продолжает интенсивно расти. Как показывают исследования, основными потребителями спорттоваров являются жители США и Европы. В России же процент населения, регулярно занимающегося спортом, сравнительно невелик. Однако рынок спортивной одежды относится к таким сегментам, где еще есть резервы и потенциал для стремительного развития. Эксперты полагают, что объем его через пять лет увеличится почти в два раза.
Рынок спортивной одежды в России.
Рынок спортивных товаров является одним из самых крупных в мире. Его суммарный объем уже превысил 100 млрд. дол. В год и в настоящее время продолжает интенсивно расти. Как показывают исследования, основными потребителями спорттоваров являются жители США и Европы. В России же процент населения, регулярно занимающегося спортом, сравнительно невелик. Однако рынок спортивной одежды относится к таким сегментам, где еще есть резервы и потенциал для стремительного развития. Эксперты полагают, что объем его через пять лет увеличится почти в два раза.
Обзор Мирового и Российского рынка спортивных товаров.
По утверждению Министерства торговли США, рынок спортивных товаров является одним из самых емких в мире. Его емкость приближается к 100 млрд. долл. Примерно 40 млрд. долл из этой суммы приходится на спортивное оборудование, около 30 млрд. – на спортивную одежду и 20 млрд. – на спортивную обувь.
Рис.
1. Объем продаж на мировом
рынке спортивного снаряжения,
спортивной обуви и
одежды, млрд. долларов.
Что касается российского рынка, то среди его характерных черт американские эксперты выделяют прежде всего значительное расширение продаж за десятилетие, предшествовавшее мировому финансовому кризису. Согласно их утверждениям, в это время годовой прирост продаж товаров спортивного ассортимента в РФ был не ниже 15%, а непосредственно перед кризисом их объем доходил до 4,5-5 млрд. долл. Мировой кризис замедлил темпы развития российского рынка спорттоваров, но, несмотря на это, он по-прежнему остается привлекательным для многих зарубежных поставщиков.
В пользу его перспективности
свидетельствует целый ряд
Немаловажной чертой, влияющей на развитие современного российского рынка спорттоваров, является растущая роль на нем потребителей, относящихся к так называемому среднему классу, спрос со стороны которого, несмотря на отрицательные последствия финансового кризиса, похоже, уже в 2011 г. способен значительно возрасти. К положительным моментам, на которые обращают внимание аналитики российского рынка спорттоваров, можно отнести и увеличивающееся число торговых центров, а также все большее предложение спортивной одежды, отвечающей последним тенденциям моды.
Финансовый кризис заставил
В настоящее время свыше 80 %
продаваемых в России
Рис.
2. Доли производителей
спортивных товаров
различных стран на
мировом рынке спортивных
товаров, %
Понижение курса рубля, вызванное кризисом, на какое-то время отрицательно сказалось на российском импорте, который в 2008 г. достигал 20-25 млн. долл., а в 2009 г. уменьшился до 15 млн. долл. Вместе с тем в 2010 г. положение стало меняться: по данным на март импорт спорттоваров в РФ составил уже 10 млн. долл. При этом улучшили свои позиции Республика Корея, ФРГ и Тайвань, но значительно ухудшила их КНР (поставки которой существенно сократились). Закупки в США, в 2009 г . снизившиеся на 4 %, в начале 2010 г . вновь стали повышаться.
Также стоит отметить, что большинство
экспертов склоняется к тому,
что в преддверии Олимпийских
игр 2014 г. спрос на российском
рынке спортивных товаров
Несмотря на наводнение
Согласно данным исследований, за последнее время 29% городского населения страны ( в Москве – 31%) регулярно занимались спортом По оценкам Всемирной федерации индустрии спортивных товаров (WFSGI), в близжайшие 10 лет объем российского рынка может достичь 12 млрд.дол.. или около 5 % мирового рынка.
Диаграмма 1.
На сегодняшний день объем российского рынка спорт товаров составляет 2 млрд. долл. в год, при ежегодном приросте в 15-17%. У покупателей постоянно увеличивается доля расходов на спортивные товары, составляя в настоящее время около 50 дол. ежегодно. В Москве этот показатель значительно выше – 150-200 дол. Основная доля в продажах приходится на Москву и Санкт-Петербург, а именно:
Региональная структура российского рынка спортивных товаров по федеральным округам:
Табл. 1.
Федеральный округ | Объем продаж в год (млн. долл.) |
Москва | 450 |
ЦФО | 250 |
СЗФО | 140 |
ЮФО | 200 |
ПВФО | 280 |
УФО | 150 |
СФО | 190 |
ДВФО | 80 |
Санкт-Петербург | 70 |
Перспективность рынка спортивной одежды
Несмотря на внушительный текущий объем российского рынка спортивной одежды, его потенциальная емкость значительно выше, благодаря чему он по праву считается одним из самых перспективных и быстрорастущих в мире (см. диаграмму 1). Ожидается, что в течение следующих 5–10 лет он достигнет объема в 6–8 млрд долларов в год. Осознавая это, большое количество зарубежных производителей спортивной одежды выходят на российский рынок либо усиливают интенсивность своей работы на нем, адаптируют свои коллекции к потребностям российского клиента. Один из репрезентативных фактов, иллюстрирующих привлекательность российского рынка для зарубежных производителей спортивной одежды, – выставка ISPO, проведенная в Москве в 2005 году, на которой присутствовало более 200 лидирующих зарубежных брэндов, многие из которых до этого на российском рынке представлены не были.
ДИАГРАММА 2. Объем российского рынка спортивной одежды (млрд долл. США)
Структура производства и продаж спортивной одежды
Именно иностранные производители являются лидерами на российском рынке спортивной одежды: на их долю приходится около 80% рынка в денежном выражении. Значительная часть товаров, представленных в России под зарубежными брэндами, имеет азиатское происхождение (как и спорттоварах), поскольку многие крупнейшие мировые фирмы предпочитают выносить свое производство в страны Юго-Восточной Азии. На долю товаров европейского происхождения приходится порядка 10%. Еще около 10% составляют изделия отечественного производства: долгое время они занимали незначительную долю и лишь несколько лет назад ситуация стала меняться. Активно развиваются российские производители, такие как Baltic Bridge, BASK, Bosco Sport, Grishko, RedFox, Stayer, Stels, ЭФСИ и некоторые другие.
Этот рынок можно сегментировать по цене. Принадлежность к тому или иному сегменту определяет, как правило, и место реализации спортивной одежды. Одежда верхнего ценового сегмента продается в специализированных бутиках; среднего – в монобрэндовых бутиках и мультибрэндовых сетях; низшего ценового сегмента – на рынках и в небольших не входящих в сети магазинах.
Рынок спортивной одежды в РФ характеризуется следующими данными:
В высшем ценовом сегменте основные марки – ‘Giorgio Armani’, ‘Prada Sport’, Raiph Lauren’, John Gaiiiano’, Sportmax’, Dolce & Gabbana’, ‘Yohji Yamamoto’; основные страны поставщики: Финляндия, Италия, Франция, ФРГ и Япония.;
В среднем ценовом сегменте основные марки – ‘Adidas’, ‘Nike’, ‘Reebok’, ‘Puma’,; основные страны – поставщики – США,ФРГ.
В нижнем ценовом сегменте основные марки – ‘Vega’, Shturman’, ‘Pilot’; основные страны – поставщики – РФ, Юго-Восточная Азия, Турция.
(см. диаграмму 3).
Наибольшие темпы роста в последние годы были в среднем и верхнем ценовых сегментах. Это наглядно иллюстрируется перераспределением структуры продаж в пользу спортивных бутиков и монобрэндовых магазинов от открытых рынков.
В структуре продаж спортивной одежды на российском рынке лидируют футболки и майки, а также спортивные костюмы, доли которых составляют 37,5% и 29% от объема продаж соответственно; продажи курток составляют 1,5%; продажи шортов и брюк – 3,5%, купальников - 0,5%; продажи спортивной обуви — 22,5% (смотри рис. 4).
Наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike». Помимо этих лидеров представлены также следующие марки: Columbia Sportswear, Sprandi, Baon, Finn Flair, Sela, Kappa, Rebel, Rider, Fila, Kangaroos, Mizuno, Denis Uomo, Max Mara Technology, Roncato, Адмирал Маркет Марин, Айсберг, Кант, Кемпинг-Тур, Юнион и другие
Сегодня на российском рынке спортивных товаров наблюдается ориентация на потребителя со средним достатком. Это спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а также переход части покупателей с открытых рынков в магазины.
Спортивная одежда и обувь известных западных марок (ADIDAS, SPRANDI, NIKE, REEBOK, PUMA, COLUMBIA) позиционируется в среднем и высоком ценовых сегментах и доступна потребителям с доходом от $300 в месяц.
Рис.
3. Структура российского
рынка спортивной одежды
и обуви, % от объема
продаж.
В результате более трети покупателей готовы сменить марку товара, если им будет предложена более выгодная цена; пятая часть покупателей готова отказаться от покупки определенной марки в угоду качеству, и такое же количество - ради удобства и функциональности. Лишь немногие ставят дизайн на первое место по степени важности.
Специфика дистрибуции в сегменте спортивной одежды.
Важно отметить, что дистрибуция спортивной одежды до сих пор носит противоречивый характер. Многие компании объединяют в себе функции оптовой и розничной торговли, из-за чего некоторые брэнды ограниченно представлены в рознице. И причины этого следующие:
В дальнейшем рынок продолжит развитие по сценарию поглощения слабых игроков сильными и перераспределения рынка между небольшим числом компаний.