Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:33, реферат
В 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Эдварда Чемберлена и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” Джоан Робинсон.
1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена………………….. 3
2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон……… 8
Библиографический список……………………………………………………... 12
Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Дж. Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции. Графический анализ этих ситуаций воспроизводится в учебниках по курсу "Микроэкономика" в темах, рассматривающих поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции, несовершенной конкуренции и чистой монополии.
Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование (манипулирование) ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены в качестве инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие ценовая дискриминация, что означает сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп потребителей на одном рынке или на разных географических рынках. Обратила она внимание и на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. Однако возникает вопрос - почему же монополист не назначает на всех рынках одинаково высокую цену? Оказывается, что это нецелесообразно, потому что в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую цену, спрос может резко сократится. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске нового "дифференцированного" товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый "сильный рынок"), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене ("слабые рынки"). Подобная тактика "снятия сливок" основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация, как например, при установлении монопольно-высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых во внешней торговле. Как бы то ни было, "золотое правило" политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая - там, где эластичность спроса выше всего. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Дж.Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового дохода. Анализируя поведение монополий, Дж.Робинсон пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения), повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно-высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства, по мнению Дж.Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.
Негативное
отношение к монополизации
В
результате своих исследований Дж.
Робинсон приходит к выводу, что
возможность ценового маневрирования
подрывает основные постулаты классической
теории: независимость процесса ценообразования,
отождествления равновесия спроса и предложения
с оптимальным использованием ресурсов
и оптимизацией общественного благосостояния.
В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина,
который считал, что именно механизм монополистической
конкуренции наилучшим образом обслуживает
интересы экономического благосостояния.
Но все же Чемберлин говорил о монополии
при слабой дифференциации товаров, а
Робинсон - об обычной монополии, которая
охватывает целые отрасли. Поэтому в модели
Чемберлина монопольная рента очень невелика
и является премией предпринимателю, угадавшему
потребности некоторой части потребителей.
А в модели Робинсон монопольная рента
является продуктом эксплуатации монополистом
своего исключительного положения и может
становиться очень большой, поскольку
у настоящего монополиста нет, и не может
быть конкурентов.
Библиографический
список
Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции. Взгляды Э. Чемберлена и Дж. Робинсон