Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:33, реферат
В 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Эдварда Чемберлена и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” Джоан Робинсон.
1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена………………….. 3
2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон……… 8
Библиографический список……………………………………………………... 12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Кафедра
товароведения и экспертизы продовольственных
товаров
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Товароведные аспекты конкурентоспособности»
на тему
«Рынок несовершенной конкуренции. Взгляды
Э. Чемберлена и
Дж. Робинсон»
Выполнила:
студентка ФТК гр. ТП-07-1 Чудинова Е.В. |
Научный руководитель:
к.б.н, доцент Дойко И. В. |
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена………………….. 3
2. Экономическая
теория несовершенной
Библиографический
список……………………………………………………...
В
19 в. появились работы, авторы
которых стремились учесть модифицирующее
влияние монополий на структуру
рынка. Наиболее известными работами в
этом направлении являются “Теория
монополистической конкуренции” Эдварда
Чемберлена и “Экономическая
теория несовершенной конкуренции” Джоан
Робинсон.
1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена
Эдвард Хейстингс Чемберлен (1899-1967) — уроженец штата Вашингтон (США), из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. и до кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений в 1951 г.
Вклад американского экономиста Э. Чемберлена заключается в том, что он был первым ученым, кто ввел понятие «монополистической конкуренции». Согласно его убеждениям, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию.
Э. Чемберлен утверждает: «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
Модель Чемберлена предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента.
Каждая фирма, которая добилась некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке его сбыта. В связи с этим фирма начинает обладать частично рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене.
При этом дифференциация продукта трактуется достаточно широко: она включает не только различные свойства продукта, но и все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение (Э.Чемберлен).
Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки) и таких, как индивидуальные особенности (качество, форма, цвет или стиль). Дифференциация может также существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров.
В розничной торговле, например, эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, его манера ведения дел, репутация как честного предпринимателя, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.
Поскольку эти и всякие иные неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то продукт выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром.
Там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования товаров заменителей и возможной эластичности спроса по цене.
Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себе в привилегированное положение на рынке.
Проблему спроса Э.Чемберлен ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлена они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений, т.е. цены не являются решающим инструментом конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности по качеству.
Что
касается рекламы, то ей свойственно
двойственное воздействие на спрос.
Подразумевается ее влияние, как
на формирование потребностей, так
и на их изменения. С одной стороны
влияние рекламы на увеличение спроса
на продукт увязывается с
Новый подход характеризуется Чемберленом в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, регулирование объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлена подразумевает оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Он считает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность.
Значит,
переход к состоянию
В этих условиях Чемберлен указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Неслучайно поэтому в свою теорию цены Э.Х.Чемберлен вводит понятие «издержки сбыта», которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту.
«Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар или услугу, доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии пригодном для удовлетворения потребностей.
Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают «полезности», служащие удовлетворению запросов. Издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы». По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополии по дифференциации продукта избыточно прибыли, так как в долговременном плане, как считает Чемберлен, цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта).
Он
думал, что дифференциация продуктов,
наличие в них специфических
свойств порождает монопольное
положение продавца. Он пишет: «Продукты
выступают как
Такая дифференциация способная обеспечить определенную обособленность рынка для отдельного предприятия и тем самым определенный контроль над ценами. При создании таких конкурентных преимуществ следует учитывать, что большая роль належит организации сбыта и рекламе. Они должны создать у потенциальных клиентов желания приобрести именно данный товар.
Подводя итог, можно сказать, что согласно взглядам Э.Х.Чемберлена рынок любого единичного единственного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту.
Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление.
В теории Чемберлена монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования (условиями, порождающие монополию, по Чемберлену, являются: патентные права, репутация фирмы, не воспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения). Он считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.
Как видим, за пределами анализа Э.Чемберлена остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала.
Этот
тип монополий стал предметом
анализа английского экономиста
Джоан Робинсон. Э.Чемберлен разработал
серьезную теорию монополистической
конкуренции, однако, принимая в расчет
только естественные монополии, а Дж. Робинсон
проработала аспект, связанный с монополиями,
образовавшимися в результате высокой
концентрации капитала.
2.
Экономическая теория
несовершенной конкуренции
Дж. Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии, строгий последователь Кейнса, пропагандист кейнсианства. Занимала должность профессора в Кембридже в 1965 - 1971 гг.
Как и Э. Чемберлин, Дж .Робинсон в своей известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), исследовала те же проблемы: сбои в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Однако дифференциация продукта не является, согласно Робинсон, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства. Для Дж. Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. То есть модель Джоан Робинсон отличается от теории Э. Чемберлена по основным предпосылкам. Одновременно Робинсон ставит перед собой и несколько иную задачу: определение механизмов ценообразования при монополии.
Информация о работе Рынок несовершенной конкуренции. Взгляды Э. Чемберлена и Дж. Робинсон