Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:58, курсовая работа
Целью данной работы является определение дальнейшего развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;
2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;
3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства в России.
Введение 3
1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике 5
2.Критерии определения малого предпринимательства 11
3.Основные сферы деятельности малого предпринимательства 23
4. Формы государственной поддержки малого предпринимательства 27
5.Перспективы развития малого предпринимательства в России 38
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение №1 45
Приложение №2
заявление, составленное по установленной форме;
документ об уплате регистрационного сбора.
До утверждения закона о государственной регистрации предпринимательских организаций (индивидуальных предпринимателей) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. № 1482.
В соответствии с Положением государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. Если документы высылаются по почте, к документам необходимо приложить конверт с обратными адресами и знаками оплаты почтового перевода. В этот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Требование иных документов или совершение иных действий при регистрации предпринимателя не допускается.
В заявлении гражданин должен указать те виды деятельности, которыми он решил заняться, ибо в противном случае он не имеет права заниматься теми видами бизнеса, которые не зафиксированы в свидетельстве. В соответствии с нормативными актами заниматься отдельными видами деятельности индивидуальный предприниматель может только при получении соответствующей лицензии или квалификационного аттестата, о чем будет сказано ниже. Однако отсутствие у гражданина квалификационного аттестата или лицензии не может быть причиной отказа заявителю о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Таким образом, гражданин (физическое лицо), решивший заняться предпринимательской деятельностью, должен строго руководствоваться как гражданским, так и уголовным законодательством.
Регистрационный орган выдает свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет его в трех экземплярах, из которых один экземпляр выдается предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.
В Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что отказ от регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и содержащих в них сведений требованиям Положения. Уведомление об отказе в государственной регистрации должно быть направлено в трехдневный срок со дня поступления документов на регистрацию или получения их по почте заявителю в письменной форме с мотивацией отказа.
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика.
Если предпринимателем утеряно свидетельство о регистрации, оно выдается вновь в соответствии с поданным заявлением и при уплате регистрационного сбора в размере, установленном администрацией местного самоуправления. Если причины утери свидетельства будут признаны уважительными (кража, пожар и т. д.), размер сбора будет равен 20% от ранее уплаченной суммы.
В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей регистрации — месту своего постоянного жительства, а также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также для отчисления средств в Фонд занятости при условии, что индивидуальный предприниматель будет использовать наемных работников.
При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекать работников на основе договоров гражданско-правового характера. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется на основании письменного заявления предпринимателя и свидетельства о государственной регистрации. Об условиях и порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства речь идет в соответствующем разделе книги. При постановке на учет в налоговом органе физическому лицу, имеющему статус предпринимателя или имеющему право заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, присваивается идентификационный номер налогоплательщика, который представляет собой двенадцатизначный цифровой код (первые четыре цифры — код госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика; следующие шесть цифр — собственно порядковый номер налогоплательщика; две последние цифры — контрольное число, рассчитанное по утвержденному Госналогслужбой России алгоритму).
Для осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель в любой кредитной организации (банке) может открыть расчетный, текущий, ссудный, депозитный, валютный счет. Для этого в банк предпринимателю необходимо представить следующие документы:
личное заявление об открытии соответствующего счета;
копию свидетельства о регистрации индивидуального
предпринимателя;
подлинник справки о постановке на учет в налоговом органе;
карточку с нотариально заверенным образцом подписи индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель в соответствии с нормативными актами должен вести учет доходов и расходов, соблюдать порядок ведения кассовых операций, своевременно уплачивать налоги, отчисления, предоставлять установленную отчетность.
Индивидуальный предприниматель обязан представить для регистрации налоговому органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес постоянного места жительства);
номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в банковских организациях. Государственная налоговая
инспекция на первой странице Книги учета доходов и расходов записывает регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер патента, если предприниматель использует упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, дату выдачи свидетельства и патента. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней всех операций, связанных с предпринимательской деятельностью предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утверждена Минфином России 22 февраля 1996 г. и приведена в соответствующем разделе настоящего издания.
В данном разделе авторы кратко изложили механизм функционирования индивидуальных предпринимателей, но следует еще раз указать, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены к единой категории «субъекты малого предпринимательства» и все формы и меры поддержки установлены для них как для субъектов малого предпринимательства, однако юридические лица как коммерческие организации имеют определенные отличительные признаки, конституциирующие их в этом качестве.
В официальной (государственной) статистике нет данных о количестве функционирующих в России индивидуальных предпринимателей. По данным Российской ассоциации развития малого предпринимательства, в 2007 г. было зарегистрировано около двух миллионов индивидуальных предпринимателей. Поданным Госкомстата РФ, в 2007 г. в частном секторе экономики было занято 36,4% работающего населения, или 24,4 млн. чел., большая часть которых трудилась в сфере малого и среднего предпринимательства. Однако в сфере предоставленных бытовых услуг населению индивидуальные предприниматели играют ведущую роль. Так, в 2005 г. удельный вес индивидуального предпринимательства в общем объеме бытовых услуг по отдельным видам составил (в процентах): ремонт и строительство жилья — 93%; ремонт и индивидуальный пошив одежды — 80%; ремонт бытовых машин и радиоэлектронной аппаратуры — 68%; индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий — 59%; ремонт » индивидуальный пошив обуви - 55%.
Коммерческие организации- субъекты малого предпринимательства.
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия предпринимательской деятельности, заключающейся в систематическом получении прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого предпринимательства.
Как известно, предпринимательская
организация может систематически получать прибыль в первую очередь от использования имущества, которое составляет материально-техническую основу функционирования коммерческих организации в любой отрасли экономики.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и
муниципальных унитарных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики. Так, на начало 2008 г. в промышленности действовало 14,7% всех малых предприятий страны; в строительстве — 16,6; на транспорте и связи — 2,3; в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении и заготовках — 44,8; в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка — 4,8; в жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения — 1,8; в науке и научном обслуживании — 5,6; в других отраслях экономики — 9,4%. Характерно, что на 1 января 2008 г. коммерческие организации составили 82% от общего числа всех предприятии и организации страны. В 2005 г. негосударственные малые предприятия в промышленности составили S5% от всего числа малых предприятии; в строительстве — 89,8; на транспорте и связи — 89,4; в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках — 94,3; в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка — 99,2; в жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения — 85,3; в науке и научном обслуживании — 68,7; в других отраслях экономики — 87,1%.
На 1 января 2009 г. хозяйственные товарищества и общества из общего числа коммерческих организаций составили 48,5%; крестьянские (фермерские) хозяйства — 13,5%; индивидуальные (семейные) частные предприятия (с привлечением частного труда) — 14,5%.
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России