Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:24, реферат
Актуальность работы связана с наличием большого ассортимента товаров этой группы, наряду с недостаточно четко организованной системой оценки качества.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение прямых и смежных вопросов, касающихся безалкогольных напитков в ключе дисциплины: «товароведение и экспертиза товаров».
Предмет рассмотрения: потребительские свойства безалкогольных напитков, пищевая ценность, ассортимент и качество, дефекты и хранение. Основной пример рассмотрения: соки и сокосодержащие напитки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Безалкогольные напитки – товароведная группа вкусовых
товаров…………………………………………………………………………5
Потребительские свойства, состав……………………………………….5
Ассортимент безалкогольных напитков…………………………………6
Негазированные безалкогольные напитки……………………………….7
Глава 2. Аналитический обзор состава и формирования качества безалкогольных напитков (на примере фруктовых соков)…………….9
2.1 Ассортимент, требования к продукту, сырьё…………………………….9
2.2 Химический состав соков, значение……………………………………..13
2.3 Хранение, дефекты, факторы, формирующие качество соков…………18
Глава 3. Исследование ассортимента и качеств безалкогольных напитков реализуемых в магазине………………………………………...26
3.1 Краткая характеристика предприятия, реализация продукции………...26
3.2 Товароведная характеристика объектов исследования и отбор средней пробы……………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..33
Центросоюз Российской Федерации
Московский
университет потребительской
кооперации
Смоленский
филиал
по предмету:
«Товароведение и экспертиза товаров»
на
тему: «Потребительские
свойства, ассортимент
и качество безалкогольных
напитков отечественного
и импортного производителя.
Возможные дефекты и
хранение»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Безалкогольные напитки – товароведная группа вкусовых
товаров……………………………………………………………
Глава 3. Исследование ассортимента и качеств безалкогольных напитков реализуемых в магазине………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Потребление безалкогольных напитков и, в частности, соков в России активно растет, начиная с 1999 года. Тогда средний россиянин выпивал в год меньше 5 литров сока, зато в 2002 году этот показатель составлял уже 8-10 литров на человека. Особенно активно потребляют соки в столице и крупных российских городах. Например, на одного москвича приходится 18-20 литров сока в год, то есть примерно 1,5-2-литровые упаковки в месяц. Для сравнения, сегодня средний объем потребления соков в развитых странах достигает 30-40 литров на душу населения.
Растет также конкуренция между производителями безалкогольных напитков. В России активный рост потребления начался с приходом на рынок первого крупного отечественного производителя такой продукции – компании «Вимм-Билль-Данн». В 1999 году «ВБД» контролировал половину сокового рынка страны. Но уже в 2004 году, по данным журнала «Компания», разрыв между ним и другими российскими производителями стал стремительно сокращаться - «ВБД» занимал лишь 32% рынка, «Мултон» - 24%, «Лебедянский»-12%, «Нидан» - 8%. В 2002 году, как отмечают эксперты, конкурентная борьба между «соковыми» производителями стала еще более острой – крупные компании, освоив рынок Москвы и Питера, стремительно пошли осваивать регионы. [8;65]
Увеличение числа производителей и ассортимента безалкогольных напитков, наряду с ослаблением системы государственного контроля за качеством продукции, привели к определенному падению качества и безопасности напитков. Государственные, общественные организации, ряд компаний производителей предпринимают меры по улучшению ситуации. В 1999 г. был принят ГОСТ, регламентирующий качество безалкогольных напитков. В октябре 2000 г. по инициативе Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было принято Соглашение о добросовестной конкуренции на рынке соков. Соглашение объединяет большинство операторов сокового рынка России – производителей соков, поставщиков концентратов, отраслевые институты.
По данным экспертиз, в России, наряду с соками, соответствующими ГОСТу, продается большое количество продукции, имеющей отклонения от показателей качества, от незначительных, до серьезных, которые, по сути, выводят товар из группы натуральных соков. [15;58]
Актуальность работы связана с наличием большого ассортимента товаров этой группы, наряду с недостаточно четко организованной системой оценки качества.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение прямых и смежных вопросов, касающихся безалкогольных напитков в ключе дисциплины: «товароведение и экспертиза товаров».
Предмет рассмотрения: потребительские
свойства безалкогольных напитков, пищевая
ценность, ассортимент и качество, дефекты
и хранение. Основной пример рассмотрения:
соки и сокосодержащие напитки.
Глава 1. Безалкогольные напитки – товароведная группа вкусовых товаров
Товароведение, прикладная экономическая дисциплина, изучающая полезные свойства продуктов труда, классификацию, стандартизацию, закономерности формирования ассортимента товаров и его структуру, факторы, обусловливающие качество товаров, способы его контроля и оценки, условия сохранения товаров при их транспортировке и хранении.
Безалкогольные напитки — большая группа вкусовых товаров, не содержащих алкоголь, используемая в основном для утоления жажды. Наряду с высоким содержанием воды в состав большинства напитков входят сахара и другие экстрактивные вещества, поступающие в готовый продукт вместе с соками, морсами, экстрактами, настоями и т. п. В их состав входят минеральные вещества, органические кислоты, красящие, ароматические вещества и др. Освежающий эффект безалкогольных напитков обусловлен содержащейся в них углекислотой и органическими кислотами, добавленными или образующимися в процессе приготовления напитков.
Некоторые безалкогольные напитки являются продуктами не только высокой вкусовой ценности, но имеют также и большую пищевую ценность. Это, прежде всего соки, которые содержат наряду с легко усваиваемыми сахарами витамины, минеральные вещества, ферменты и другие вещества, полезные для человека, или напитки из шиповника, из настоев лекарственных трав, тонизирующие напитки, основой которых являются экстракты и настои из дикорастущих растений, таких как лимонник китайский, аралия маньчжурская, золотой корень, женьшень, элеутерококк, левзея сафроловидная, фиалковый корень, содержащих биологически активные вещества, повышающие тонус организма. Высокую пищевую ценность имеют квас и напитки из хлебного сырья.
В Российской Федерации открыто много источников минеральных вод, имеющих большую физиологическую ценность, оказывающих жаждоутоляющее и лечебное действие. [13;91]
Необходимо
отметить, что в последнее время
в России значительно увеличилось производство
напитков, содержащих различные пищевые
добавки: ароматизаторы, искусственные
красители, подсластители, консерванты,
и существенно снизилось количество напитков
на натуральном сырье: плодово-ягодных
соках, сиропах, хлебных экстрактах. Существенно
увеличилось производство минеральных
вод местных источников и просто очищенной
питьевой воды.
Производимые в России безалкогольные напитки по внешнему виду подразделяют на:
• жидкие напитки (прозрачные и замутненные);
• концентраты напитков в потребительской таре.
В товароведении безалкогольные напитки делят на негазированные, газированные и напитки брожения. Их изготовляют из плодово-ягодного, растительного и зернового сырья — соков, морсов, экстрактов, настоев, квасного сусла, концентрированных и консервированных соков и др.
В зависимости от используемого сырья, технологии производства и назначения напитки классифицирую на группы:
• сокосодержащие напитки;
• напитки на зерновом сырье;
• напитки на пряно-ароматическом растительном сырье;
• напитки на ароматизаторах (эссенциях и ароматных спиртах);
• напитки брожения;
• напитки специального назначения;
• минеральные воды;
• искусственно-
• питьевая вода.
По степени насыщения диоксидом углерода (СО2) жидкие напитки подразделяют на типы:
• сильногазированные;
• среднегазированные;
• слабогазированные;
• негазированные.
По способу обработки жидкие напитки подразделяют на:
• непастеризованные;
• пастеризованные;
• напитки с применением консервантов;
• напитки без применения консервантов;
• напитки холодного розлива;
• напитки горячего розлива.
Российская
промышленность освоила также производство
безалкогольных вин, технология изготовления
которых основана на отгонке из них спирта
при пониженном давлении и температуре
35–40 °С. [11;23]
Эти напитки представлены плодово-ягодными и овощными соками, сиропами, экстрактами, морсами и горячими напитками.
Плодово-ягодные и овощные соки. Сок — жидкий продукт, полученный из фруктов или овощей путем механического воздействия и консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением.
Фруктовый сок — сок, полученный из доброкачественных спелых, свежих или сохраненных свежими благодаря охлаждению фруктов, несброженный, но способный к брожению, предназначенный для непосредственного употребления в пищу или для промышленной переработки.
Овощной сок — сок, полученный из съедобной части доброкачественных овощей, несброженный или подвергнутый молочнокислому брожению, предназначенный для непосредственного употребления в пищу или для промышленной переработки.
Концентрированный сок — сок, полученный удалением путем физического воздействия части содержащейся в нем воды с целью увеличения содержания растворимых сухих веществ не менее чем в 2 раза.
Сухой сок — сок, полученный удалением путем физического воздействия содержащейся в нем воды до воздушно-сухого порошкообразного состояния. Сухой сок способен к брожению после восстановления водой.
Сокосодержащий
фруктовый напиток —