Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:54, курсовая работа
Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Эволюция и развития акциза на алкогольную продукцию……………………....5
1.1. Развитие налоговой политики в Российской империи………………………………...5
1.2. Монополизация алкогольной продукции……………………………………………....7
1.3. Развитие акцизных марок в Российской Федерации…………………………………..9
1.4. Федеральная государственная марка и акцизная марка, как документы государственной отчетности…………………………………………………………………11
Глава 2. Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию……………………….12
2.1.Акцизы на алкогольную продукцию: понятие, плательщики, объект налогообложения и льготы………………………………………………………………………………………..12
2.2. Налоговая база и ставки акциза на алкогольную продукцию…………………………15
2.3. Порядок исчисления и уплаты акциза…………………………………………………..18
2.4. Динамика акциза на алкогольную продукцию в 2008-2010 гг………………………...19
Глава 3. Расчет акциза на алкогольную продукцию и пути его усовершенствование……25
3.1. Примеры расчета акциза на алкогольную продукцию………………………………….25
3.2. Совершенствованию налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов…………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы……
1.4. Федеральная
государственная марка и
Согласно действующей
редакции закона Российской Федерации
от 22 ноября 1995 года «О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции», алкогольная
продукция с содержанием
- алкогольная продукция, производимая
на территории Российской Федерации, за
исключением алкогольной продукции, поставляемой
на экспорт, маркируется федеральными
специальными марками. Указанные марки
приобретаются организациями, осуществляющими
производство такой алкогольной продукции,
в государственных органах, уполномоченных
правительством Российской Федерации;
- алкогольная продукция, ввозимая на таможенную
территорию Российской Федерации, маркируется
акцизными марками. Указанные марки приобретаются
в таможенных органах организациями, осуществляющими
импорт алкогольной продукции.
Маркировка иной алкогольной продукции,
а также маркировка иными не предусмотренными
настоящим Федеральным законом марками
не допускается.
Образцы акцизных марок, утвержденных
в Российской Федерации см. Приложение
2 и 3.
Федеральная специальная марка и акцизная
марка являются документами государственной
отчетности, удостоверяющими законность
производства и оборота на территории
Российской Федерации алкогольной продукции,
осуществления контроля за уплатой налогов,
а также являются носителями информации
единой государственной автоматизированной
информационной системы и подтверждением
фиксации информации о реализуемой на
территории Российской Федерации алкогольной
продукции в единой государственной автоматизированной
информационной системе.
Глава 2. Механизм
взимания акцизов на алкогольную
продукцию.
2.1.Акцизы
на алкогольную продукцию:
Подакцизными товарами признаются:
1. спирт этиловый из всех видов сырья,
за исключением спирта коньячного;
2. спиртосодержащая продукция (растворы,
эмульсии, суспензии и другие виды продукции
в жидком виде) с объемной долей этилового
спирта более 9%;
3. алкогольная продукция (спирт питьевой,
водка, ликероводочные изделия, коньяки,
вино и иная пищевая продукция с объемной
долей этилового спирта более 1,5%, кроме
виноматериалов);
4. пиво.
Налогоплательщиками акциза согласно
ст. 179 гл.22 НК признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками
в связи с перемещением товаров через
таможенную границу Российской Федерации,
определяемые в соответствии с Таможенным
кодексом Российской Федерации.
Объектом налогообложения являются следующие
операции:[2]
- реализация на территории
РФ лицами произведенных ими подакцизных
товаров;
- продажа лицами переданных им на основании
приговоров или решений судов конфискованных
или бесхозяйных подакцизных товаров;
- передача на территории РФ лицами произведенных
ими из давальческого сырья подакцизных
товаров собственнику указанного сырья
либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных
подакцизных товаров для дальнейшего
производства неподакцизных товаров (кроме
прямогонного бензина и этилового спирта);
- передача на территории РФ подакцизных
товаров для собственных нужд;
- передача на территории РФ подакцизных
товаров в уставный (складочный) капитал
организаций, паевые фонды кооперативов,
в качестве взноса по договору простого
товарищества;
- передача организацией произведенных
ею подакцизных товаров своему участнику
при его выходе из организации, а также
передача в рамках договора простого товарищества,
при выделении его доли из общего имущества
или разделе такого имущества;
- передача произведенных подакцизных
товаров на переработку на давальческой
основе;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную
территорию РФ;
- получение денатурированного этилового
спирта организацией, имеющей свидетельство
на производство не спиртосодержащей
продукции;
- получение прямогонного бензина организацией,
имеющей свидетельство на переработку
прямогонного бензина.
Операции, не подлежащие налогообложению
(освобождаемые от налогообложения).
Не подлежат налогообложению следующие
операции:
- передача подакцизных товаров
одним структурным подразделением организации,
не являющимся самостоятельным налогоплательщиком,
для производства других подакцизных
товаров другому такому же структурному
подразделению этой организации;
- реализация подакцизных товаров, помещенных
под таможенный режим экспорта, за пределы
территории Российской Федерации с учетом
потерь в пределах норм естественной убыли;
- первичная реализация (передача) конфискованных
и (или) бесхозяйных подакцизных товаров,
подакцизных товаров, от которых произошел
отказ в пользу государства и которые
подлежат обращению в государственную
и (или) муниципальную собственность, на
промышленную переработку под контролем
таможенных и (или) налоговых органов либо
уничтожение.
Перечисленные операции не подлежат налогообложению
только при ведении и наличии отдельного
учета операций по производству и реализации
(передаче) таких подакцизных товаров.
Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную
территорию РФ подакцизных товаров, от
которых произошел отказ в пользу государства
и которые подлежат обращению в государственную
и (или) муниципальную собственность.
Особенности освобождения от налогообложения
при реализации подакцизных товаров за
пределы территории Российской Федерации.[3]
Налогоплательщик освобождается от уплаты
акциза при реализации произведенных
им подакцизных товаров и (или) передаче
подакцизных товаров, произведенных из
давальческого сырья, помещенных под таможенный
режим экспорта при представлении в налоговый
орган поручительства банка или банковской
гарантии.
Такое поручительство банка (банковская
гарантия) должно предусматривать обязанность
банка уплатить сумму акциза и соответствующие
пени в случаях непредставления налогоплательщиком
документов, подтверждающих факт экспорта
подакцизных товаров, и неуплаты им акциза
и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка
(банковской гарантии) налогоплательщик
обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном
для операций по реализации подакцизных
товаров на территории Российской Федерации.
При уплате акциза вследствие отсутствия
у налогоплательщика поручительства банка
(банковской гарантии) уплаченные суммы
акциза подлежат возмещению после представления
налогоплательщиком в налоговые органы
документов, подтверждающих факт экспорта
подакцизных товаров.
2.2. Налоговая база и ставки акциза на алкогольную продукцию.
Определение налоговой
базы при реализации или получении
подакцизных товаров.
Налоговая база при реализации произведенных
налогоплательщиком подакцизных товаров
в зависимости от установленных в отношении
этих товаров налоговых ставок определяется:
[4]
- как объем реализованных (переданных)
подакцизных товаров в натуральном выражении
- по подакцизным товарам, в отношении
которых установлены твердые (специфические)
налоговые ставки (в абсолютной сумме
на единицу измерения);
- как стоимость реализованных (переданных)
подакцизных товаров, исчисленная исходя
из рыночных цен, без учета акциза, налога
на добавленную стоимость - по подакцизным
товарам, в отношении которых установлены
адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
- как стоимость переданных подакцизных
товаров, исчисленная исходя из средних
цен реализации, действовавших в предыдущем
налоговом периоде, а при их отсутствии
исходя из рыночных цен без учета акциза,
налога на добавленную стоимость - по подакцизным
товарам, в отношении которых установлены
адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
В аналогичном порядке определяется налоговая
база по подакцизным товарам, в отношении
которых установлены адвалорные (в процентах)
налоговые ставки, при их реализации на
безвозмездной основе, при совершении
товарообменных (бартерных) операций,
а также при передаче подакцизных товаров
по соглашению о предоставлении отступного
или новации и передаче подакцизных товаров
при натуральной оплате труда;
- как объем реализованных (переданных)
подакцизных товаров в натуральном выражении
для исчисления акциза при применении
твердой (специфической) налоговой ставки
и как расчетная стоимость реализованных
(переданных) подакцизных товаров, исчисляемая
исходя из максимальных розничных цен
для исчисления акциза при применении
адвалорной (в процентах) налоговой ставки
- по подакцизным товарам, в отношении
которых установлены комбинированные
налоговые ставки, состоящие из твердой
(специфической) и адвалорной (в процентах)
налоговых ставок.
Не включаются в налоговую базу полученные
налогоплательщиком средства, не связанные
с реализацией подакцизных товаров.
Налоговая база по этиловому спирту определяется
как объем полученного денатурированного
этилового спирта в натуральном выражении.
Налоговым периодом является календарный
месяц.
В связи с ростом среднего уровня цен на
потребительские товары и прогнозом уровня
инфляции на период с 2010 по 2012 годы предусматривается
ежегодная индексация ставок акцизов
на все подакцизные товары в среднем на
10% по сравнению с предыдущим годом.
Законом №282-ФЗ внесены поправки непосредственно
в порядок исчисления акцизов. Например,
ст. 200 НК РФ дополнена положением, в соответствии
с которым при исчислении акциза на крепкую
алкогольную продукцию (с объемной долей
этилового спирта свыше 25%) ограничивается
право налогоплательщиков на налоговый
вычет акциза, уплаченного при приобретении
подакцизных товаров, используемых в качестве
сырья. С 2010 года, если производители такой
алкогольной продукции используют в качестве
сырья спиртосодержащую продукцию, сумма
налогового вычета у них будет меньше
сумм акциза, фактически уплаченного при
приобретении спиртосодержащей продукции.
В этом случае сумму вычета необходимо
определять исходя из ставки акциза на
этиловый спирт.
Изменилась и ставка акциза на спиртосодержащую
продукцию. Теперь она установлена на
одинаковом уровне со ставкой акциза на
алкогольную продукцию с объемной долей
этилового спирта до 9%. Дело в том, что
спиртосодержащая продукция (например,
кальвадосный, висковый и другие дистилляты)
используются в качестве сырья при изготовлении
слабоалкогольных напитков. Действовавшее
еще в 2009 году соотношение ставок акциза
на спиртосодержащую и слабоалкогольную
продукцию приводило к образованию так
называемой отрицательной разницы между
ставками акциза на спиртосодержащую
продукцию и на алкогольную продукцию
с содержанием спирта до 9% в расчете на
одинаковую единицу измерения (1 л безводного
спирта). Это пример исправления законодательной
базы с целью устранения так называемой
«коррупционной составляющей».
Ставки акциз с 2010 по 2012 приведены в Приложении
1.
Спирт этиловый и
спиртосодержащая продукция.
Из Приложения 1 следует, что ставка акциза
на спирт этиловый из всех видов сырья
(в том числе этиловый спирт-сырец из всех
видов сырья с 1 января текущего года увеличился
с 27,7 руб. (за 1 л безводного этилового спирта)
до 30,5 руб. (за 1 л безводного этилового
спирта). В 2011 и 2012 годах размер ставок
также будет увеличиваться и составит
соответственно 33,6 руб. и 37 руб. (за 1 л безводного
этилового спирта).
На спиртосодержащую парфюмерно-косметическую
продукцию в металлической аэрозольной
упаковке, а также спиртосодержащую продукцию
бытовой химии сохранится нулевая ставка
акциза.
Алкогольная продукция.
По алкогольной продукции с объемной долей
этилового спирта свыше 9% в 2010 – 2012 годах
ставки акцизов будут увеличиваться примерно
на 10% ежегодно, а по алкогольной продукции
с объемной долей этилового спирта до
9% включительно – на 20% ежегодно.
Налоговые ставки по натуральным винам
и по шампанским, игристым, газированным
и шипучим винам в 2010 – 2012 годах также
будут стабильно увеличиваться (см. Приложение
1).
В отношении пива с нормативным (стандартизованным)
содержанием объемной доли спирта этилового
свыше 0,5 и до 8,6% включительно с 2010 года
ставка акциза повысилась почти в 3 раза,
а по пиву с нормативным (стандартизованным)
содержанием объемной доли спирта этилового
свыше 8,6% - более чем в 4 раза с ежегодной
индексацией этих ставок.
2.3. Порядок исчисления и уплаты акциза.
Сумма акциза по подакцизным
товарам, в отношении которых
установлены твердые налоговые
ставки, исчисляется как произведение
соответствующей налоговой ставки
и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам,
в отношении которых установлены адвалорные
(в процентах), налоговые ставки, исчисляется
как соответствующая налоговой ставке
процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам,
в отношении которых установлены комбинированные
налоговые ставки, исчисляется как сумма,
полученная в результате сложения сумм
акциза, исчисленных как произведение
твердой налоговой ставки и объема реализованных
подакцизных товаров в натуральном выражении
и как соответствующая адвалорной (в процентах)
налоговой ставке процентная доля максимальной
розничной цены таких товаров.
Общая сумма акциза при совершении операций
с подакцизными нефтепродуктами, определяется
отдельно от суммы акциза по другим подакцизным
товарам.
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого
налогового периода применительно ко
всем операциям по реализации подакцизных
товаров, дата реализации (передачи) которых
относится к соответствующему налоговому
периоду.
Статьей 204 НК РФ в редакции, действующей
до 1 января 2010 года, был установлен порядок,
в соответствии с которым уплата акциза
при реализации (передаче) налогоплательщиками
произведенных ими подакцизных товаров
производится за истекший налоговый период
равными долями не позднее 25-го числа месяца,
следующего за отчетным месяцем, и не позднее
15-го числа второго месяца, следующего
за отчетным.
С 1 января 2010 года данный порядок изменился.
Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ установлена
единая дата уплаты налога - не позднее
25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, в январе 2010 года налогоплательщикам
необходимо уплатить акциз в следующие
сроки:
- не позднее 15-го числа - 1/2 суммы акциза,
подлежащей уплате за ноябрь 2009 года;
- не позднее 25-го числа - сумма акциза,
подлежащая уплате за декабрь 2009 года.
2.4. Динамика
акциза на алкогольную
Рост собираемости акциза
в целом (+40%) к 2008. При этом «производственные
акцизы» выросли на 41,8% (их доля в
общей сумме акцизов – 92,34%); а
«импортные акцизы» (+20,9%), при этом их
доля – 7,66%. Если сложить весь физический
легальный объем рынка алкоголя
(с пивом, конечно, то он в 2009 году составил
около 1 300 млн дал, их них импорта – не
более 55 млн дал (95,8% — Россия и импорт
— 4,2%).
Приросты этих показателей к 2009 – от 53%
до 57%. Весь рост как обычно – в основном
только за счет роста ставки (пока еще
разумного – на уровне +10% в год), а не за
счет роста легального рынка, хотя уже
растет производство по целому ряду производственных
показателей.
Неплох и сбор всех акцизов без пива: рост
к 2009 (+3,54%), при этом падение к 2008 велико
(-9,63%). Ниже – почему. При этом естественно,
что их доля упала в общем объеме с 71% —
74% в 2008 – 2009 г.г. до 47,8% в 2010 (выросла сумма
пивных акцизов почти в 3 раза).
Сбор винных акцизов: (+26%) к 2009 и (+11,6%) к
2008 г. Тоже все на уровне нормы. Рост за
счет роста ставки. Доля вина всего 4,17%.
А сумма – подчеркнем в очередной раз
– для государства – не велика (по году
не более 7 млрд руб.; ), а в виноградарстве
переворот сделать способна…
Акцизы на реально крепкий алкоголь (свыше
25%): рост на 0,15% к 2009 и падение на 11,2% к 2008.
Вот здесь очень интересно: я продолжаю
утверждать, что при честном подсчете
учтенно — легального производства объем
этого производства в 2010 году к 2009 по водке
и ЛВИ не вырос. Пример: ставка акциза выросла
на 10% (во-первых), в этой же группе рост
производства бутилированного коньяка
(+5% за 3 квартала); здесь же крепкие винные
напитки и коньячные напитки, питьевой
спирт… Последние погоды не делают.
При росте ставки на 10% рост собираемости
акцизов (+0,15%).
С нелегальной водки все равно акцизы
не платили, а вот подорожание реальной
водки (не по официальной в 89 руб., а по
реальной цене – до 105 – 110 руб.) привело
к падению собираемости акцизов уже в
2010… А в следующем году – еще +10%…
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Порядок исчисления акциза, сроки и порядок уплаты акцизов