Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:40, лекция
Основные понятия, термины и определения медицинского и фармацевтического товароведения.
Классификация медицинских и фармацевтических товаров.
Виды ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.
2) санитарно-гигиенические средства;
3) минеральные воды;
4) диетическое и детское питание;
5)очковая оптика;
6) диагностикумы, реактивы для медицинских, биохимических и клинических лабораторий;
7) средства для защиты
растений от болезней и
8) средства санитарии и гигиены для животных.
К товарам аптечного ассортимента относятся:
— медицинские изделия, средства
ухода и гигиены (изделия медицинского
назначения, предметы ухода за больными,
средства гигиенические и косметические)
— медицинские приборы и инструменты;
— изделия очковой оптики;
— посуда для медицинских целей;
— предметы и средства
для обеспечения здорового
— реактивы и диагностические средства;
— стоматологические и зубопротезные приборы, инструменты и материалы;
— продукты и пищевые
добавки лечебного и
минеральные воды;
— прочие товары (аптечки, гигрометры, наконечники, накос-тыльники, ходунки и др.).
В аптечных организациях реализуются следующие товары:
— готовые лекарственные препараты (в том числе гомеопатические) по рецептам и без рецептов врача;
— изготовленные по рецептам
врачей лекарственные препараты, внутриаптечная
заготовка, фасованные лекарственные
препараты и лекарственное
— лекарственное растительное сырье в заводской упаковке;
— дезинфицирующие средства;
— предметы (средства) личной гигиены (в частности, средства для ухода за кожей, волосами, ароматические масла и др.);
— оптика (готовые очки, средства ухода за очками);
— минеральные воды (натуральные и искусственные);
— лечебное детское и диетическое питание (в частности, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др.);
— косметическая и парфюмерная продукция.
Помимо товаров, в фармацевтических (аптечных) организациях бесплатно или на платной основе оказывают фармацевтические услуги, потребителями которых могут быть население, организации и учреждения.
3. Виды
ассортимента медицинских и
Многоотраслевые
классификации, включающие в себя ЛС
в качестве одного из объектов, обычно
создаются с целью, не имеющей
прямого отношения к целям
фармации или медицины, однако в
определённой мере в них учитывают
подходы к систематизации ЛС, существующие
в этих двух областях здравоохранения.
Поскольку маркетинговые
В фармацевтическом маркетинге
классификация ЛС даёт возможность
на основании анализа
Под типом ЛС понимается группа медикаментов с устойчивым сочетанием определённых товарных свойств, главное из которых служит термином – наименованием данной группы. Несмотря на то, что границы между типами ЛС достаточно чёткие и определяются однозначно, отнесение его к тому или иному типу не бывает постоянным. Например, процесс перевода ЛС из типа рецептурных в тип безрецептурных.
Основные
типы ЛС
№ п/п |
Типологический признак |
Типы ЛС |
Примечание |
1 |
Система медицины |
Классические Гомеопатические |
При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «гомеопатические ЛС» |
2 |
Предназначение |
Лечебные Профилактические Диагностические |
Типология очевидная, но при анализе рынка ЛС практически не используется |
3 |
Характер производства |
Готовые Экстемпоральные Внутриаптечная заготовка |
- |
4 |
Первичность производства |
Оригинальные Воспроизводимые |
При анализе рынка необходимо определить типологический признак во избежание терминологической путаницы |
5 |
Правовая защита |
Патентованные Непатентованные |
При анализе рынка необходимо определить типологический признак во избежание терминологической путаницы |
6 |
Новизна |
Новые Известные |
При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «новые ЛС» |
7 |
Качество |
Стандартные Бракованные |
При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «бракованные» |
8 |
Подлинность |
Подлинные Фальшивые |
При анализе рынка обычно принимается во внимание только тип «фальшивые» |
9 |
Вид отпуска |
Рецептурные Безрецептурные |
- |
Свойства ассортимента – специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании.
Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство характеризуется
двумя абсолютными показателями
— действительной и базовой широтой,
а также относительным
Действительная широта — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках
Полнота ассортимента –
характеризует число
Глубина ассортимента – характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).
Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации,
за определённый период времени.
Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.
Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных товаров, входящих в ассортимент. Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.
Устойчивость – определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.
Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.
Список литературы:
http://otherreferats.allbest.
http://www.goverpharm.dsmu.
Информация о работе Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров