Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:40, лекция

Описание работы

Основные понятия, термины и определения медицинского и фармацевтического товароведения.
Классификация медицинских и фармацевтических товаров.
Виды ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.

Работа содержит 1 файл

Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров.pptx

— 6.89 Мб (Скачать)

2) санитарно-гигиенические  средства;

3) минеральные воды;

4) диетическое и детское  питание;

5)очковая оптика;

6) диагностикумы, реактивы для медицинских, биохимических и клинических лабораторий;

7) средства для защиты  растений от болезней и вредителей;

8) средства санитарии  и гигиены для животных.

 

К товарам аптечного ассортимента относятся:

— медицинские изделия, средства ухода и гигиены (изделия медицинского назначения, предметы ухода за больными, средства гигиенические и косметические);

— медицинские приборы  и инструменты;

— изделия очковой оптики;

— посуда для медицинских  целей;

— предметы и средства для обеспечения здорового образа жизни;

— реактивы и диагностические  средства;

— стоматологические и  зубопротезные приборы, инструменты  и материалы;

— продукты и пищевые  добавки лечебного и профилактического  назначения;

минеральные воды;

— прочие товары (аптечки, гигрометры, наконечники, накос-тыльники, ходунки и др.).

 

В аптечных организациях реализуются  следующие товары:

— готовые лекарственные  препараты (в том числе гомеопатические) по рецептам и без рецептов врача;

— изготовленные по рецептам врачей лекарственные препараты, внутриаптечная заготовка, фасованные лекарственные  препараты и лекарственное растительное сырье;

— лекарственное растительное сырье в заводской упаковке;

 

    • — изделия медицинского назначения:
    • • предметы ухода за больными;
    • • изделия медицинской техники, в том числе профилактического назначения;
    • • диагностические средства;
    • • лечебно-профилактическое белье;
    • • чулочные изделия, бандажи;
    • • предметы ухода за детьми;
    • • аптечки первой медицинской помощи;

 

— дезинфицирующие средства;

— предметы (средства) личной гигиены (в частности, средства для  ухода за кожей, волосами, ароматические  масла и др.);

— оптика (готовые очки, средства ухода за очками);

— минеральные воды (натуральные  и искусственные);

— лечебное детское  и диетическое питание (в частности, пищевые добавки лечебного и  профилактического назначения и  др.);

— косметическая и парфюмерная  продукция.

 

Помимо товаров, в фармацевтических (аптечных) организациях бесплатно  или на платной основе оказывают  фармацевтические услуги, потребителями  которых могут быть население, организации  и учреждения.

 

3. Виды  ассортимента медицинских и фармацевтических  товаров

 

Многоотраслевые классификации, включающие в себя ЛС в качестве одного из объектов, обычно создаются с целью, не имеющей  прямого отношения к целям  фармации или медицины, однако в  определённой мере в них учитывают  подходы к систематизации ЛС, существующие в этих двух областях здравоохранения. Поскольку маркетинговые исследования могут проводиться на любой из стадий существования ЛС и для  любой из форм его существования, важно знать, как ЛС представлены в этих классификациях.

 

В фармацевтическом маркетинге классификация ЛС даёт возможность  на основании анализа потребительских  свойств:

    • определить медицинский профиль ЛС, выводимого на рынок
    • позиционировать его как новый продукт в существующей группе ЛС
    • выявить конкурентные преимущества данного продукта
    • разработать для него эффективную стратегию продвижения

 

Под типом ЛС понимается группа медикаментов с устойчивым сочетанием определённых товарных свойств, главное  из которых служит термином – наименованием  данной группы. Несмотря на то, что границы  между типами ЛС достаточно чёткие и определяются однозначно, отнесение  его к тому или иному типу не бывает постоянным. Например, процесс  перевода ЛС из типа рецептурных в  тип безрецептурных.

 

Основные  типы ЛС  

 

№ п/п

Типологический  признак

Типы ЛС

Примечание

1

Система медицины

Классические

Гомеопатические

При анализе рынка  обычно принимается во внимание только тип «гомеопатические ЛС»

2

Предназначение

Лечебные

Профилактические

Диагностические

Типология очевидная, но при анализе рынка ЛС практически  не используется

3

Характер производства

Готовые

Экстемпоральные

Внутриаптечная  заготовка

-

4

Первичность производства

Оригинальные

Воспроизводимые

При анализе рынка  необходимо определить типологический признак во избежание терминологической  путаницы


5

Правовая защита

Патентованные

Непатентованные

При анализе рынка  необходимо определить типологический признак во избежание терминологической  путаницы

6

Новизна

Новые

Известные

При анализе рынка  обычно принимается во внимание только тип «новые ЛС»

7

Качество

Стандартные

Бракованные

При анализе рынка  обычно принимается во внимание только тип «бракованные»

8

Подлинность

Подлинные

Фальшивые

При анализе рынка  обычно принимается во внимание только тип «фальшивые»

9

Вид отпуска

Рецептурные

Безрецептурные

-


Свойства ассортимента –  специфическая особенность, проявляющаяся  при его формировании.

Широта ассортимента —  количество видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и  разнородных групп.

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями — действительной и базовой широтой, а также относительным показателем  — коэффициентом широты.

Действительная широта —  фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся  в наличии.

 

Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных аптеках

Полнота ассортимента –  характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Базовую полноту определяют или  по нормативным документам, или как  максимальное количество товаров группы на рынке.

Глубина ассортимента –  характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов  отдельных товаров).

Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации,

за определённый период времени.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров  удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.

Структура ассортимента –  характеризуется удельной долей  каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры  ассортимента могут иметь натуральное  или денежное выражение и носят  относительный характер. Их рассчитывают как отношение количества отдельных  товаров, входящих в ассортимент. Структура  ассортимента, рассчитанная в натуральном  выражении, может существенно отличаться от структуры того же ассортимента в денежном выражении.

 

Устойчивость – определяют степенью изменения показателей  широты, полноты, глубины и структуры  за исследуемые периоды времени.

Гармоничность – степень  близости между товарами различных  ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов  распределения или иных показателей. Она обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит  описательный характер.

Список  литературы:

 

http://otherreferats.allbest.ru

http://www.goverpharm.dsmu.edu.ua

 


Информация о работе Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров