Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:40, лекция

Описание работы

Основные понятия, термины и определения медицинского и фармацевтического товароведения.
Классификация медицинских и фармацевтических товаров.
Виды ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.

Работа содержит 1 файл

Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров.pptx

— 6.89 Мб (Скачать)

Общие положения  товароведения медицинских и  фармацевтических товаров

 

Выполнила: Аскерова Л. 314 ФР

                                      Приняла: Блинова О. В.

План

    1. Основные понятия, термины и определения медицинского и фармацевтического товароведения. Товар, потребительная стоимость, потребительские свойства, качество, ассортимент, потребитель.
    2. Классификация медицинских и фармацевтических товаров.
    3. Виды ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.
    4. Список литературы.

 

 

 

1. Основные  понятия, термины и определения  медицинского и фармацевтического  товароведения. Товар, потребительная  стоимость, потребительские свойства, качество, ассортимент, потребитель

Медицинское товароведение  изучает потребительские свойства медицинских товаров, то есть те свойства, которыми должен обладать тот или  иной товар, применяемый в медицине в соответствии в его назначением  в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, медицинские  приборы, медицинские аппараты, медицинское  оборудование).

 

Фармацевтическое товароведение  – это дисциплина, занимающаяся изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.

 

Товароведение связано с  фундаментальными дисциплинами - физикой, химией, биологией, микробиологией - знания этих дисциплин необходимы для более  глубокого понимания и оценки потребительных свойств товаров, их изменений при производстве и  хранении. Одновременно товароведение  является базовой учебной дисциплиной  для организации и экономики  фармации, фармацевтической химии, технологии лекарств, фармакогнозии.

 

В развитии товароведения  как науки и практической деятельности выделяют три этапа.

1 Этап. Товарно-описательный (середина 16 начало 18 веков). Характерны  описательные подходы к рассмотрению  товаров и отсутствие научного  анализа при оценке их потребительских  свойств. В этот период для  систематизации продукции (которая  находилась в торговом обороте)  создавались руководства с описанием  свойств и методов использования  различных видов товаров, которые  располагались в алфавитном порядке. 

2 Этап. Товарно-технический  (начало 18 - начало 20 веков). Связан с  развитием естественных наук (физики, химии, биологии)и использованием  естественнонаучных методов оценки  качества товаров. Изменилась  содержательная часть при описании  товаров, в которой появились  сведения о химических и физических  свойствах товаров и методах  их исследования.

3 Этап. Товарно-формирующий  (начало 20 века). Разработка научных  основ формирования, оценки и  управления потребительной стоимостью, качеством и ассортиментом.

Предметом фармацевтического  товароведения как науки и  учебной дисциплины является потребительская  стоимость товаров аптечного  ассортимента. Потребительская стоимость  делает продукцию товаром, так как  обладает способностью удовлетворять  конкретные потребности человека.

 Целью фармацевтического  товароведения является изучение  основополагающих характеристик  товара, составляющих его потребительную  стоимость, а также их изменений  на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение  как наука и учебная дисциплина решает следующие основные задачи:

    • определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость изучаемых товаров;
    • систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
    • обеспечение качественных и количественных характеристик товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов.

 

Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими способность  товара удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские  свойства делятся на:

    • социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю);
    • функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта),
    • эргономические (антропометрические, физиологические, психологические),
    • эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки),
    • свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).

 

Совокупность потребительных свойств определяет качество товаров. Показатель качества товаров - это количественная характеристика применительно к  конкретным условиям производства и  потребления, регламентируется НТД. Контролируется квалиметрическими методами.

 

 

Качество лекарственных  средств - соответствие лекарственных  средств государственному стандарту  качества лекарственных средств.

В международном аспекте  качество товаров рассматривается  как совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности. Обычно потребности  выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде Требований к качеству - выражение  определенных потребностей или их перевод  в набор количественно или  качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы  дать возможность их реализации и  проверки.

Реализация товаров в  аптечной организации является одной  из основных функций, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением  потребительских свойств товаров  или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств  и количественных характеристик  товаров производится на всех этапах их движения.

 

Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных  товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления  товароведческой деятельности разработаны  специальные процедуры проведения, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах, на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.

Товарная экспертиза - особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой  понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и/или  товарной информации, а также их изменений в 

процессе товародвижения для принятия

решений и выдачи независимых  и 

компетентных заключений, которые

служат конечным результатом.

В зависимости от требований к товару различают следующие  виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.

Товароведческая (товароведная) экспертиза. Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств  товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям  с помощью измерений и/или опроса и/или товарной информации. Является обязательным видом товарной экспертизы, остальные ее дополняют и не всегда являются необходимыми. Среди товаров  аптечного ассортимента есть группа товаров, например, лекарственное растительное сырье, биологически активные добавки  и др., требующих гигиенической  оценки.

 

Объекты, субъекты и методы товароведения

 

Объектами товароведной (или товароведческой) деятельности являются товары. Товары, как объекты  товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:

    • ассортиментную;
    • качественную;
    • количественную;
    • стоимостную.

 

Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных  видовых свойств и признаков  товаров, определяющих их функциональные и/или социальное назначение. Такая  характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

 

Качественная характеристика товаров - совокупность внутривидовых  потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности  человека. Качественная характеристика рассматривает потребительские  свойства - назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др. Эффективность лекарственных средств – характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни.

Безопасность лекарственных  средств – характеристика лекарственных  средств, основанная на сравнительном  анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью. Качественные характеристики товаров  имеют решающее значение для потребительских  предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью  различных методов, предусмотренных  в нормативно-технической документации (ФС, ГОСТы, ОСТы, ТУ).

Количественные характеристики товаров - совокупность определенных внутривидовых  свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Основными  количественными характеристиками являются общие (масса, длина, объем  и пр.) и специфичные (размерные  характеристики). Количественная экспертиза предназначена для определения  количества товаров в товарной партии и/или количественных характеристик  их единичных экземпляров или  комплексных упаковочных единиц.

Единичный экземпляр - отдельные  товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с  сиропом). Комплексные упаковочные  единицы - совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками, блистер и  пр.). Товарная партия - совокупность единичных  экземпляров товаров и/или комплексных  упаковочных единиц (одного вида и  наименования), объединенных по определенному  признаку; в качестве таких признаков  могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного  документа.

Оценка количественных характеристик  проводится в соответствии с нормативно-технической  документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке. Недопустимые отклонения от установленных  количественных характеристик товаров, например, по объему или массе упаковок, служат основанием для запрета реализации товаров. В ряде случаев допустимы  нормы отклонений по массе или  объему регламентируются нормативными документами (например, известные установленные  нормы отклонений при изготовлении лекарств в аптеках).

2. Классификация  медицинских и фармацевтических  товаров

 

Медицинские и  фармацевтические товары классифицируют следующим образом.

1. Лекарственные  средства (ЛС)

ЛС — это  обладающие биологической активностью  средства, полученные на основе одного или нескольких лекарственных веществ (субстанций) и вспомогательных веществ, и разрешенные к применению для  лечения, анестезии, предотвращения беременности, профилактики и диагностики заболеваний, способные воздействовать на функции  организма или на психическое  состояние человека.

 

К ЛС относятся:

1) фармакологические средства  — вещества или смесь веществ  в определенной лекарственной  форме с установленной фармакологической  активностью, являющиеся объектами  клинических испытаний;

2) лекарственные препараты  — дозированные ЛС в адекватной  для индивидуального применения  лекарственной форме и оптимальном  оформлении, со стандартным составом  и неизменным названием, снабженные  маркировкой и аннотацией о  свойствах и применении.

2. Медицинская техника  — приборы, аппараты, инструменты,  оборудование и расходные материалы,  применяемые для диагностики,  лечения, профилактики и стоматологической  помощи населению.

3. Изделия медицинского  назначения, к которым относятся:

1) вата и изделия  из ваты;

2) марля и изделия  из марли;

3) нетканые материалы  и изделия из них;

4) перевязочные материалы  с клейкой поверхностью;

5) изделия санитарии  и предметы ухода за больными.

 

4. Парафармацевтическая продукция - это пищевые и аналогичные им товары, содержащие биологически активные вещества и обладающие лечебно-профилактическим эффектом, подтвержденным фармакологическим заключением. К парафармацевтической продукции относятся:

1) лечебно-косметические  товары, не предназначенные для  декоративных целей;

Информация о работе Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров