Методы оценки качества товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Косвенные методы определения какой-либо характеристики А подразумевают проведение n прямых измерений характеристики В, с которой характеристика А функционально связана. По результатам прямых измерений (В1, В2, В3…, Вi) рассчитывают В= Вi /n, а затем определяют А по формуле А=f(В1, В2, В3…, Вi). Косвенные методы менее точны, но позволяют быстро определить нужные характеристики, и в большинстве случаев являются неразрушающими, например нахождение коэффициента поверхностного натяжения жидкости, оценка предела прочности при растяжении металлов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие качества товаров………………………………………...……5
2. Методы оценки качества товаров
2.1. Объективные методы определения показателей качества
2.1.1 Измерительный метод………………………………………...……..6
2.1.2 Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний)……………………………………………….…...7
2.1.3 Регистрационный метод………………………………………...….8
2.1.4 Расчетный метод……………………………………………………9
2.1.5 Метод опытной эксплуатации……………………………...……..9
2.2 Эвристические методы
2.2.1 Органолептический метод………………………………..………10
2.2.2 Экспертный метод………………………………………...………11
2.2.3 Социологический метод………………………………………..…12
2.2.4 Статистические методы контроля и управления качеством……………………………………………………….…..13
Заключение…………………………….………………………………….14
Список используемой литературы……………..……

Работа содержит 1 файл

методы оценки качества.docx

— 27.98 Кб (Скачать)

 Органолептический метод  прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость  использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых  затрат времени. Кроме доступности  и простоты этот метод незаменим  при оценке таких показателей  качества, как запах, вкус.

 Разновидностью органолептического  метода являются сенсорный, дегустационный  и др. методы. Сенсорный анализ  применяется для оценки качества  продуктов питания. В результате  сенсорного анализа определяют  цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых  продуктов.

 Дегустационный метод  предполагает апробирование пищевых  продуктов. Результаты дегустации  зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие  вещества, в том числе парфюмерию.

 Несмотря на существенные  преимущества органолептического  метода, он имеет недостаток, выражающийся  в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность  значений показателей качества, определяемых данным методом,  зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей  людей, определяющих соответствующие  параметры свойств продукции.

2.2.2 Экспертный метод

 Экспертный метод определения  показателей качества основан  на учете мнений специалистов-экспертов.  Эксперт – это специалист, компетентный  в решении конкретной задачи. Этот метод применяют в тех  случаях, когда показатели качества  не могут быть определены другими  методами из-за недостаточного  количества информации, необходимости  разработки специальных технических  средств и т.п.

 Экспертный метод является  совокупностью нескольких различных  методов, которые представляют  собой его модификации. Известные  разновидности экспертного метода  применяются там, где основой  решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические возможности эксперта. Например, в пищевой промышленности при оценке качества продуктов питания учитывают возможности эксперта воспринимать вкус, запах, а также его состояние здоровья. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в области художественного конструирования.

 При использовании  экспертного метода для оценки  качества формируют рабочую и  экспертную группы. Рабочая группа  организует процедуру опроса  экспертов, собирает анкеты, обрабатывает  и анализирует экспертные оценки.

 Экспертная группа  формируется из высококвалифицированных  специалистов в области создания  и использования оцениваемой  продукции: товароведы, маркетологи,  дизайнеры, конструкторы, технологи  и др. Желательно, чтобы экспертная  группа формировалась не для  одной экспертизы, а как постоянно  функционирующий орган с достаточно  стабильным составом экспертов.

2.2.3 Социологический метод

 Социологический метод  определения показателей качества  основан на сборе и анализе  мнений потребителей. Сбор мнений  потребителей осуществляется различными  способами: устный опрос; распространение  анкет-вопросников, организация  выставок-продаж, конференций, аукционов.  Для получения достоверных результатов  требуются научно обоснованная  система опроса, а также методы  математической статистики для  сбора и обработки информации.

 Социологический метод  широко используют на стадии  выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса, для определения  показателей качества, оценки качества. Например, для выяснения требований, которым должен удовлетворять электрический утюг, разрабатывается опросный лист с указанием параметров утюга. Листы пересылаются по почте, при общении с покупателями в торговых точках.

 Для обработки полученной  информации нужно учитывать средний  балл и количество будущих  покупателей, которые за данный  образец высказались. Затем определяют  суммы баллов каждого из параметров  и общую сумму баллов. Далее  оценивают коэффициенты весомости  каждого параметра и проверяют  результаты суммированием.

2.2.4 Статистические методы  контроля и 

 управления качеством

 Статистические методы  основаны на определении значений  показателей качества продукции  с использовании методов теории вероятности и математической статистики. Область применения статистических методов чрезвычайно широка и охватывает весь жизненный цикл товара (проектирование, производство, использование и т.д.). Статистические методы применяются в системах качества, при сертификации продукции систем качества. Методы математической статистики позволяют с заданной вероятностью проводить оценку качества изделий. Статистические методы способствуют сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.

 С помощью статистических  методов можно определить: среднее  значение показателей качества  и их доверительные границы и интервалы распределения; законы распределения показателей качества; коэффициенты корреляции; параметры зависимости исследуемого показателя качество от других показателей или числовых характеристик факторов, влияющих на исследуемый показатель качества, а также сравнивать среднее значение или дисперсии исследуемого показателя для двух или нескольких единиц в целях установления случайности или закономерности различий между ними. При проведении статистического контроля принимается решение о приемке или забраковании всей партии продукции по результатам контроля выборки.

 Статистические методы  можно использовать по всему  жизненному циклу продукции, от  определения требований в самом  начале до их выполнения в  конце. Данные методы позволяют  значительно сократить трудозатраты  и объемы работы по контролю  партий. Это связано с тем, что  контролируется от 5 до 15% от всей  партии. Использование статистических  методов нашло отражение в  стандартах.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В результате теоретического  изучения комплексных методов  оценки качества, сделаны следующие  выводы.

 Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное  проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность  свойств и характеристик продукции.

 Качество прошло многовековой  путь развития и развивалось  по мере того, как совершенствовались  потребности и возрастали возможности  производства по их удовлетворению.

 Качество продукции  оценивается на основе количественного  измерения определяющих ее свойств.  К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.

 Количественное значение  показателей качества продукции  определяется методами:

* экспериментальным, 

* органолептическим, 

* социологическим, 

* экспертным.

 Важным элементом в  управлении качеством является  сертификация и стандартизация. Главная задача стандартизации  состоит в создании системы  нормативно-технической документации. Эта система определяет прогрессивные  требования к продукции, а также  контроль за правильностью использования этой документации.

 Список используемой  литературы

1. Николаева М.А. «Товарная  экспертиза, М., 1999 г

2. Райкова Е.Ю. «Теория  товароведения»

3. Сергеев А.Г. «Сертификация», М, 2000 г

4. Товароведение продовольственных  товаров, Ростов-на-Дону, 20003 г

5. Товароведение и организация  торговли продовольственных товаров,  М, 2003 г


Информация о работе Методы оценки качества товаров