Автор: a***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:11, контрольная работа
2. Правовое регулирование защиты конкуренции.
Задача №2.
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации Ульяновская
Кафедра:
Право
Контрольная работа
по
дисциплине: «Антимонопольное регулирование
и защита прав потребителей»
Ульяновск – 2011г.
.
2.
Правовое регулирование
защиты конкуренции.
Понятие
и законодательное
Конкуренция
является необходимой предпосылкой
рыночной экономики. Конкуренция - это
борьба между производителями
В условиях свободной конкуренции рост доходов одних фирм сопровождается разорением других, происходит концентрация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рынка. Поэтому на поддержку конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство.
В России первым антимонопольным актом стал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1991.-№16.-ст.449.
Этим Законом определены организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Он направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В дальнейшем в этой области принимается ряд законов: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" Закон РФ от 07.02.92. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости РФ.- 1992.- № 15. - Ст. 766; Федеральные Законы от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" Собрание законодательства Российской Федерации.-2006.-№12.-ст.1232; от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№34.-ст.3426; от 27.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" Собрание законодательства Российской Федерации.-2006.-№31 (ч.1).-ст.3434.
Ограничение
монополистической
Антиподом конкуренции является монополия. Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Виды монополистической деятельности определяются субъектным составом ее участников - хозяйствующих субъектов, государственных органов и органов местного самоуправления.
Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в зависимости от числа участников может быть индивидуальной и коллективной.
Индивидуальная
монополистическая деятельность проявляется
как злоупотребление
изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, либо повышение цен;
навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
включение в договор дискриминирующих условий;
создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;
установления монопольно высоких (низких) цен;
сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованного отказа от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Такие действия в исключительных случаях могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.
Коллективная монополистическая деятельность проявляется в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
В зависимости от субъектного состава различают: соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Эти соглашения (согласованные действия) могут быть направлены на:
1) установление (поддержание) цен, скидок, надбавок;
2) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
3) раздел
рынка по территориальному
4) ограничение
доступа на рынок или
5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками); соглашение неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).
Кроме того, объединениям коммерческих организаций, хозяйственным обществам и товариществам запрещается координировать предпринимательскую деятельность коммерческих организаций, которая может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления также может быть индивидуальной и коллективной.
Формами проявления индивидуальной деятельности являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления. По объекту различают акты или действия, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, например, указания хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров определенной категории покупателей; на введение дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов (запрет продажи товаров одного региона в другом регионе); на создание благоприятствующих условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам (льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара) и др.
Коллективная деятельность осуществляется в форме соглашений или согласованных действий. Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, если это может привести к ограничению конкуренции. Целями подобных соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен, раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.
К виду
монополистической деятельности можно
отнести и участие должностных
лиц федеральных органов
Наряду с названными формами проявления монополистической деятельности предусматриваются также меры недопущение недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Примерный перечень недобросовестной конкуренции:
К недобросовестной
конкуренции следует также
Следует
иметь в виду, что этот перечень
недобросовестной конкуренции нельзя
считать исчерпывающим. В каждом
конкретном случае антимонопольный
орган, оценивая действия субъекта, должен
исходить из общего определения понятия
"недобросовестная конкуренция".
Ограничение недобросовестной конкуренции Законом "О рекламе"
Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливается Федеральным законом "О рекламе". Реклама представляет собой комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенных производителей и продавцов. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нее тратится в среднем 3-6% стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции - до 20-30%'.
Каждая торговая организация, приступая к рекламной кампании, определяет ее конкретные цели. Реклама товара призвана решать задачи стимулирования его сбыта, ускорения товарооборота, формирования потребности в товаре, побуждения к приобретению именно данного товара, помощи потребителю в выборе товаров; она имеет своей целью также стремление сделать потребителя постоянным клиентом.
Законом определены требования к рекламе, которые можно подразделить на специальные и общие.
Специальные требования относятся к рекламе:
Общими требованиями к рекламе являются следующие:
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит
некорректные сравнения
Информация о работе Контрольная работа по «Антимонопольное регулирование и защита прав потребителей»