Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:09, научная работа
Современная геополитическая картина мира характеризуется наличием огромного числа региональных конфликтов, каждый их которых, с одной стороны, зачастую представляет собой особую ситуацию и требует индивидуального подхода, а с другой, многие из которых являются локальным претворением глобальных межцивилизационных противостояний. Так, конфликты в Палестине, Ливане, Ираке, Сомали, Косово, Чечне, Таджикистане, Афганистане, Индии, Шри-Ланке, Индонезии и на Филиппинах представая во всей своей уникальности, тем не менее, укладываются в общее противостояние западной и мусульманской цивилизаций.
Вступление
Возникновение «замороженных» конфликтов
Косовский прецедент
Армяно-азербайджанский «замороженный конфликт»
«Замораживание» конфликта после Российско-Грузинской войны 2008 г.
Другие «замороженные конфликты» на территории СНГ
Актуальные примеры «Замороженные конфликты» в других регионах мира
Перспективы урегулирования «замороженных» конфликтов
Заключение
В Абхазии причиной конфликта
являлись прежде всего противоречия
в отношении статуса Абхазии
в рамках Грузии. Абхазия была автономной
республикой в составе
Южная Осетия долгое время вынашивала
мысль о выходе из Грузинской Советской
Социалистической Республики и об объединении
с Северной Осетией в рамках РСФСР и начала
открыто требовать этого в 1990 году. В ответ
грузинский президент Звиад Гамсахурдиа
отменил автономию Южной Осетии. Когда
Южная Осетия не согласилась с этим решением
и начала инициировать шаги по объединению
с Северной Осетией, последовало вторжение
грузинских войск, что привело к боевым
действиям, в результате которых было
убито более 2000 человек и тысячи людей
пострадали. При посредничестве российского
президента Бориса Ельцина в 1992 году было
объявлено о прекращении огня, за соблюдением
которого следят Смешанные силы по поддержанию
мира (ССПМ), состоящие из российских, грузинских
и южноосетинских воинских подразделений.
Период, когда Михаил Саакашвили находится
у власти, – лихорадочный, обремененный
контролем и завязанный на имидже – выявляет
в нем удивительное смешение политических
амбиций времён real-politic XIX века и либерального
политического стиля XXI века. Это сочетание
делает решение начать атаку на Цхинвали,
столицу Автономной области Южной Осетии
и характерным, и объяснимым. Стратегия
Саакашвили – так же, как стратегия Франьо
Туджмана в населенной сербами Краине
в начале 1990-х гг., - как кажется, была призвана
привести к такому «фактическому положению
вещей», которое (inter alia) подтолкнуло бы
Россию к тому, чтобы принять интернационализацию
этих локальных миротворческих миссий.
Это был отчаянный план, и результат оказался
разрушительным. Самоуверенность и просчёты
с обеих сторон привели к военной авантюре
7-8 августа: конфликт носивший чисто этнический
внутриполитический характер перерос
в полномасштабную войну между региональной
державой – Россией и неокрепшей новообразованной
Грузией. То есть региональную войну ассиметричного
характера. Таким образом, конфликт приобрёл
новый характер и больше не может классифицироваться
как внутриполитический, перейдя на более
высокий уровень межгосударственного
характера. Данный статус конфликт получил
и в результате поствоенной консервации
ситуации. Это в свою очередь, выводит
Россию из статуса третьей стороны конфликта
и привлекает в регион новых посредников
в лице руководителей европейских государств
и США. Можно утверждать, что военная победа
России в войне на Кавказе может в итоге
нанести больше ущерба российским стратегическим
интересам в этом регионе, чем политическое
поражение России во время короткой эпохи
«цветных революций».
В настоящее время
предпринимаются и другие активные попытки «разморозить»
некоторые из этнополитических конфликтов
на постсоветстом пространстве путем
изменения формата их урегулирования,
разрушения (или, как минимум, нарушения)
юридической базы, которая создана для
невозобновления вооруженного противоборства.
Попытки изменить статус-кво в конфликтных
точках предпринимались не единожды и
в конце 1990-х – начале 2000-х годах, но окончились
тогда неудачей. Ситуация изменилась в
2004 году, когда Запад обострил вопрос о
международном признании независимости
Косова. Стало ясно, что признание независимости
Косовского края будет воспринято в так
называемых непризнанных республиках
как правовой прецедент для признания
этих de facto государств постсоветского
пространства. Поэтому элиты de jure государств
(Грузия, Молдова, Азербайджан) были нацелены
на решение проблемы территориальной
целостности до провозглашения независимости
Косово.
Попытки «разморозить»
конфликт предпринимались и в
Приднестровье. Весной 2006 года сначала
Молдова, а потом и Украина
решили с помощью экономических
рычагов вывести из игры «приднестровских
сепаратистов». Решившись на поддержку
официального Кишинева, Киев фактически в одностороннем порядке
изменил свою роль в урегулировании молдавско-приднестровского
конфликта. Украина из страны-гаранта
миротворческого процесса превратилась
в государство-союзника одной из сторон
конфликта.
Стремление «разморозить» конфликт из-за
Нагорного Карабаха в свою пользу демонстрирует
и руководство Азербайджана. Однако «линия
фронта» (она же «линия прекращения огня»)
пока мешает реализации подобных планов.
Впрочем, ситуация здесь на сегодняшний
день не столь прозрачна. В марте 2008 года
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию
«Положение на оккупированных территориях
Азербайджана», призванную недопустить
провозглашения независимости Нагорного
Карабаха. 39 голосов было подано «за»,
7 – «против», 100 делегатов воздержались.
Российский МИД считает, что документ
не учитывает интересы Армении, поэтому
Россия проголосовала против данной резолюции.
В ответ официальные лица Азербайджана
пригрозили изменить характер отношений
между Баку и Москвой. Дополнительную
неопределенность в вопрос о перспективах
«замороженного» конфликта в Нагорном
Карабахе вносит наличие в России довольно
значительных армянской и азербайджанской
диаспор.
Насколько же уместно сравнивать Абхазию,
Южную Осетию и Приднестровье с Косово?
Как считает известный политолог, депутат
Государственной Думы Российской Федерации
Н.Нарочницкая, «юридические основания
для несогласия с противоправно навязанной
им судьбой у непризнанных республик очевидны,
соответствуют международному праву и
потому не нуждаются в прецеденте»3.
Следуя этой логике можно утверждать,
что Абхазия и Южная Осетия вправе считать
свой конфликт с Тбилиси частью юридически
незавершенного процесса выхода из СССР
и игнорировать Договор об образовании
СССР, имеющий более приоритетный статус.
Но в таком случае de jure государства способны
в корне оспорить сам факт правопреемственность
самой Российской Федерации.
Следует отметить, что на территории СНГ
имеются и другие «замороженные» конфликты.
Например, в Крыму события развиваются
по косовскому сценарию. Еще в 1992 году
экстремистское крыло крымских татар
провозгласило крымско-татарский народ
единственным, имеющим право на самоопределение
в Крыму, а все остальные были объявлены
пришельцами. Подобно этому, и косовские
албанцы сочиняют сегодня новую историю
края,утверждая, что Косово – их исконная
земля, а сербы – пришлый народ. Пока этнический
взрыв в Крыму можно предотвратить, но
для этого нужна сильная воля и дальновидность
украинских властей. Однако те больше
заняты дерусификацией.
Сегодня в Европе проходят
как интеграционные, так и сепаратистские
процессы. Как подсчитали эксперты, в XXI веке
в Старом свете теоретически могут возникнуть
более 10 новых государств.
Самый «традиционный» пример европейского
сепаратизма - Страна Басков в Испании,
где проживает около 2 миллионов басков.
Эта автономная территория обладает наиболее
широкими правами по сравнению с другими
испанскими регионами, уровень жизни населения
в здесь выше, чем в среднем по Испании,
баскский язык (эускера) имеет права государственного.
Однако сторонники отделения от Испании
(с дальнейшим присоединением части Франции,
также населенной басками) требуют еще
большего.
Причиной роста сепаратизма была политика
Франсиско Франко: баскам тогда запрещали
издавать книги, газеты, вести преподавание
на баскском языке, давать детям баскские
имена, вывешивать национальный флаг.
Созданная в 1959 году организация ЭТА («Эускади
та аскатасуна» - «Страна басков и свобода»)
изначально ставила целью борьбу с франкизмом.
Франко уже давно нет в живых, Страна Басков
получила статус автономии, но это не останавливает
баскских террористов. В борьбе за «независимость»
погибли более 900 человек.
«Головную боль» Мадриду доставляет и
Каталония, автономная провинция, имеющая
свой национальный язык и самобытную культуру.
Каталонцы всегда подчеркивали свою отличность
от жителей остальных регионов Испании
и пользуются широкой автономией в составе
испанского государства. Отношения провинции
с центральным правительством в Мадриде
регулируются отдельной хартией. В 2005
году в новой редакции Хартии было записано,
что каталонцы составляют отдельную нацию.
Однако в регионе существуют десятки партий
и общественных организаций, выступающие
за выход из состава Испании. Референдум
о независимости они обещают провести
до 2014 года, хотя с поражением партии «Конвергенции»
на выборах в местный парламент в 2012 г.
данные устремления вряд ли оправдаются.
В июле 2007 года новый автономный статус
был принят и еще одной провинцией Испании
– Валенсией.
Франция имеет многолетний опыт противостояния
сепаратизму и экстремизму на своей территории
и, прежде всего, на средиземноморском
острове Корсика. Националистические
группировки Корсики заявили о себе в
середине 1970-х годов в ходе столкновений
с подразделениями французской армии.
Самыми крупными и влиятельными среди
этих группировок считаются "Националистическое
объединение" и "Движение за самоопределение",
каждое из которых имеет боевые группы.
Статус острова за минувшие 25 лет расширяли
дважды: в 1982-м и 1990-м годах все большие
полномочия местным властям предоставлялись
в вопросах экономики, сельского хозяйства,
энергетики, транспорта, образования и
культуры. Несколько лет назад французский
парламент признал существование корсиканского
народа. Правда, затем это решение отменили
- как противоречащее конституции Французской
Республики.
В июле 2003 года на Корсике прошел референдум
по вопросу о предоставлении острову более
широкой автономии. Французское правительство
пытается привлечь националистов к участию
в политическом управлении островом, участвовать
в котором сегодня они не имеют возможности.
Стремление Корсики к большей независимости
объясняется и тем, что другие средиземноморские
острова уже имеют особый статус — как,
например, Сардиния. До тех пор пока несколько
десятилетий назад остров не получил широкой
автономии, на нем также было сильно сепаратистское
движение.
В северо-западной французской провинции
Бретань с начала 1970-х годов действует
Бретонская революционная армия. Потомки
кельтов, некогда переселившихся сюда
с Британских островов, ощущают себя не
вполне французами или же французами «особого
рода». В переписях многие называют себя
бретонцами, хотя родным языком указывают
французский. Бретонская революционная
армия (названная так, очевидно, по аналогии
с Ирландской республиканской армией)
принадлежит к экстремистскому крылу
националистического движения «Эмганн»,
которое борется против «французских
угнетателей».
В Италии сепаратистские настроения сильны
в северных промышленно развитых районах.
Влиятельная «Лига Севера» пока отказалась
от требования отделения и настаивает
на преобразовании Италии в федерацию.
Слышны голоса и сторонников воссоединения
с Австрией районов Южного Тироля, отошедших
к Италии после первой мировой войны.
Бельгия вполне может разделиться на северную
фламандскую (жители которой говорят по-голландски
и тяготеют к Нидерландам) и южную валлонскую
(франкоязычную) части. Глубинные истоки
противостояния между двумя лингвистическими
сообществами Бельгии - франкоязычной
Валлонией и фламандскоговорящей Фландрией
- следует искать в первых страницах истории
независимой Бельгии, когда под давлением
обстоятельств валлоны и фламандцы объединились
в унию против Нидерландов. Однажды объединившись
во имя свободы, они без малого два столетия
пытаются размежеваться. В стране все
чаще звучат призывы к разделу: экономически
более развитая Фландрия не хочет «кормить»
Валлонию. По опросам, более 60% жителей
Фландрии и более 40% валлонов не исключают
распада Бельгии.
В Великобритании центр сепаратистских
настроений переместился из Ольстера
(Северная Ирландия) в Шотландию. На последних
парламентских выборах в Шотландии победили
сторонники образования нового независимого
государства из Шотландской национальной
партии. Глава шотландского правительства
Алекс Сэлмонд заявил, что Шотландия сможет
стать независимой в течение десятилетия.
Впрочем, пока лишь около трети шотландцев
поддерживают идею независимости своей
страны. Тем не менее, еще не став премьер-министром
Великобритании, тогдашний министр финансов
Гордон Браун выступил на страницах прессы
с предупреждением: Великобритании грозит
«балканизация» в случае дальнейшего
ослабления союза между Англией и Шотландией,
заключенного 300 лет назад.
Входящие в состав Дании Фарерские острова
- полуавтономная территория, живущая
на субсидии правительства в размере почти
170 млн. долларов в год. Это сдерживает
местных сепаратистов, хотя пять лет назад
они пытались провести референдум о независимости.
Сепаратисты есть и в тихой Швейцарии.
Фронт освобождения Юры более 30 лет требует
независимости кантона Юра от Конфедерации.
В свое время населенная франкоязычными
католиками Юра была передана кантону
Берн, где большинство составляют немецкоговорящие
протестанты. Лидеры Фронта признают,
что шансы на победу минимальны.
«Ассоциация мадьяров Воеводины» - удаленного
лишь на 35 км от Белграда сербского автономного
края - требует для Воеводины республиканского
статуса, а затем референдума о выходе
из состава Сербии и конфедерации с Венгрией.
В конце марта 2007 года Ассоциация обратилась
в Европейский Союз в просьбой прислать
миссию для «изучения ситуации». Доля
венгров в населении Воеводины ныне составляет
более 40%.
Схожий сценарий развивается и в румынской
Трансильвании (в 1940-1945 годах принадлежала
Венгрии, в 1919-1939 годах - Румынии, до этого
- Австро-Венгрии), где доля венгров в общем
числе жителей уже превышает 45%. Созданный
еще во времена Н.Чаушеску «Союз за возрождение
Венгерской Трансильвании» уже провел
референдумы о территориальной автономии,
прошедшие, например, в конце марта 2007
года в трех трансильванских уездах. Тамошние
венгры высказались за максимальную автономию
от Бухареста и за самостоятельные взаимоотношения
региона с Будапештом.
«Антиколониальные» вылазки стали более
частыми на итальянской Сардинии, а также
в австрийских землях Штирия и Каринтия,
где живут главным образом хорваты и словенцы.
Активнее стали требовать автономии южноалбанские
греки, жители португальских Азорских
островов.
При рассмотрении перспектив урегулирования «замороженных конфликтов» мы должны учитывать не только теоретические принципы международного права, но и потребности «реальной политики». Данные потребности способны повлиять и на позицию самого сложного соседа – Россию. Сегодня, как считает, например, Н.Нарочницкая, «России следует охранять и гарантировать неприкосновенность непризнанных республик на территории СНГ, не давать их в обиду». Это не значит, что Россия будет их немедленно признавать. Но теоретически нельзя отказываться от возможности их признания.
Другой аспект проблемы – активное привлечение новых форм посредничества
в частности в лице нового президента
США, особенно с учетом его второго прихода
к власти. США торопятся, понимая, что Россия
крепнет, и тенденция к ее самостоятельности
будет только нарастать. Идея однополярного
мира может не состояться. Не исключено,
что США будут активно пользоваться воинственной
риторикой в целях гарантированного решения
конфликтов в разных частях мира, способствуя
увеличению числа управляемых и сокращения
неуправляемых конфликтов.. И все будут
нуждаться в США, которым пока ничего не
стоит потратить пару миллиардов долларов,
отправив в новую «горячую точку» солдат
и оружие.
Последнее правление республиканцев –
это откровенный империализм. После Афганистана
и Ирака они, оставшись у власти не остановятся
перед военными походами и в другие страны.
Демократы же традиционно делают упор
на правозащитную проблематику, на подвластные
Америке международные структуры. Для
них глобализация – это «глобальное управление».
Многие важные темы, прежде всего «правозащитная
проблематика», выносятся намеренно и
без всякого морального или юридического
основания на «суд» многосторонних и неправительственных
организаций. В этой области у Демократической
партии США достаточно механизмов и НПО,
которые они финансируют и которыми управляют.
Со своей стороны, ЕС озабочен затягиванием
«замороженных» конфликтов и хочет скорейшего
их разрешения, чтобы это позволит странам
региона развиваться. Поэтому Европа выказывает
ныне повышенное внимание к конфликтным
точкам постсоветского пространства.
В 1995 года Совет ЕС принял проект «общей
позиции» по государствам Южного Кавказа,
в котором подчеркивалась необходимость
всесторонней помощи бывшим республикам
Закавказья в строительстве демократических
институтов. В 2004 году Армения, Грузия
и Азербайджан были включены в проект
«Европейской политики соседства (ЕПС)».
С принятием 14 ноября 2006 года государствами
Южного Кавказа Планов действий ЕПС можно
говорить о новом этапе «европеизации»
этого региона.
Так как же следует поступать политикам,
перед которыми встает задача урегулирования
«замороженного» конфликта?
Во-первых, по моему мнению, «разморозка» находящихся в «замороженном» состоянии противоречий ради изменения баланса сил, в
любом случае, намного
худший сценарий развития событий, чем
сохранение статус-кво. «Замороженные» на
вечные времена конфликты – феномен более
позитивный, чем «разморозка» ради блицкрига.
Тем более что, как показывает история,
проведение ради разрешения «замороженных»
конфликтов «маленьких победоносных войн»
обычно вовсе не способствует долговременному
миру, поскольку удовлетворяет интересы
лишь одной стороны.
Во-вторых, необходимо подержать создание
нового международного механизма урегулирования
конфликтов, в том числе, «замороженных»,
который пришел бы на смену разрушенному
в результате косовского прецедента. Ведь
на «великой шахматной доске», о которой
писал З.Бжезинский, становится слишком
много игроков, и они взаимодействуют
с все возрастающей скоростью. И даже «замороженные»
конфликты могут «взорваться» буквально
в считанные дни, причем правительства
ведущих стран мира могут даже не понять,
что было причиной взрыва. Соответственно,
реакция может быть запоздалой, неточной
и привести к еще более тяжким последствиям.
Среди основных направлений усилий, которые
необходимо предпринять для предотвращения
этноконфликтов, можно выделить:
- активизацию и углубление глобального
и, особенно, регионального сотрудничества,
объединение усилий государств в борьбе
с этносепаратизмом;
- создание международной и национальной
правовой базы как эффективного средства
нейтрализации этого явления;
- определение и признание четких критериев
- когда целесообразно применять силу
для ликвидации этноконфликтов, опираясь
при этом на международное право;
- формирование региональных антитеррористических
центров и привлечение вооруженных сил
и других органов для борьбы с этносепаратизмом
и экстремизмом;
- оздоровление социально-экономической
обстановки в странах и регионах, являющихся
основными источниками этноконфликтов;
- моделирование различных сценариев возникновения
и развития этноконфликтов, своевременное
принятие оперативных мер по их нейтрализации
на глобальном и региональном уровнях.
Только при этих условиях может быть обеспечена
целостность и суверенитет государств,
соблюдение их национальных интересов
в XXI веке, который, судя по всему, отнюдь
не обещает стать «эрой милосердия».
Заключение
«Замороженный» конфликт – это не плохо
и не хорошо. Это – фиксация политической
реальности. При такой реальности, во-первых,
нет взаимоприемлемого компромиссного
решения, устраивающего обе конфликтующие
стороны. Во-вторых, баланс сил не позволяет
сторонам одержать победу раз и навсегда
(или в некоторой исторической перспективе).
После того, как вооруженные конфликты
на территории бывшего СССР были «заморожены»,
в трудах политологов и публицистов (в
особенности европейских) стал активно
прорабатываться тезис о том, что сохранение
статус-кво в зоне вооруженных конфликтов,
с политической точки зрения, не ведет
ни к чему хорошему. Сама по себе «заморозка»
конфликтов стала рассматриваться не
как остановка вооруженной фазы межэтнического
противоборства, а как фактор сдерживания
урегулирования конфликта. Этот тезис
был активно поддержан экспертами из экс-советских
республик. Более того, стали распространяться
утверждения о том, что «замороженные
конфликты» – это, по сути своей, инструмент
России для сохранения ее геополитического
доминирования в Евразии. Дескать, Россия
искусственно поддерживает статус-кво,
чтобы держать «на крючке» политические
элиты новых независимых государств СНГ.
Утверждение о негативном значении «заморозки»
строится на игнорировании нескольких
чрезвычайно важных обстоятельств. Сохранение
статус-кво – это фиксация промежуточной
стадии конфликтного урегулирования.
Прибегая к терминологии международного
права, можно сказать, что «замороженный
конфликт» – это не мир, но перемирие.
Известно, что перемирие может продолжаться
бесконечно долго. Например, Россия и Япония
до сих пор не имеют мирного договора,
что, однако же, не позволяет говорить
о негативном воздействии «замороженного»
российско-японского конфликта на ситуацию
в АТР. Между тем то, что осознается применительно
к симметричным конфликтам, игнорируется
при анализе конфликтов ассиметричных,
коими являются вооруженные противостояния
на постсоветском пространстве.
«Заморозка» карабахского конфликта остановила
войну, стоившую жизни тысячам азербайджанцев
и армян. Общее количество жертв грузино-абхазской
войны оценивается в 7 тыс. человек. «Заморозка»
этих конфликтов не позволила увеличить
список жертв межнациональных конфликтов.
«Замороженный» конфликт не разрешает
проблему беженцев и вынужденных переселенцев,
однако приостановка военных действий
останавливает процесс этнических чисток
и не позволяет увеличивать количество
людей, лишаемых своего крова.
«Заморозка» конфликтов и сохранение
статус-кво дают время для мирной передышки
и выработки основ политического урегулирования.
Если конфликтующие стороны не готовы
к подобному сценарию, то в этом нет вины
посредников в качестве миротворческой
стороны. Критики «замороженных» конфликтов
и сторонники их «разморозки» не могут
принять в расчет тот факт, что сами общества
могут быть гораздо более радикальными
в своих требованиях, чем официальные
политики.
В условиях игнорирования национальных
интересов и настроений в обществе «разморозка»
конфликта означает неизбежное возобновление
войны с последующим разрушением сложившегося
баланса сил. При этом неизбежен риск «разморозки»
конфликтов для их инициаторов, т.к. нет
уверенности ни в Грузии, ни в Азербайджане
после Косово и российской военной авантюры
в Грузии каковы будут результаты радикальных
мер.
Информация о работе Консервация, как целесообразный метод управления конфликтами