Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:35, реферат
В экономической теории конкуренции одним из наиболее часто употребляемых является термин "конкурентное преимущество". Его можно встретить практически в любой статье или монографии, посвященной проблемам конкуренции. Вместе с тем в научной литературе имеются лишь единичные попытки определения соответствующего понятия. Отсутствует данный термин и в современных толковых словарях и справочниках. Этот факт можно было бы легко объяснить в случае простоты понятия, когда толкование его содержания являлось бы очевидным, однозначным и общепризнанным. Однако реальное положение дел совершенно иное.
n — количество учитываемых показателей оцениваемых объектов;
Qi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му свойству.
Из
этих формул выбирают ту, при которой
увеличению относительного значения показателя
соответствует повышение уровня
конкурентоспособности
Если в указанных формулах значение Pi , заменить на P`i , т.е. на значение данного признака у объекта-конкурента, то становится совершенно очевидным, что соответствующий единичный показатель конкурентоспособности, по сути, характеризует конкурентное преимущество одного изделия над другим по данному первичному свойству (фактору). Введение в указанные формулы уровня показателя эталонного образца никак не меняет указанной природы индексов.
Поскольку по совокупности таких индексов трудно судить о совокупном преимуществе того или иного объекта, в дальнейшем прибегают к свертке частных показателей в групповые с различным уровнем обобщения. При этом используются естественные группировки факторов в группы относительно однородных факторов, стандартные приемы усреднения (свертки) частных показателей в групповые и простейшие сопоставления обобщенных показателей.
В частности, в качестве интегрального показателя конкурентоспособности продукции предлагается использовать показатель [6]
K=I/Io=П∑/П∑o ∙ З∑/З∑o ,
где I,Io — интегральные показатели качества продукции (средневзвешенные величины частных индексов) оцениваемого образца и эталона;
П∑,П∑o — суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образцов;
З∑,З∑o — полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответствующих образцов.
Как
можно видеть, сама структура подобных
интегральных показателей
Заметим,
что существуют методы оценки конкурентоспособности,
которые оценивают способности
объектов-конкурентов к
С
учетом отмеченной природы дифференциальных
оценок конкурентоспособности наиболее
эффективной сферой применения соответствующих
методов является выявление и
количественное измерение конкурентных
преимуществ сопоставляемых объектов
на всех уровнях обобщения их свойств
и характеристик, а сами оценки —
для определения возможных
Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы. В экономической теории конкуренции сосуществуют два различных подхода к толкованию содержания понятия "конкурентное преимущество" и практически отсутствуют четкие формулировки данного понятия. Это порождает многочисленные методологические неточности в использовании термина "конкурентное преимущество" многими авторами и трудности количественного измерения конкурентных преимуществ.
Определение
понятия конкурентного
Литература
1. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ. — М.: Издат. дом "Вильямс", 2002.—496 с.
2. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. — М.: Междунар. отношения, 1993.—896с.
3. Шихова
П.З. Достижение конкурентных
преимуществ во внешней
4. Савчук
СИ. О соотношении понятий
5. Голубков
Е.П. Маркетинговые
6. Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции. — СПб.: С.-Петерб. УЭФ, 1991. —64 с.
7. Малаева Т. Оценка конкурентоспособности фирмы // Бизнес Информ. — 1998. — № 17 — 18. — С. 115 — 118.
8. Буркинский Б.В. Экономическая оценка конкурентоспособности / Буркинский Б.В., Стрелец А.А. — Одесса: ИПРЭЭИ НАЛ Украины, 1998. — 54 с.