Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:35, реферат
В экономической теории конкуренции одним из наиболее часто употребляемых является термин "конкурентное преимущество". Его можно встретить практически в любой статье или монографии, посвященной проблемам конкуренции. Вместе с тем в научной литературе имеются лишь единичные попытки определения соответствующего понятия. Отсутствует данный термин и в современных толковых словарях и справочниках. Этот факт можно было бы легко объяснить в случае простоты понятия, когда толкование его содержания являлось бы очевидным, однозначным и общепризнанным. Однако реальное положение дел совершенно иное.
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
КАК ПРОИЗВОДНОЕ ПОНЯТИЕ ОТ ФАКТОРА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В экономической теории конкуренции одним из наиболее часто употребляемых является термин "конкурентное преимущество". Его можно встретить практически в любой статье или монографии, посвященной проблемам конкуренции. Вместе с тем в научной литературе имеются лишь единичные попытки определения соответствующего понятия. Отсутствует данный термин и в современных толковых словарях и справочниках. Этот факт можно было бы легко объяснить в случае простоты понятия, когда толкование его содержания являлось бы очевидным, однозначным и общепризнанным. Однако реальное положение дел совершенно иное.
Среди
экономистов распространены два
принципиально различных
С учетом принципиальной значимости и базисного характера понятия "конкурентное преимущество" при разработке проблемы управления конкурентоспособностью, конкретных методических приемов решения возникающих на этом пути задач такую ситуацию следует признать неестественной.
Поэтому
ставится задача анализа обоснованности
существующих подходов к экономической
интерпретации понятия "конкурентное
преимущество", определения места
данного понятия в системе
фундаментальных понятий и
В
фундаментальных публикациях
В экономической литературе более распространено употребление термина "конкурентное преимущество" применительно к конкретным свойствам сравниваемых объектов. Широко рас пространенными являются такие выражения, как "товар А обладает конкурентным преимуществом над товаром В по цене", "конкурентным преимуществом фирмы С по сравнению с фирмой D является более высокий уровень менеджмента" и т.д. Отражением этой вполне естественной позиции применительно к такому объекту конкуренции, как товар, может служить чуть ли не единственное в общедоступной специалисту литературе четкое определение конкурентного преимущества, данное П.З. Шиховой: "Конкурентное преимущество — свойство товара, которое делает его более привлекательным для потребителя, чем подобный товар конкурента" [3].
Именно такое толкование конкурентного преимущества можно встретить в многочисленных работах по выявлению и анализу конкурентных преимуществ. Именно на таком толковании конкурентного преимущества построены различные методики, включая методы анкетирования, экспертного оценивания, в том числе и широко известный SWOT анализ.
Примечательно, что в подобных случаях М. Портер чаще употребляет термин "источники конкурентного преимущества", хотя и использует наряду с ним термин "фактор конкурентоспособности". Тем самым подчеркивается подчиненный, более частный характер понятия "источник конкурентного преимущества" по отношению к понятию "конкурентное преимущество".
Какой из этих двух подходов более обоснован? Имеется ли противоречие между ними? Ответы на эти вопросы можно получить, анализируя понятие "конкурентное преимущество" с позиции целостной системы терминов и понятий теории конкуренции.
Автор
настоящей работы придерживается следующих
представлений [4]. Конкуренция —
это такое состояние экономики,
которое характеризуется
В рамках таких представлений понятие фактора конкурентоспособности и, как следствие, понятие конкурентного преимущества являются иерархически сложными. На элементарном, низшем уровне иерархии фактором конкурентоспособности, например, товара являются элементарные (простейшие, первичные) его свойства, на основании которых потребитель делает свой выбор или которые оказывают влияние на такой выбор. Примерами таких факторов могут служить масса изделия, производительность (для машин и механизмов), цена (несмотря на то, что на цену товара воздействуют многие другие факторы конкурентоспособности), его долговечность, внешний вид и т.д.
Качество
товара является примером фактора конкурентоспособности
высокого иерархического уровня, т.е. обобщенного
фактора. Его хорошо известные составляющие
представляют собой факторы
Очевидно, отождествление конкурентного преимущества с отдельными свойствами товара, независимо от уровня общности этих свойств, неправомерно, прежде всего, с методологических позиций, т.к. свойство товара обладать конкурентным преимуществом по определению не может быть идентичным любому другому, например, потребительскому свойству товара. Потребительские свойства — это свойства изделия, полезные для потребителя. Они выявляются в процессе сопоставления товара с потребностями потребителя. Конкурентное преимущество как свойство товара проявляется в процессе сравнения потребительских свойств изделий-аналогов между собой по степени соответствия определенной потребности.
С
учетом изложенного конкурентное преимущество
представляет собой сравнительную
характеристику состояния одноименных
факторов конкурентоспособности
Как следствие, понятие конкурентного преимущества становится иерархическим в полном соответствии с иерархией факторов конкурентоспособности. Поэтому можно говорить о конкурентных преимуществах по отдельным элементарным факторам, по группе однотипных факторов, по всей совокупности факторов конкурентоспособности.
Поясним
сказанное на следующих примерах.
Цена изделия не может быть конкурентным
преимуществом. Это фактор конкурентоспособности.
Конкурентным преимуществом является
более низкая цена этого изделия
по сравнению с ценой изделий-
Приведенное
определение конкурентного
Автор данной статьи придерживается иной точки зрения. Факторы конкурентоспособности и соответствующие им конкурентные преимущества являются лишь базисом успеха в конкурентной борьбе. Их оценка возможна и особенно целесообразна на стадии подготовки к конкурентному соперничеству как инструмент прогнозирования результатов будущего участия в соперничестве, как платформа для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, т.е. для подготовки будущих успехов. Этот тезис особенно очевиден на примере проектируемых изделий и предприятий.
В
понимании М. Портера конкурентное
преимущество, по существу, отождествляется
с фактическим успехом в
Важно отметить, что русскому языку вообще характерна увязка понятия преимущества с потенциальными возможностями. Так, на примере спортивных состязаний, утверждение о том о том, что один из соперников перед или в ходе состязания имел преимущество, собеседник никогда не расценит как утверждение о выигрыше этого соперника, даже предполагаемом. Преимущество в таком случае однозначно расценивается как возможность выигрыша, которая по итогам реального соперничества могла быть и упущена. Весьма вероятно, что именно поэтому название статьи М. Портера "Competitive Advantage of Nations" переведено на русский язык как "Конкурентные преимущества стран" [1], т.е. во множественном числе.
Аналогичная ситуация имеет место и в других сферах человеческой деятельности и областях знаний. Поэтому представляется более естественной такая логическая последовательность базовых понятий теории конкуренции: "объекты (субъекты) конкуренции — факторы конкурентоспособности (как набор свойств и условий, формирующих способность к успеху в конкурентной борьбе) — конкурентные преимущества (как оценка факторов конкурентоспособности, т.е. потенциальных возможностей, как прогноз на основе факторов конкурентоспособности успеха в конкурентной борьбе) — экономическое соперничество (конкурентная борьба, конкуренция) — результаты соперничества" с приведенным экономическим содержанием каждого из упомянутых понятий.
Следует отметить, что проблема разграничения индикаторов возможностей успеха в конкурентной борьбе и результатов этой борьбы, судя по многочисленным научным публикациям, особенно остро стоит в экономической теории конкуренции и требует отдельного рассмотрения.
Изложенные
взгляды позволяют по-новому взглянуть
на природу так называемых дифференциальных
методов оценки конкурентоспособности
продукции и субъектов
Qi=Pi/Pio ;
Qi=Pio/Pi (i=1, 2, …, n),
где Pi, Pio — значения г-го показателя у оцениваемого и эталонного образцов, соответственно;