Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:34, контрольная работа
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске.
На сегодняшний утвержден ряд правил по стандартизации (ПР), в которых освещаются вопросы, затрагивающие регулируемую сферу деятельности, в том числе:
ПР 50.1.024-2005 - Правила стандартизации. Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов (утв. приказом Ростехрегулирования от 14.12.2005 N 311-ст). Дата введения - 01.04.2006 г.
Настоящие правила определяют
основные положения, порядок, последовательность
и содержание работ по разработке,
принятию, введению в действие, ведению
и применению общероссийских классификаторов
технико-экономической и
ПР 50.1.074-2004 - Правила стандартизации. Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 161-ст). Введены в действие с 01.07.2005.
ПР 50.1.023-2001 - Правила по стандартизации. Правила разработки норм по стандартизации (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 04.07.2001 N 258-ст). Введены в действие с 01.01.2002. Данные Правила устанавливают порядок (общие положения, условия, процедуры) разработки, принятия, регистрации и опубликования норм по стандартизации. В отношении этих Правил следует оговориться, что они были разработаны в соответствии с положениями Закона РФ "О стандартизации", и в связи с его утратой до момента замены новыми правилами могут применяться только в части, не противоречащей комментируемому Закону. С нашей точки зрения в этом случае целесообразнее применять установленные ГОСТ Р 1.10-2004 положения, а также иные документы, затрагивающие обозначенную правилами сферу.
С 01.01.2008 введены в действие правила по стандартизации - ПР 50.1.025-2007. Методика формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (см. приказ Ростехрегулирования от 28.11.2007 N 333-ст).
3. Рекомендации в области стандартизации. В соответствии с положениями ГОСТ Р 1.12-2004 под рекомендациями в области стандартизации признаются документы, содержащие советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
Рекомендации по стандартизации
разрабатывают в случае целесообразности
предварительной проверки на практике
не устоявшихся (еще не ставших типовыми)
организационно-методических положений
в соответствующей области, т. е.
до принятия национального стандарта
Российской Федерации, в котором
могут быть установлены эти положения.
В настоящее время можно
Р 50.1.057-2006 - Рекомендации по стандартизации. Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного Фонда технических регламентов и стандартов и Порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения (утв. приказом Ростехрегулирования от 24.04.2006 N 77-ст). Дата введения - 01.07.2006. Настоящие Рекомендации регулируют процессы комплектования Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (Федерального фонда), а также учета поступающих документов, их хранения и ведения, регистрации переводов международных и национальных стандартов.
Кроме этого, Рекомендации определяют порядок предоставления пользователям продукции и услуг на основе информационных ресурсов Федерального фонда и информационное обеспечение в рамках Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Р 50.1.052-2005 - Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации (утв. приказом Ростехрегулирования от 25.02.2005 N 27-ст). Дата введения - 01.03.2005.
В настоящем документе
отражены рекомендации по содержанию
и форме документов, представляемых
на регистрацию системы
Р 50.1.046-2003 - Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов (утв. Постановлением Госстандарта России от 23.06.2003 N 201а-ст). Введены в действие с 01.07.2003. Настоящие Рекомендации предназначены для применения при выборе форм и схем обязательного подтверждения соответствия для использования их в технических регламентах. Схемы, приведенные в Рекомендациях, гармонизированы с европейским модульным подходом к оценке соответствия в той степени, в которой это не противоречит нормам Закона. Рекомендации разработаны в помощь разработчикам технических регламентов на конкретные виды продукции.
Р 50.1.044-2003 - Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по разработке технических регламентов (утв. Постановлением Госстандарта России от 21.01.2003 N 56-ст). Начало действия - 01.07.2003. В данных Рекомендациях устанавливаются положения по структуре и содержанию технических регламентов, а также по применению процедур оценки соответствия. Указанные Рекомендации основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Законе и Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле, а также учитывают опыт стран - членов АТЭС, ЕЭК ООН и ЕС по разработке технических регламентов.
Интерес представляют и Рекомендации
по стандартизации. Стандартизация терминов
и определений в области
4. Применяемые в установленном
порядке классификации,
Из положений ГОСТ Р 1.12-2004 следует, что под общероссийским классификатором (технико-экономической и социальной информации) необходимо понимать разработанный и принятый в соответствии с Законом «О техническом регулировании» нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации. В п.3 ст.15 Закона содержится несколько иное определение данного понятия, хотя в целом и соотносящееся с вышеуказанным, но имеющее принципиально важное отличие, указывающее на статус общероссийских классификаторов как документов обязательных для применения.
В целях реализации положений
Закона «О техническом регулировании»
Правительством РФ было утверждено Положение
о разработке, принятии, введении в
действие, ведении и применении общероссийских
классификаторов технико-
5. Стандарты организаций.
Под стандартом организации в рамках ГОСТ Р 1.12-2004 понимается стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Учитывая общую целевую направленность стандартизации как одного из основных элементов технического регулирования, деятельность по стандартизации в каждой конкретной организации должна быть направлена на повышение качества и безопасности продукции, связанных с ней процессов, работ и услуг, и, в целом, на достижение максимального экономического эффекта, обеспечиваемого с учетом передовых достижений науки и технологий посредством применения в разрабатываемых и утверждаемых в организации стандартах требований.
6. Своды правил.
Выше уже рассматривали
смысловое значение понятия "свод
правил", обоснование внесения этого
понятия в текст Закона «О техническом
регулировании», и то, какие конкретно
документы в области
До момента принятия Закона «О техническом регулировании» СНиПы и СП имели четко обозначенный правовой статус нормативных документов, требования которых носили соответственно обязательный и рекомендательный характер. Однако Закон изменил этот статус, закрепив в ст.2 единое понятие "свод правил", как документа в области стандартизации, применение которого осуществляется на добровольной основе. В дополнение к этому следует добавить, что СНиПы, принятые до момента вступления настоящего Закона в силу и не отменные в официальном порядке, подлежат обязательному исполнению (наряду с другими аналогичными нормами) в соответствии с положениями п.1 ст.46 Закона «О техническом регулировании».
7. Стандарты научно-технических,
инженерных обществ и других
общественных объединений.
Органы и службы систем стандартизации РФ
В соответствии с «Законом
об обеспечении единства измерений»
на территории РФ функционируют региональные
органы Государственной
На территориальные органы
Госстандарта - центры стандартизации
и метрологии - возлагается ответственность
за осуществление государственного
метрологического надзора и контроля
на территориях республик в
Государственный метрологический
контроль включает в себя лицензированные
деятельности юридических и физических
лиц по изготовлению, ремонту, продаже
и прокату средств измерений.
Государственный
надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Рассматривая функции
территориальных органов
Важнейшими структурными элементами Государственной системы стандартизации (ГСС) являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи с распадом системы стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и с установлением государственной самостоятельности РФ. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов и нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет собой четырехуровневую систему.
I уровень - Техническое законодательство РФ.
II уровень - Государственные
стандарты и общероссийские
III уровень - Стандарты
отрасли и стандарты научно-
IV уровень - Стандарты
предприятий и технические
Правовую основу ГСС представляют законы РФ:
«О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг».
Ряд положений, регламентирующих деятельность ГСС, изложена в «Законе об охране прав потребителей».