Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:07, реферат
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные сферы экономики страны……………………………………………стр.4
3. Статистическая информация:
3.1. Внешняя задолженность СССР…………………………….стр.7
3.2. Внешняя задолженность России………………………….стр.10
3.3. Кредиторы России:
3.3.1. Парижский клуб………………………………………….стр.13
3.3.2. Лондонский клуб…………………………………………стр.15
3.3.3. Международный валютный фонд………………………стр.17
3.3.4. Коммерческие кредиторы……………………………….стр.19
3.3.5. Всемирный Банк………………………………………….стр.21
3.3.6. Структура государственного внешнего долга России………………………………………………………стр.22
4. Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику…………………………………………………………стр.23
5. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы……………………………………………………………стр.29
6. Федеральный законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР»…………………………стр.33
7. Заключение……………………………………………………….стр.37
8. Список литературы………………………………………………стр.39
9. Приложения…………………………………………………
5. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы
В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
1. Поддержание внешнего
долга на уровне, обеспечивающем
сохранение экономической
2. Контроль за графиком
долговых выплат с тем, чтобы
в нём отсутствовали периоды
пиковых нагрузок, а основные
выплаты приходились бы на
моменты ожидаемого роста
3. Минимизации стоимости
долга за счёт удлинения срока
заимствований и снижения
4. Своевременное и полное
выполнение обязательств с
5. Обеспечение эффективного
целевого использования
6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Несмотря на сегодняшнюю
положительную ситуацию в сфере
долговых выплат для снижения угрозы
внешней задолженности
- отказ от привлечения
международных кредитов на
- разработка комплексной
и ясной нормативной базы по
вопросам внешних
- создание единой системы
управления внешним долгом для
координации мер по снижению
уровня задолженности и
- согласование политики
по обслуживанию внешнего
Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:
- целесообразно радикально
пересмотреть советские долги
соцстранам, возникшие в результате
неэквивалентного обмена. Реструктуризации
должны действительно
- возможно применение
схемы реструктуризации «
- целесообразным представляется
эмиссия нестандартных
Основополагающее влияние на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика «цена ошибки». В России эта цена непомерно высока.
Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста […] В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги — ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?»[6]
На сегодняшний день в
мировой практике не существует прецедента
радикального решения проблемы внешней
задолженности. Многочисленные реструктуризации,
проведённые, например, в странах
Латинской Америки, несколько смягчили
проблему, однако до конца её так
и не решили. Кризис внешней задолженности
в Аргентине говорит о том,
что даже самая жёсткая экономическая
политика неспособна гарантировать
погашение задолженности, превышающей
половину ВВП, или (в расчёте на душу
населения) уровень доходов за год
огромного числа граждан
6. Федеральный законопроект
С. Глазьева и В. Никитина
«О государственном внешнем
Данный законопроект, по
мнению многих экспертов в области
урегулирования внешней задолженности,
является наиболее четким, сбалансированным
и эффективным методом
- установление
юридической достоверности
- составление единой регистрационной книги учета долговых обязательств;
- выверка всех
условий предоставления
- утверждение и/или ратификация всех обязательств СССР, переходящих к правопреемнику;
- законодательное
оформление порядка передачи
полномочий исполнительным
Основанием для разработки
данного законопроекта
- Книга учета
и регистрации внешних
- Не проведена
полная инвентаризация и не
установлена юридическая
- Правительство Российской Федерации до сих пор не объяснило парламенту причины увеличения долга СССР на 19,6 млрд. долларов США с конца 1991 г. (даты прекращения юридической ответственности Правительства СССР) к 1994 году;
- Все договорно-правовые
акты в период 1992 - 2000 гг. от имени
Российской Федерации
- Противоречивость
заявляемых в прессе рядом
официальных лиц цифр внешнего
долга СССР на момент
Согласно законопроекту, «Расходование средств из доходов федерального бюджета, полученных от выплат по международным долгам перед бывшим СССР, направляется в приоритетном порядке на:
а) обслуживание внешнего долга Российской Федерации в части внешнего, долга бывшего СССР;
б) кредитование внешнеэкономических
контрактов по строительству, реконструкции
и модернизации крупных промышленных
объектов за рубежом, по международным
договорам комплектных
в) на увеличение пенсий и социальных пособий.
По мнению академика К.
Лазаря, «законопроект "О государственном
внешнем долге и внешних
7. Заключение
Одним из главных факторов
увеличения задолженности РФ является
кризис 1998 г. До него Россия продолжала
обслуживать и погашать свои собственные
долги в полном объеме без каких-либо
отсрочек. Однако объявление «дефолта»,
тяжелое финансовое положение страны
и невозможность в срок выполнять
свои обязательства привели к
неспособности государства
Характерная особенность долгового бремени России, прежде всего, сказывается на федеральном бюджете, т.к. долговое обязательство стало одной из самых главных статьей бюджета государства. По данным Министерства Финансов на декабрь 2003 г., в бюджете РФ фигурируют следующие суммы предполагаемых платежей:
Основной долг Проценты
Задолженность перед странами - официальными кредиторами, банками и фирмами
617,530 76,792
Задолженность перед международными финансовыми организациями
182,317 8,466
Еврооблигации Российской Федерации
0,000 529,375
Таким образом, проведенный
анализ показывает, что федеральный
бюджет на ближайшие 3-5 лет будет
оставаться единственным доступным
источником средств для погашения
и обслуживания внешнего долга. Уменьшение
совокупного размера внешней
задолженности является задачей
стратегического характера. Без
ее решения практически невозможно
обеспечить необходимые условия
для долгосрочного
8. Список литературы
1. Андрианов В. Проблемы внешней задолженности России// Маркетинг. - №3
2. Антропов Д. «Внешний долг – угроза национальной безопасности»// Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – статья от 31.03.03
3. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 2001, 2002, 2003 гг.// Министерство Финансов РФ. www.minfin.ru
4. Лазарь К. «Долги надо отдавать»// Интервью информационному каналу «Вести-РТР» от 10.09.2002
5. Законопроект С. Глазьева
и В. Никитина «О
6. Внешний долг России: научный подход// Публикация на www.research.debt.ru
7. Внешний долг РФ
– модели решения проблемы//
8. Глазьев С. "Платить нельзя помиловать"// Парламентская газета 14 марта 2001
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли