Государственное регулирование внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2002 г. превысила 3 трил. долларов, из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.

Содержание

Содержание
1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Теоретический аспект влияния внешней задолженности на различные сферы экономики страны……………………………………………стр.4
3. Статистическая информация:
3.1. Внешняя задолженность СССР…………………………….стр.7
3.2. Внешняя задолженность России………………………….стр.10
3.3. Кредиторы России:
3.3.1. Парижский клуб………………………………………….стр.13
3.3.2. Лондонский клуб…………………………………………стр.15
3.3.3. Международный валютный фонд………………………стр.17
3.3.4. Коммерческие кредиторы……………………………….стр.19
3.3.5. Всемирный Банк………………………………………….стр.21
3.3.6. Структура государственного внешнего долга России………………………………………………………стр.22
4. Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику…………………………………………………………стр.23
5. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы……………………………………………………………стр.29
6. Федеральный законопроект С. Глазьева и В. Никитина «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства-правопреемника СССР»…………………………стр.33
7. Заключение……………………………………………………….стр.37
8. Список литературы………………………………………………стр.39
9. Приложения…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.79 Кб (Скачать)

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам  на 1.01.2003 составила 3.4 млрд. долларов, что на 2.7 млрд. долларов меньше, чем в 2002 г. Это позволяет сделать  вывод о том, что Россия регулярно  погашает задолженность коммерческим кредиторам и, как утверждают многие экономисты, данная тенденция сохранится  на ближайшие несколько лет.

3.3.5 Всемирный Банк

Международный банк реконструкции  и развития (Всемирный Банк) - международная  финансовая организация, учрежденная  в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран  Западной Европы, а сегодня, предоставляет  займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным  образом, банк кредитует развивающиеся  государства на рыночных условиях под  правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких  проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет  ссуды на реструктуризацию экономической  системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется  портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

Наряду с Всемирным  Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

Примечание: В 1996-1998 годах  Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.

Кто принимает решения  во Всемирном Банке и МВФ?  Решения  во Всемирном Банке и МВФ принимаются  голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены  этих организаций.

  В отличие от ООН,  где голоса стран-членов равны,  количество голосов во Всемирном  Банке и МВФ определяется уровнем  финансового вклада страны. Таким  образом, Соединенные Штаты имеют  примерно 17% голосов, а семь крупнейших  индустриальных стран ("Большая  семерка") в целом - 45%. Из-за  уровня своего вклада, голос США  всегда был наиболее влиятельным  - и они всегда активно использовали  право вето.

  В то же время,  развивающиеся страны располагают  незначительной властью внутри  этих институтов, хотя последние  посредством финансируемых ими  программ и стратегий оказывают  огромное воздействие на общество  и экономику Третьего Мира.

Примечание: Президент Всемирного Банка традиционно - американец, а  президент МВФ - европеец.

Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку:

На 1 октября 2001 г. – 7,0 млрд. долларов

На 1 января 2002 г. – 7.2 млрд. долларов

На 1 января 2003 г. – 7.0 млрд. долларов

3.3.6 Структура государственного  внешнего долга РФ

Структура государственного внешнего долга 

(миллиарды долларов США)

Наименование 01.01.03 01.01.02 01.10.01

Государственный внешний  долг России

(включая обязательства  бывшего Союза ССР, принятые  Российской Федерации)

122,1

130,1

138,9

Обязательства СССР, принятые Российской Федерацией

55,8

63,2

70,2

Задолженность странам - участницам Парижского клуба 44,7 42,3 43,9

Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 7,7 14,8 19,8

Коммерческая задолженность 3,4 6,1 6,5

Обязательства Российской Федерации

66.3

66,9

68.7

Задолженность перед международными финансовыми организациями 13,9 15,2 15,1

МВФ 6,5 7,7 7,9

Мировой банк 7,0 7,2 7,0

ЕБРР 0,3 0,2 0,2

Еврооблигационные займы 36,9 35,3 36,4

ОВГВЗ и ОГВЗ 9,3 10,0 10,8

Задолженность по кредитам Банка России 6,2 6,4 6,4

 

Таблица построена по материалам Министерства Финансов России.

 

  Внешний долг России  официально подразделен на - Долг  бывшего СССР[4] и Долги России, накопленные после 1992 года. На 1 января 2003 г. долги бывшего СССР составляли $55,8 млрд., а долг новой России - $66,3 млрд.

1.  Оценка влияния внешней  задолженности на российскую  экономику

Внешний долг, то есть накопленная  задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует  современным тенденциям, которые  свидетельствуют о том, что мировая  экономика дефицитна и имеет  ярко выраженные долговые черты. Подавляющее  число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для  осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической  политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение  привлечённых и предоставленных  средств неодинаково, однако практически  везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает  системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к  поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических  отношениях. Составной частью такой  экономической модели является система  управления государственным долгом.

До 2001 г. внешняя задолженность  России оказывала негативное воздействие  на развитие национальной экономики  России по нескольким направлениям:

- усиливалась зависимость  РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при  принятии решений в области  экономической политики;

- происходило сокращение  объёма средств, которые могли  быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический  рост;

- ослаблялась мотивация  к достижению наилучших макроэкономических  показателей, которые повлекли  бы за собой требования о  своевременном погашении долга  в полном объёме;

- сокращался объём средств,  которые могли быть направлены  на развитие социальной сферы,  усиливалась социальная напряженность; 

- дестабилизировалась денежно-кредитная  ситуация;

происходило ослабление позиций  России на мировых рынках товаров  и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать  экономическую систему страны в  начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства  экономических решений на государственном  уровне было тесно связано, или даже зависило, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Привлечение внешних заимствований  на уровне государства, очевидно, носит  неоднозначный характер. В том  случае, если они представляют собой  наиболее дешёвый источник финансовых ресурсов, необходимых для выполнения первоочередных задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о  внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

- финансовые возможности  страны по погашению взятых  кредитов в будущем; 

- возможные потери от  невыполнения или неполного выполнения  тех задач, для которых привлекаются  средства из-за рубежа;

- цена внешних финансовых  ресурсов;

- степень зависимости  от внешних кредиторов при  принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при  привлечении зарубежных кредитов в  последние 10-15 лет, что привело к  катастрофическому нарастанию внешней  задолженности, которая до 2001 г. представляла собой угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на 01.07.2001 составил 156,8 млрд. долл.).

Ситуация начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий  объем внешней задолженности  снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют  многие факты, один из которых –  увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.[5]

По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего  СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долл. Объем государственного внешнего долга России, по прогнозу Минфина, к 1 января 2004 г. составит 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд., к 2006 г. – 113,3 млрд. долларов. Такой прогноз содержится в основных направлениях политики правительства  в сфере госдолга на 2003-2006 годы.

Объем погашения всех задолженностей в 2004-2005 году составит 25,3 млрд. долларов, из которых на выплату внешних  долгов пойдет 14,9 млрд. долларов. При  этом на погашение основного долга  предполагается направить 8,2 млрд., а  на обслуживание внешнего долга – 6,7 млрд. Об этом сообщил заместитель  министра финансов РФ Сергей Колотухин.

В стратегии управления госдолгом  проглядываются три основных момента.

Во-первых, государство отказалось от задачи скорейшего погашения внешних  долгов. Как неоднократно заявлял  премьер-министр Михаил Касьянов, отношение  госдолга к ВВП в настоящее  время находится "на приемлемом уровне", и нет нужды отвлекать от производства инвестиционные ресурсы. Размер внешнего долга России снизился с 89,5% ВВП в  начале 2000 года до 36,2% ВВП к 1 января 2003 года. В целом, отмечают эксперты Минфина, по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.

Во-вторых, упор в долговой политике переносится с внешнего долга на внутренний. Через расширение заимствований на внутреннем рынке  государство намерено погашать свои внешние долги. Благодаря этому  в течение ближайших 6-10 лет объемы внутреннего и внешнего долгов должны в перспективе сравняться.

Наконец, третий фактор связан с долгами субъектов РФ и корпораций. В настоящее время для наблюдателей становится все более очевидным  тот факт, что национальный внешний  долг не сводится к государственному. Между тем негосударственная  часть внешнего долга неуправляемо растет. В I кв. 2003 года общий внешний  долг России вырос с $152,1 млрд. до $153,5 млрд. И если долг федеральных органов  продолжал снижаться, то долг нефинансовых организаций (реальный сектор экономики) вырос.

По мнению аналитиков "Объединенной финансовой группы" (ОФГ), такое увеличение долга не должно давать поводов для  беспокойства. Эксперты ОФГ рассматривают  подобную тенденцию как свидетельство  повышения инвестиционной привлекательности  России: внешние заимствования являются одним из источников высоких темпов экономического роста.

Как бы то ни было, совокупный внешний долг РФ в настоящее время  составляет 40% ВВП (долг федеральных  органов - 30%), что намного ниже критического уровня. Минфин, кроме того, предлагает создать систему мониторинга  и жесткого контроля за внешними заимствованиями  всех хозяйствующих субъектов в  РФ.

Надо отметить, что рефинансировать  свои долги с помощью новых  заимствований Россия может довольно просто. 1 июля ОЭСР приняло решение  о повышении кредитного рейтинга России, и, по мнению экспертов МЭРТ, это позволит России и ее резидентам при привлечении кредитов экономить  до 2 процентных пунктов. Кроме того, повышение инвестиционной привлекательности  России приводит к увеличению привлекательности  российских еврооблигаций. Спрос на российские долговые обязательства  на международных рынках не утихает. В июне появились сообщения, что  теперь уже и самые "длинные" суверенные еврооблигации с погашением в 2030 году инвесторы оценивают выше номинала. Бумаг с ценами ниже 100% номинала просто не осталось. Разворота  рынка, по мнению большинства аналитиков, в ближайшее время не произойдет: азарт покупателей подстегнет снижение процентных ставок в США. Кстати, Минфин открыто декларирует, что основной целью его политики на среднесрочную перспективу является обеспечение стабильности доступа РФ на выгодных условиях на рынки внешних заимствований.

Рефинансирование необходимо для того, чтобы сократить стоимость  обслуживания долга и сглаживания  пика платежей в 2005-2008 годов.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли