Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:49, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза газированных напитков магазина «Продукты» ИП Полякова Н.И.
При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
* изучить литературные источники по данной теме и систематизировать полученную информацию;
* собрать данные по ассортименту безалкогольных напитков и описать его структуру в экспериментальной части работы;
* провести экспертизу качества предлагаемых газированных напитков и сделать вывод об их соответствии нормативным документам.
Натуральные красящие вещества (каротин, каратиноиды, хлорофилл) разрушаются, и цвет напитка изменяется: желтый и оранжевый обесцвечиваются; зеленый становится буро- или темнозеленым. В то же время окраска синтетических красителей в щелочной среде не изменяется.
Напитки, имеющие в названии слово «кола» (Кока-Кола, Пепси-Кола, Кола и др.), вырабатываемые в России, практически не содержат экстракта колы и содержат только ароматизаторы, красители и жженые сахара. Поэтому происходит обман покупателя и, прежде всего, его организма.
Напитки
на сахарозаменителях
Количественная фальсификация безалкогольных напитков (недолив, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки или ее объем занижены. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.
Информационная фальсификация безалкогольных напитков — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.
При фальсификации информации о безалкогольных напитках довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:
—наименование товара;
—фирма-изготовитель товара;
—количество товара;
—вводимые пищевые добавки [5].
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки продукта и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
— каким способом изготовлены печатные документы;
— имеются ли подчистки, исправления в документе;
— является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю, и др [5].
Проведение экспертизы с целью установления срока хранения данного товара практически невозможно, поскольку до настоящего времени такие исследования в широком масштабе не проводились и до сих пор не выявлена зависимость того или иного показателя от длительности хранения безалкогольных напитков. Кроме того, длительное хранение напитков в бутылках из полиэтилентерефталата приводит к частичному растворению упаковки и появлению на внутренней стороне матовости, по которой и можно судить о длительности их хранения [3].
При проведении экспертизы с целью контроля технологических процессов производства того или иного вида безалкогольных напитков можно обнаружить их проявления в виде тех или иных производственных дефектов [3].
Объектом исследования в курсовой работе является ассортимент безалкогольных напитков, реализуемых магазином «Продукты» ИП Полякова Н.И.
Магазин находится в г. Омске на ул. 4-я Ремесленная, 25. Площадь магазина – 50 кв.м. Ассортимент магазина составлен в основном из продуктов постоянного спроса: крупы, сахар, мука, растительное масло, маргариновая, колбасная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, вкусовые товары: чай, кофе, пряности, приправы, слабоалкогольные и безалкогольные напитки.
Экспертизу качества газированных напитков проводили по трем основным направлениям:
Органолептические показатели - прозрачность, цвет, аромат и вкус - определяются органами чувств (зрением, обонянием, осязанием).
При оценке органолептических свойств безалкогольных газированных плодово-ягодных напитков пользуются 100-балльной системой (табл. 2)
Таблица 2
Показатели качества | Количество баллов при оценке | |||
отлично | хорошо | удовлетво
рительно |
плохо | |
Прозрачность | 15 | 14 | 13 | Ниже 13 |
Вкус и аромат | 47-50 | 45-46 | 43-44 | Ниже 43 |
Насыщенность двуокисью углерода | 34-35 | 31-33 | 29-31 | Ниже 29 |
Итого баллов | 96-100 | 90-95 | 85-89 | 84 и ниже |
Из физико-химических показателей при исследовании качества безалкогольных напитков определяли содержание сухих веществ (оно в зависимости от вида изделия колеблется от 5,0 до 6,0%), кислотность в мл 1 н. раствора щелочи на 100 см3 напитка (1,7-3,5), количество растворенной углекислоты (не менее 0,42% в напитках высшей категории и 0,4% в напитках первой категории). Маркировку и упаковку оценивали визуально, проверяли на соответствие стандарту.
Ассортиментный перечень магазина «Продукты» ИП Полякова Н.И., специализирующегося на розничной торговле продовольственными товарами, включает в себя 36 наименований безалкогольных напитков. Среди них 11 наименований газированных напитков отечественного производства, что составляет 30,56% от всех наименований. В ассортименте магазина кроме газированных напитков присутствуют натуральные соки, чайные напитки, морсы.
Структура ассортимента по
Показатели структуры ассортимента напитков
Вид товара | Газированные напитки | Морсы | Чайные напитки | Соки |
Количество наименований | 11 | 4 | 3 | 18 |
% к общему количеству | 31 | 11 | 8 | 50 |
Рис. 1 Структура
ассортимента магазина «Продукты» ИП
Полякова Н.И.по наименованиям
Из анализа ассортимента видно, что магазин формирует ассортимент безалкогольных напитков в основном за счет соков и газированных напитков. морсы и чайные напитки являются менее популярными у населения, и занимают в ассортименте магазина меньшую долю.
Ассортимент напитков магазина «Продукты» ИП Полякова Н.И., можно представить также и по применяемому сырью, тем самым, определив долю безалкогольных напитков, изготовленных на натуральном сырье и с использованием пищевых добавок.
Таблица 4
Структура ассортимента безалкогольных напитков по применяемому сырью
Вид сырья | Количество | % |
Натуральное | 20 | 56 |
Искусственное | 16 | 44 |
Итого | 36 | 100 |
По виду упаковки ассортимент безалкогольных напитков делится на напитки в тетра-паках, пластиковых бутылках, жестяных и стеклянных банках.
Таблица 5
Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки
Вид упаковки | Число наименований | % |
Тетра-пак | 23 | 63 |
Пластик | 6 | 17 |
Жесть | 5 | 14 |
Стекло | 2 | 6 |
Итого | 36 | 100 |
Рис.
2. Ассортимент безалкогольных напитков
по виду упаковки
Как видим из данных рисунка 2 и таблицы 5, основная масса ассортимента безалкогольных напитков магазина упакована в тетрапаки – 63% – упаковку для длительного хранения напитков. Второе место занимают пластиковые бутылки – 17%, затем следует упаковка из жести 14 % и стекла 6%.
Показатели качества напитков газированных, реализуемых магазином «Продукты» ИП Полякова Н.И.
Показатели | «Сиропчик» Колокольчик, Омский завод розлива минеральной воды, Россия, 644021 г. Омск ул. Панфилова, 7 | Фиеста
Лимонад филиал ООО «ПЕПСИКО -ХОЛДИНГС» Россия г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 13 |
Мега Дюшес
ООО «ОМСКВИНПРОМ» Россий, 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 63 |
Буратино Иса-фрукт ООО «ЛЮАН», Россия, 644013, г.Омск, ул. 21-я Амурская, 46-Б |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цвет |
Прозрачная
жидкость, 15 баллов |
Прозрачная жидкость, 15 баллов | Прозрачная жидкость, 15 баллов | Прозрачная
жидкость, 15 баллов |
Вкус | Характерный
для данного вида напитка, 45 баллов |
Характерный
для данного вида напитка, 45 баллов |
Характерный
для данного вида, 45 баллов. |
Характерный
для данного вида, 45 баллов |
Насыщенность двуокисью углерода | 35 баллов | 35 баллов | 32 балла | 35 баллов |
Полнота
налива |
1,5 (+ 0,1) | 1,5 (0) | 1,45 (- 0,05) | 1,46(-0,04) |
Вид упаковки | Бутылка пластиковая, кронен-пробка | Бутылка пластиковая, кронен-пробка | Бутылка пластиковая, кронен-пробка | Бутылка пластиковая, кронен-пробка |
Содержание сухих веществ | 5% | 5% | 5% | 6% |
Кислотность | 3,5 | 3 | 3,5 | 2,5 |
Количество углекислоты | 0,4 | 0,4 | 0,38 | 0,4 |
Соответствие стандартам | Соответствует
|
Соответствует | Не соответствует по количеству растворенной углекислоты | Соответствует
|