Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:19, доклад
Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Тема
4. Ассортимент товаров
и принципы управления
им
4.1. Структура ассортимента.
Одной
из важнейших характеристик
Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Термин произошел от французского слова «assortment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.
Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Так,
товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД) — это перечень
товаров, предназначенных для экспортно-
Таким
образом, приведенные выше понятия
близки между собой. Их объединяет то,
что они оба являются перечнями
товаров. Отличия заключаются в
назначении: ассортимент товаров
предназначен для удовлетворения потребностей
потребителей, товарная номенклатура
может иметь иное назначение —
для регламентирования
Товары, объединенные по сходству признаков происхождения распределяются на товары природного и производственного происхождения. Последние формируют производственный (промышленный) ассортимент.
Товары, находящиеся в сфере обращения объединяются в торговый ассортимент. В условиях существования свободного рынка важнейшим фактором формирования ассортимента является спрос. Тем не менее, в нашей стране до сих пор действующими являются нормативные документы в виде стандартов разного уровня и технических документов в виде технических условий. Действие этих документов в современных рыночных условиях может распространяться только на промышленный ассортимент.
В данном разделе рассматривается в основном торговый ассортимент, но принципы построения, характеристики, свойства, показатели, управление ассортиментом применимы и для промышленного ассортимента
Ассортимент представляет собой распределение любого множества на отдельные подмножества, детализирующие более общие признаки, положенные в основу, на конкретизирующие.
Этот принцип заложен в основу построения классификационных структур. В данном случае в построении структуры ассортимента.
Структура
ассортимента: принцип построения –
иерархический, предполагает подчинение
нижестоящих группировок вышестоящими.
Геометрический аналог такой структуры
может быть представлен в виде пирамиды,
построенной сверху вниз. Вершина пирамиды
образована группами товаров, сформированными
по самым общим признакам. Ниже по иерархии
располагаются последовательно подгруппы,
виды и разновидности или подвиды.
4.2. Формирование и управление ассортиментом товаров.
Целью
формирования ассортимента является удовлетворение
потребительского спроса. Платежеспособность
спроса конкретизируется доходами различных
групп населения и
Комплекс мер по формированию и управлению ассортиментом предполагает их тесную связь. Формирование базируется на выборе стратегии, определяемой решением вопроса «что делать». Управление ассортиментом – решением вопроса «как делать», является задачей ассортиментной политики, реализуя выбранную стратегию формирования ассортимента товаров.
Формирование ассортимента
При выборе стратегии используют следующие основные принципы:
Ассортиментная стратегия необходимо должна включать следующие компоненты:
Необходимо определить основные целевые принципы ассортиментной стратегии, которым она должна следовать:
Производственная структура формирования ассортимента должна учитывать следующие параметры во время разработки ассортиментной политики:
При разработке ассортиментной стратегии нужно проводить мероприятия, связанные с планированием ассортимента, для чего используются исследования в области маркетинга:
Ассортиментная стратегия очень динамична, должна оперативно изменяться в связи с конъюнктурными изменениями рынка.
При формировании ассортимента в торговле большинство фирм ориентируется на текущий спрос и на динамику ассортимента у конкурентов, что говорит о несовершенстве ассортиментной стратегии в данной сфере. Очень мало делается в области прогнозирования и долгосрочного планирования. Поэтому необходимы исследования в данной области.
Управление ассортиментом базируется на принятой стратегии, используя для этого проводимую политику.
Существует три основных направления выбора стратегии, на основе которых формируется политика:
Первая должна учитывать следующие параметры: характер товаров, ассортиментный охват, структуру ассортимента.
Вторая
– товарную марку, форму распространения,
интенсивность маркетинговых
Третья, которая в основном ориентируется на уровень издержек, - производство старых товаров или создание новых.
Исходя из этих трех направлений ассортиментной стратегии можно выбрать виды ассортиментной политики.
Презентация ассортимента – мероприятие, которое необходимо поводить исходя из необходимости осуществления мероприятий по продвижению товаров. Презентации ассортимента можно проводить в различных формах: презентация в каталогах известных посылочных или торговых фирм, презентация визуальная на выставках, конференциях и т.д.
Осуществление
контрольных мероприятий и
Оценка эффективности проведения ассортиментной политики и ее дальнейший анализ позволяет сформировать доводы в пользу поведения именно такой и никакой другой ассортиментной политики.
Важнейшим направлением политики управления является: формирование структуры ассортимента на всех ступенях иерархической структуры; развитие структуры; поддержка динамичного равновесия стационарных и динамических характеристик; рационализация; финансовая поддержка.
Необходимость быстрой реакции на изменения рыночной ситуации по результатам маркетинговых исследований и мониторинга рынка является одной из важнейших задач управления ассортимента.
Одним
из инструментов решения этой задачи
может быть использование результатов
расчета показателей
Показатели ассортимента – это способ количественного представления относительных величин, полученных в результате сопоставления числовых значений структурных составляющих ассортимента собственного объекта с базовыми значениями объекта, используемого для сравнения. Выбор объекта для сравнения зависит от поставленной задачи и от вида ассортимента.
Для промышленного ассортимента базой для сравнения могут быть нормативные характеристики, представленные в стандартах или показатели производителя-конкурента. Для торгового ассортимента это могут быть показатели конкурента для решения «внешней» задачи, либо собственные показатели за различные периоды времени предыдущей торговой деятельности, для оценки результатов собственной работы.
Для
решения большинства задач
Информация о работе Ассортимент товаров и принципы управления им