Ассортимент ювелирных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 11:32, реферат

Описание работы

В различные эпохи в связи с изменением жизненного уклада возникали и получали развитие новые формы ювелирного искусства. Благодаря замечательным свойствам золота и серебра, их ковкости, твёрдости, тягучести, плавкости в древней Руси мастера научились отливать и чеканить объёмные скульптурные формы, вытягивать проволоку и создавать ажурные узоры, выполнять сложные графические рисунки на изделиях и делать чернение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АССОРТИМЕНТ ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ 5
1.1 Классификация ювелирных товаров 5
1.2 Общая характеристика основных групп ювелирных изделий 7
1.2.1 Предметы личных украшений 7
1.2.2 Предметы туалета 13
1.2.3 Принадлежности для часов 16
1.2.4 Предметы для украшения интерьера 18
1.2.5 Предметы для сервировки стола 18
1.2.6 Сувениры 19
1.3 Особенности производства ювелирных товаров 18
1.3.1 Создание форм ювелирных изделий 20
1.3.2 Отделочные процессы 21
2 МАТЕРИЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ 22
2.1 Драгоценные металлы и их сплавы 22
2.2 Ювелирные камни 24
2.2.1 Классификация ювелирных камней 24
2.2.3 Драгоценные камни минерального происхождения 25
2.2.4 Полудрагоценные камни 27
3 ИЗВЕСТНЫЕ ЮВЕЛИРЫ 30
ВЫВОД 33
Список используемых источников 35

Работа содержит 1 файл

Дослідна робота.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

      Шатленки  – украшения к карманным часам, изготовляемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Шатленки состоят из короткой цепочки с замками на концах, с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока). [3] 
 
 
 

      1.2.4 Предметы для украшения интерьера 

      Ассортимент предметов для украшения интерьера  очень разнообразен. В основном это  изделия народных художественных промыслов, очень популярные в нашей стране и за её пределами, - декоративные пластины и блюда, скульптуры малых форм,  вазы для цветов, подсвечники и др. Такие изделия отличаются высокими эстетическими достоинствами: лаковая миниатюра, роспись по дереву, резьба по кости и камню, керамика и другие виды отделки. Сочетая в себе современную форму  и национальные художественные традиции, они стали прекрасным украшением интерьера. 

      1.2.5 Предметы для сервировки стола 

      Предметы  сервировки стола  – это значительная группа ювелирных изделий, изготовляемых из хрусталя, фарфора, сплавов золота (чаще 585-й пробы), серебра (чаще 916-й пробы), цветных металлов (мельхиора, нейзильбера, латуни, томпака), нержавеющей стали и других материалов. Изделия из мельхиора покрывают сплошным слоем серебра (от 10 до 25мкм), а часто золотят. Посеребренная поверхность может быть матовой и полированной. Многие изделия имеют рисунки из художественной эмали, филиграни. Украшением стола являются хрустальные изделия в серебряной чернёной или золочёной оправе.

      Пластичны по форме, интересны по орнаменту  и отделке (ажурное металлическое  кружево, богатая зернь) изделия  заводов мастерского «Ювелир» и  Красносельского. Богаты древнерусскими узорами, былинными и сказочными мотивами изделия с чернью великоустюжского завода «Северная чернь» и других заводов.

      Предметы  сервировки стола подразделяют на две  подгруппы: отдельные предметы; сервизы  и приборы. [4] 
 
 

      1.2.6 Сувениры 

      Сувенир (от франц. souvenir – подарок) – это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память о ком-либо, чём-либо. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полётов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д.

      Сувениры  классифицируют на шесть подгрупп: памятные медали; нагрудные значки; гербы, ключи, брелоки – сувениры символы; сувенирные скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов, прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.). [4] 

      1.3 Особенности производства ювелирных товаров 

      Технология  производства – это важнейшие  факторы, которые влияют на формирование потребительских свойств ювелирных  товаров.

      Ювелирные товары являются произведениями искусств и создаются художниками-ювелирами. Сначала художник делает эскиз изделия  в цвете. При этом он должен выявить и показать своеобразную декоративность и окраску материала для задуманного изделия. Так, бриллиант выигрывает в оправе из «белого золота», бирюза – в серебряной оксидированной оправе, а жемчуг и аметист – в оправе из золота жёлтого цвета. Учитывают также, что золото более красиво в ажурных работах и проигрывает в массивных изделиях. Чтобы подчеркнуть рисунок и красоту камня в оправе из серебра, его, как правило, оксидируют под старое серебро.

      После утверждения эскиза художественным советом предприятия изготовляют вручную образец-эталон или организуют серийное промышленное производства изделий. Образец-эталон или три промышленных образца с подвешенными и опломбированными этикетками, техническими описаниями (паспортами), плановой калькуляцией и проектом прейскуранта розничных и оптовых цен представляют на рассмотрение и утверждение. Утверждённый образец-эталон (или один промышленный образец) опломбировывают и возвращают предприятию для организации или продолжения производства утверждённых изделий. Два других образца также опломбировывают и оставляют на базе драгоценных металлов и камней в качестве эталонов. Каждому утверждённому изделию приписывают шифр.

      Основными технологическими процессами производства ювелирных изделий из драгоценных, цветных и чёрных металлов являются следующие: заготовительные, создание форм ювелирных изделий, отделочные, огранка ювелирных камней, закрепка вставок в ювелирные изделия. 

      1.3.2 Создание форм ювелирных изделий 

      Формы ювелирных изделий создают литьём по выплавляемым моделям, филигранью, штамповкой, вытяжкой, выколоткой, монтировкой  разрозненных деталей и другими  способами.

      Литьё по выплавляемым моделям – современный  прогрессивный метод изготовления ювелирных изделий из сплавов серебра и золота. Этим методом получают сложные по конфигурации, тонкостенные отливки ювелирных изделий повышенной точности (4 -  7-го классов), с высокой степенью чистоты (до 6-го класса), требующих сложной и трудоёмкой механической обработки при литье обычным способом.

      Филигрань, или скань - это вытянутые из сплава серебра или золота две-три проволочки, свитые в жгутик, а иногда сплющенные в виде ленточки. Из этой «верёвочки»  или «ленточки» нарезают детали будущего орнамента изделия (колечки, спирали, розетки и др.) и щипцами наклеивают и накладывают на узор, нанесённый на бумагу или металлическую поверхность. Места соединения деталей узора посыпают припоем и подносят к огню. Над огнём под действием высокой температуры бумага сгорает, а припой, расплавляясь, скрепляет детали изделия. В результате получается ажурный металлический узор. Иногда его обогащают чернью – мелкими напаянными шариками, ювелирными камнями или гладкими металлическими накладками.

      Штамповка – самый массовый технологический процесс получения плоских деталей (заготовок) или готовых ювелирных изделий из листов, полос и прутков сплавов драгоценных металлов методом вырубки или выдавливания на специальных прессах. При этом применяют сменные стальные штампы, состоящие из нижней части – матрицы и верхней – пуансона.

      Монтировка  – это соединение деталей ювелирных  изделий, изготовленных гибкой, резанием, распиливанием, фрезерованием, штамповкой и другими методами. Такое соединение производится пайкой, сваркой, клепкой  и другими технологическими операциями. 

      1.3.3 Отделочные процессы 

      Отделочные  процессы обработки поверхности  ювелирных изделий повышают их художественную ценность.

      Шлифование  применяют для создания гладкой  поверхности изделия с помощью  вращающихся бязевых, фетровых или войлочных кругов, с использованием наждака, пемзы или других абразивных порошков.

      Полирование применяют для создания зеркального  блеска на поверхности золотых и  серебряных изделий.

      Чеканка – это получение сложного рельефного рисунка с помощью чеканов  и зубил из листового материала или на поверхности массивных литых изделий (ваз, скульптур и др.)

      Гравировка  – это вырезание рисунков на изделии  с помощью штихелей (стальных резцов длинной 100-200мм).

      Чернение  – очень сложный отделочный процесс. Слитки сплава серебра раскатывают до надлежащей тонкости и придают им соответствующую форму (ваз, стопок, подносов и др.). В гравировальном цехе мастер наносит резцами на поверхность изделия бороздки, штрихи, образующие рисунок (пейзаж, портрет, орнамент и др.). Рисунок покрывают густо-тёмной с синеватым отливом чернью – сплавом олова, серебра, меди и серы. На небольшом огне горна чернь плавится и заполняет углубления рисунка, прочно сплавляясь с металлом. После очистки с прилегающих мест и полировки чётко обозначается рисунок, самые мелкие штрихи, по-особому оттеняя серебро и позолоту.

      Анодирование (анодное оксидирование) – это  получение защитно-декоративной блестящей  или матовой оксидной плёнке на поверхности  изделий из алюминия и его сплавов. Получают её путём подвешивания изделий на аноде в электролитической ванне, состоящей из 20% серной кислоты и воды. После пропускания электротока на алюминиевой поверхности образуется плотная плёнка с микропорами.

      Плёнка  обладает высокой твёрдостью и износостойкостью, а поверхность после анодирования может окрашиваться органическими красителями под цвет золота или иным цветом и приобретает красивый внешний вид.

      Гальваническое  покрытие (золочение и серебрение) – это создание электролитическим  методом защитно-декоративной плёнки на поверхности ювелирного изделия, изготовленного из сплавов серебра или меди. [1] 

      2 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ 

      Одним из факторов, влияющих на формирование потребительских свойств и качества ювелирных товаров, являются материалы, применяемые для их изготовления.

      В производстве ювелирных товаров  используют драгоценные (благородные) металлы и их сплавы, черные металлы, драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, керамику, стекло, эмаль, кость, папье-маше, ткани, кожу и её заменители, пластические массы и другие материалы. 

   2.1 Драгоценные металлы и их сплавы 

      К драгоценным (благородным) металлам относят  золото, серебро, платину и металлы  платиновой группы – палладий, рутений, иридий и осмий. Эти металлы благодаря  их устойчивости к окислению и воздействию на них химических соединений в науке называют благородными. Они редко встречаются в природе, для их получения необходимо затратить много труда. Высокая стоимость добычи благородных металлов делает их дорогостоящими, поэтому в промышленности и торговле их называют драгоценными.

      Драгоценные металлы имеют плотную кристаллическую  решётку, обладают красивым внешним  видом, хорошим блеском, необходимой  прочностью, высокой плотностью и  устойчивостью к воздействию  химических веществ и атмосферным влияниям, а также тягучестью, пластичностью и сплавляемостью с другими металлами. Всё это значительно «усиливает» эстетические свойства ювелирных товаров, делает их красивыми и привлекает внимание покупателей. Но эти металлы имеют не высокую твёрдость. Поэтому в чистом виде их используют только для различных электрохимических защитно-декоративных покрытий ювелирных изделий из других металлов (золочение, серебрение) и для механического декоративного покрытия рам картин, надписей и др.

      Для изготовления ювелирных товаров применяют сплавы драгоценных металлов с другими металлами, чаще всего цветными. Такие сплавы называют лигатурами, а металлы, входящие в сплав, - лигатурными. Эти металлы повышают некоторые свойства сплавов драгоценных металлов. Так, медь и платина повышают твёрдость сплава золота, а серебро понижает температуру его плавления.

      Лигатуры  отличаются от химически чистых драгоценных  металлов прочностью, твёрдостью, определённым необходимым оттенком.

      Наличие драгоценного металла в сплаве в  определённых весовых единицах называется пробой. Чем выше проба, тем больше количество чистого драгоценного металла в сплаве.

      Основными видами проб являются золотниковая, метрическая и каратная.

      Сплав золота 56-й  золотниковой пробы  содержал 56 золотников химически чистого золота и 40 золотников других лигатурных металлов.

      В 1922 г. в Советском Союзе была установлена метрическая проба, но практически она была введена только в 1927 г. Метрическая проба характеризует наличие драгоценных металлов в 1000 весовых единицах сплава и обозначается трёхзначными числами. Так, если золото имеет 585-ю метрическую пробу, то это означает, что в сплаве массой 1000г имеется 585г химически чистого золота, а остальные 415г составляют лигатурные металлы.

      Каратная  проба – это наличие драгоценного металла в лигатуре из 24 частей. Так, если сплав золота обозначён К-14, то это означает, 14 из 24 частей химически чистого золота, а остальные 10 частей лигатурные металлы. [7] 

   2.2 Ювелирные камни 

   2.2.1 Классификация ювелирных камней 

   Существует  несколько классификаций ювелирных  камней.

     В науке пользуются классификацией, разработанной академиком  А.Е.Ферсманом. Все камни разделены на три группы: самоцветы (ограночные), цветные (поделочные) и органического происхождения. Самоцветы и цветные камни в свою очередь подразделяют на 1, 2 и 3-й порядки.

      В 1965 г. Министерством геологии была разработана  новая классификация естественных цветных камней. В зависимости  от характера обработки и области  применения камни делят на три  класса: ограночные, ювелирно-поделочные и поделочные. В рубрике «класс» цветные камни расположены в алфавитном порядке, по группам, без учёта их рыночной стоимости и свойств. Эта классификация охватывает все известные самоцветы и поделочные камни.

Информация о работе Ассортимент ювелирных изделий