Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:57, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью более активного использования достижений науки и передовой практики для экономической стабильности, как всего сельского хозяйства, так и молочного подкомплекса в регионе. Постоянно изменяющаяся инфраструктура рынка обуславливает необходимость поиска новых направлений и мето-дов повышения эффективности формирования рынка молочной продукции, требует со-вершенствования механизма его регулирования. Недостаточный уровень изучения выше-перечисленных вопросов и является основанием для выбора темы курсовой работы.
Введение
1. Теоретические основы анализа рынка молочной продукции
1.1.Сущность и особенности формирования и функционирования продовольственных рынков в работах исследователей
1.2. Структура и система продовольственного рынка
2. Рынок молочных продуктов города Владивостока
2.1. Производители молочной продукции
2.2 Анализ тенденций в употреблении молочных продуктов
Список используемых источников
Приложение А
Анкета
Эти тенденции в свою очередь подтверждают и мониторинги розничных цен (по данным центров Системы ММЦ) и в первую очередь возросли цены на цельное молоко. Разброс розничных цен на 1 литр цельного молока в ноябре месяце составил от 35,2 (Воронеж) до 53,3 (Владивосток) руб. Средняя цена по регионам колеблется около 37 рублей за литр. Рост средних цен по сравнению с началом месяца составил 10-30%.
Но, несмотря на сезонный рост цен, в целом рынок молочной продукции города Владивостока оценивается как перспективный и стабильно развивающийся благодаря отечественным производителям и иностранным инвесторам.
Изначально в Приморском крае существовало нескольких районных рынков молочной продукции, географически привязанных в основном к молокоперерабатывающим предприятиям.
Последние не очень-то рвались осваивать соседние территории, и прежде всего, из-за трудностей с организацией транспортировки и небольшими сроками хранения их продукции. Однако сегодня ситуация меняется.
В Приморье созданы дополнительные пункты приемки молока для местного населения. В Михайловском, Ханкайском, Черниговском районах появились новые точки, где представители личных подсобных хозяйств могут сдавать молоко.
Также ведется работа по открытию пунктов в Кавалеровском и Чугуевском районах. Работа ведется в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Одним из направлений нацпроекта является стимулирование развития малых форм хозяйствования. Организация дополнительных пунктов позволит пополнить сырьевую базу молокоперерабатывающих предприятий, расширить рынки сбыта для личных подсобных хозяйств, а также будет способствовать решению проблемы занятости на селе.
На сегодняшний день в крае действует 5 пунктов по приему молока. Здесь молоко переливают в предназначенные для этого емкости, охлаждают с помощью специального оборудования, а затем передают на молокозаводы, где производится переработка продукции.
В целом за год личные подсобные хозяйства края сдают для переработки около 5 тысяч литров молока.
Производством (переработкой) молокопродукции в крае занято около 20 предприятий, ежегодно выпускающих до 60 тыс. т цельномолочной продукции.
Это составляет 23,4% от емкости приморского рынка (по данным Министерства экономики РФ, 256 тыс. т.)
И хотя некоторые молококомбинаты (Анучинский, Спасский, Черниговский, Чугуевский и Находкинский) традиционно доминируют на «своих» территориях, местечковая известность их, как, впрочем, и более мелких коллег, уже не устраивает. Так, заводы Михайловский, Артемовский, Ханкайский, Черниговский, Уссурийский, ООО «Неженка» (Пограничный), ЗАО «Милоградовское» (Ольгинский район) реализуют молочную продукцию во Владивостоке, имея там постоянные места реализации. Несколько торговых точек в Находке работают от Уссурийского, Артемовского, Владивостокского ГМЗ. Кроме того, их продукция присутствует в Партизанске, Фокино, Большом Камне, Арсеньеве. Самым крупным центром сбыта молочной продукции является Владивосток, где реализуется более 45% молокопродукции, в Находке - 38,8%, Уссурийске -10,5 %.
Казалось бы, откуда такая тяга к «путешествиям»? Ведь большинство производителей значительно недоиспользуют свои мощности из-за недостатка сырья. Только пять заводов загружено на 100%.
Проблема сырья решается за счет сухого молока, чья доля в последние годы заметно выросла. Так, на многих предприятиях края сегодня используется больше 50% сухого молока, а в зимнее время - до 100%. Вынужденное увлечение сухим молоком отрицательно влияет не только на качество готовой продукции, но и делает ее дороже, а это, между прочим, при низкой платежеспособности сельского населения и размножении приусадебных хозяйств, не способствует увеличению продаж.
Вот и приходится искать удачу в других районах, и прежде всего, больших городах края, затратив предварительно немало денег на нововведения в технологии производства, использование новых видов упаковочных материалов, усовершенствование обработки сырья, позволяющие продлить срок хранения. Благо, есть недоиспользуемые производственные мощности, на которых можно развернуться. Конкурентов в больших городах - гораздо больше, чем на родине. По данным краевого комитета пищевой и перерабатывающей промышленности, производство молочной продукции в 2009 г. выросло на 30% по сравнению с 2008г. и составило 51,8 тыс. т. Основной объем производства (62 %) приходится на Находкинский, Владивостокский и Уссурийский гормолокозаводы. Стабильно набирают темпы Пограничный (ООО «Неженка») и Артемовский заводы.
В прошлом году выпустили меньше только сливок несгущенных и творожных изделий, по остальным позициям отмечено значительное увеличение. Наиболее острая конкуренция сложилась на рынке молока, творога, сметаны. Все это нужно куда-то сбывать. И потребитель охотно идет навстречу. За последние два года объемы потребления молочных продуктов в крае увеличились с 96 кг на душу населения в 2008 году до 105 кг в 2009 году. Если учесть, что наши показатели гораздо ниже, чем у соседей по региону (Камчатская область –122 кг, Амурская - 125 кг), резервы у рынка значительные. Но для успеха на нем производителям приходится увеличивать ассортимент и изыскивать возможности для снижения себестоимости продукции.
Многие приморские молокозаводы постоянно проводят разработки по выпуску новых видов продукции, параллельно улучшая внешний вид, вкусовые качества, подбирая оптимальные емкости. Этим занимаются не только крупные предприятия типа Находкинского (55 видов), Уссурийского (38) и Владивостокского (45) ГМЗ, но и те, что помельче – ООО «Неженка», Арсеньевский молочный завод, ЗАО «Зеленые листья», ООО «Ханкайская долина», ЗАО «Новое время» в г. Фокино. В целом на местном рынке можно найти 23 наименования фасованного молока, 40 - творожных изделий, 41 - кисломолочных изделий, 52 - йогуртов и т.д. Вся эта продукции представлена на прилавках города.
Если рассмотреть ценовой аспект, то можно заметить существенную разницу в отпускных ценах от каждого предприятия. Бывает, что цены на аналогичную продукцию разнятся вдвое, причем самая дешевая не обязательно производится в глубинке. А наиболее конкурентоспособной на сегодняшний день является продукция МП «Александровское» и ОАО "Молокозавод «Ханкайский».
На величину отпускных цен влияет, конечно, качество продукта, материал и размер упаковки, а также покупательская способность населения на рынке, имидж предприятия и т. д. Но немаловажным критерием в данном случае является наличие (или отсутствие) у предприятия собственной системы реализации продукции. Например, одни из самых недорогих производителей, «Ханкайская долина» и агрофирма «Дальнегорская», реализуют продукцию со склада непосредственно розничным производителям либо через собственную торговую сеть, избегая, таким образом, дополнительных наценок.
Словом, конкурентная ситуация на территории крупных городов весьма напряженная. Провинциалы серьезно теснят городских коллег, и те начинают сдаваться. В Находке, например, продолжается спад производства, который составил к концу 2009 года чуть более 40 % к уровню 2008 года. Во Владивостоке сегодня уже нет доминирования одной марки, как это было три года назад. Основная борьба за столичного потребителя протекает между Владивостокским, Находкинским, Уссурийским, Арсеньевским и Артемовским молококомбинатами. Подтягиваются и более отдаленные предприятия. И это лишь начало. Еще слабо, по оценкам экспертов, задействованы рекламные рычаги, непочатый край работы - над созданием местных торговых марок и их продвижением.
Для выяснения предпочтений жителей города Владивостока был проведен опрос среди 100 граждан (использовался метод сплошной выборки). Были заданы следующие вопросы:
7. Являетесь ли вы приверженцем какой-то одной марки, и если да, то какой?
8. Чего, по Вашему мнению, не хватает краевым производителям молока?
9. Почему, по Вашему мнению, молоко так дорого?
10. Какой новый вкус йогурта Вы бы хотели попробовать: Арония с экстрактом шиповника, Ромашка-Ваниль, Малина-Гранат-Овес, Инжир-Черный чай, Фрукты-Попкорн, Рис-Клубника-Свекла, Апельсин-Гречка, Огурец-Банан-Мед, Мандарин-Эвкалипт, Яблоко-Брокколи, Персик-Абрикос с льняной мукой, Лен, Лесная ягода-Ментол, Земляника-Ревень-Рожь, Малина-Томат, Черника-Свекла, Финиковый пудинг, Абрикос с ядрами подсолнечника.
Среди опрошенных 100 граждан, можно сказать, что молоко и молочные продукты обязательно присутствуют на столе у 78 % опрошенных. Разумеется, речь чаще идет о кисломолочных продуктах. Такие продукты как творог и сметана наиболее популярны в городе среди молочных продуктов. В целом развитие таких молочных продуктов как молоко и творог, обычно следует за тенденциями развития непосредственно самого рынка молока. Поэтому если отмечаются положительные тенденции в таких показателях как надои молока на одну корову в год и производство молока в крае, то и для рынков молочных продуктов характерен сегодня рост производства творога и молока и расширение ассортимента этих продуктов в розничной продаже.
Горожане предпочитают фруктовые вкусы йогуртов, говорят о том, что предпочтительнее наличие в них кусочков фруктов.
Что касается факторов, влияющих на выбор покупателя, то на первом месте оказались качество, на втором – цена, на третьем – упаковка. Горожане предпочитают продукцию местного производителя.
Проанализировав молочную продукцию, представленную на прилавках города, можно сказать, что ассортимент растет как в сторону появления новых разновидностей продукции, так и в сторону появления новых марок. Например, на потребительском рынке встречается следующая творожная продукция:
Не смотря на столь широкий ассортимент, наибольшим предпочтением пользуется у житель города Владивостока обычный творог и творожные массы. Изначально себестоимость различных глазированных сырков и десертных творожков выше, соответственно выше и розничная цена, поэтому эта продукция пользуется большим спросом в городе, так как у нас высок уровень дохода на душу населения.
В зависимости от вида продукции, его жирности, а также бренда и его позиционирования зависит конечная цена продукции.
Теперь, обратимся к данным ценового мониторинга рынка творожной продукции в городе.
За 2009 год, по данным Госкомстата, в среднем розничные цены на творог в городах России выросли на 3,3%. Наибольший рост розничных цен произошел во Владивостоке (26,8%) и Иваново (23,5%). Вообще достаточно высокий уровень цен на творог следует отметить в 2009 году во Владивостоке.
В январе 2009 года, розничные цены на 0,25 кг творога колебались в России от минимального значения 6 руб. (Калуга) до максимального - 13 руб. (Владивосток), среднее значение – 9,5 руб. Сегодня стоимость этого объема продукта во Владивостоке составляет 30 р.
Что касается сметаны, тот вариация цен на этот продукт зависит в основном от такого показателя, как жирность продукции, чаще всего встречается в продаже сметана жирностью 15-20%. Розничная цена на сметану жирностью 15-20% варьировалась в начале 2008 года от 27 руб. за кг (Владивосток) до 62 руб. (Пенза), при средней розничной цене 36,8 руб./кг. Сегодня средняя розничная цена на сметану составляет 25-30 р.
Остается надеяться, что с
Кисломолочные продукты, это отдельный сегмент рынка молочных продуктов в городе, и объемы его сегодня увеличиваются очень быстро. Ведь кисломолочные продукты становятся сегодня все более и более популярны среди потребителей, благодаря активной рекламы и популяризации здорового образа жизни, а соответственно, правильного и рационального питания.