Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ ассортимента и оценка качества кисломолочных товаров.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определить значение кисломолочных продуктов в жизнедеятельности человека;
2) рассмотреть технология производства кисломолочной продукции;
3) составить классификацию и рассмотреть ассортимент кисломолочных товаров;
4) изучить требования к качеству, упаковке и маркировке, пороки кисломолочных продуктов;
5) выбрать объекты для анализа ассортимента продукции и образцы для оценки качества;
6) провести товарную экспертизу при помощи образцов кисломолочной продукции;
7) сделать выводы о соответствии продукции установленным требованиям и рациональности ассортимента в выбранных объектах.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
1.1 Значение и роль кисломолочных продуктов в жизнедеятельности человека, технология производства 6
1.2 Классификация и ассортимент кисломолочных продуктов 10
1.3 Требования к качеству, упаковке и маркировке. Пороки кисломолочных продуктов 16
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА КИСЛОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 21
2.1 Общие данные об объектах анализа ассортимента кисломолочных продуктов 22
2.2 Расчет показателей ассортимента кисломолочной продукции в магазине продовольственных товаров «Околица» 25
РАЗДЕЛ 3 ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КИСЛОМОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ 31
3.1 Методы оценки качества кисломолочных товаров. Общие сведения об экспертизе качества 31
3.2 Анализ маркировки и упаковки 35
3.3 Оценка качества кисломолочных товаров 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
Согласно формуле (4):
1) Торговая марка «Латона»
Кг = 11/20 × 100% = 55%
2) Торговая марка «Тулома»
Кг = 0/2 × 100% = 0%
3) Торговая марка «Веселый молочник»
Кг = 2/5 × 100% = 40%
4) Торговая марка «Савушкин продукт»
Кг = 0/3 × 100% = 0%
5) Торговая марка «Простоквашино»
Кг = 0/2 × 100% = 0%
6) Торговая марка «Янино»
Кг = 6/6 × 100% = 100%
7) Торговая марка «Покровская»
Кг = 0/4 × 100% = 0%
8) Торговая марка «Большая кружка»
Кг = 0/1 × 100% = 0%
9) Торговая марка «Растишка»
Кг = 1/4 × 100% = 25%
10) Торговая марка «Fruttis»
Кг = 5/5 × 100% = 100%
11) Торговая марка «Нежный»
Кг = 2/3 × 100% = 66,67%
12) Торговая марка «Эрмигурт»
Кг = 0/2 × 100% = 0%
13) Торговая марка «Активиа»
Кг = 2/8 × 100% = 25%
14) Торговая марка «Даниссимо»
Кг = 2/6 × 100% = 33,33%
15) Торговая марка «Данон»
Кг = 1/2 × 100% = 50%
16) Торговая марка «Биобаланс»
Кг = 0/1 × 100% = 0%
17) Торговая марка «Чудо»
Кг = 0/4 × 100% = 0%
18) Торговая марка «Актимель»
Кг = 0/2 × 100% = 0%
19) Торговая марка «Винни-Пух»
Кг = 1/2 × 100% = 50%
20) Торговая марка «Творожный»
Кг = 1/1 × 100% = 100%
21) Торговая марка «Лесная сказка»
Кг = 0/1 × 100% = 0%
В качестве вывода необходимо отметить, что по большому количеству торговых марок Кг = 0, т.к. данные марки не представлены в анализируемом магазине. C другой стороны, представлены такие марки, которые не продаются в объекте, принятого за базу, но в намного меньшем количестве.
4. Новизна ассортимента — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления, т.е. количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кобн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (Кш) (формула (5)).
Кобн = Н/Кш (5);
За количество новых товаров возьмем наименования кисломолочных продуктов различных торговых марок, поступившие в продажу в течение двух последних месяцев.
Согласно формуле (5):
Магазин «Полюс» Кобн б = 7/76 = 0,0921
Магазин «Околица» Кобн д = 4/34 = 0,1176
Таким образом, можно рассчитать коэффициент новизны для магазина «Околица» по формуле (6):
Кн = Кобн д/Кобн б × 100% (6);
Согласно формуле (6):
Кн = 0,1176/0,0921 × 100% = 127,69%
Следовательно, коэффициент новизны ассортимента магазина, взятого за действительный объект анализа, превышает коэффициент новизны базового на 27,69%.
5. Устойчивость ассортимента — это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени. Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Определяется показатель отношением количества товаров, которые пользуются наиболее устойчивым спросом (У) к широте действительной.
Устойчивость ассортимента рассчитывается по формуле (7).
Куст = У/Шд × 100% (7);
Согласно формуле (7) определим коэффициент устойчивости ассортимента магазина «Околица»:
Куст = 11/34 × 100% = 32,35%
Судя по результатам, можно сказать, что кисломолочные товары пользуются достаточно устойчивым спросом у покупателей данного магазина.
Расчеты показывают, что ассортимент кисломолочных товаров в магазине «Околица» представлен не полно.
В магазинах типа «у дома» существует проблема с тем, что по многим группам товаров представлен не столь широкий ассортимент. Это происходит в связи с тем, что владельцы и руководители таких предприятий стремятся охватить как можно больше товарных групп потребительских товаров, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов именно в этом направлении. И, к сожалению, в этом случае они забывают о потребности покупателя в широком и глубоком ассортименте конкретных товарных категорий.
Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
Экспертная оценка – совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации24.
К существующим методам оценки качества кисломолочной продукции относится определение органолептических показателей, определение кислотности, определение физико-химических показателей, а также такие методы, как изучение необходимой литературы, нормативных документов, анализ маркировки и упаковки.
Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.
Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.
Разновидностью
Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.
Определение кислотности происходит следующим образом: пипеткой отмеряют 10 мл кисломолочного продукта в коническую колбу, смывают остатки со стенок колбы 20 мл дистиллированной водой. Содержание колбы тщательно перемешивают, добавляют 2- 3 капли 1% спиртового раствора фенолфталеина и титруют 0,1 раствором щелочи до слабо-розового окрашивания, не исчезающего в течение 1 мин. Количество щёлочи пошедшие на титрование и умножают на 10.
Физико-химические показатели определяются следующим образом: в молочный жиромер наливают 10 мл H2SO4 плотностью 1, 81 – 1, 82, затем 5 мл кисломолочного продукта, остатки его осторожно смывают 6 мл дистиллированной водой. В жиромер добавляют 1 мл изоамилого спирта закрывают пробкой. Обертывают салфеткой во избежание ожогов и содержимое перемешивают до однородного бурого цвета.
Жиромер пробкой вниз ставят в водяную баню при t 65° С на 5 мин. Вода должна покрывать содержимое в жиромерах. Жиромер ставят в центрифугу и центрифугируем в течение 45 мин. Жиромер вторично помещают в водяную баню t 65°С пробкой вниз на 5 мин. Жиромер вынуть из водяной бани, установить показатель с помощью пробки на ближайшее целое деление шкалы и сделать отсчет содержания жира в % по нижнему краю мениска.
Для вычисления % жира показатель жиромера умножают на 2, 5 – коэффициент, получаемый от деления 11 мл на 5. Это означает, что продукта взяли в 2,15 раз меньше.
Для определения соответствия
качества кисломолочных товаров установл
Этапы товарной экспертизы:
Целью данной экспертизы является проведение оценок основополагающих характеристик кисломолочных товаров, установление соответствия требованиям.
Основные задачи товароведческого анализа следующие:
Необходимо также выделить объекты товарной экспертизы26:
В качестве объекта такого, как потребительский товар, был выбран кисломолочный продукт ряженка – кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания топленого молока с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков с добавлением болгарской молочнокислой палочки или без ее добавления27.
К документам, необходимым для установления соответствия относятся следующие:
Далее будет представлена информация о проведении экспертизы ряженки органолептическим методом. Провести исследование физико-химических показателей в домашних условиях невозможно, так как необходимо наличие специального лабораторного оборудования.
Для проведения экспертизы были отобраны 4 образца ряженки.
Образец №1. 2,5% ряженка торговой марки «Латона», изготовитель: OOO «Молочный завод» г. Североморск.
Образец №2. 2,5% ряженка торговой марки «Веселый молочник», изготовитель: OАO «Вимм-Билль-Данн» г. Санкт-Петербург.
Образец №3. 4% ряженка торговой марки «Большая кружка», изготовитель: OОO «Галактика» г. Гатчина.
Образец №4. 2,5% ряженка торговой марки «Буренка апатитская», изготовитель: OАO «Апатитский молочный комбинат» г. Апатиты.
Продукт в зависимости от молочного сырья подразделяется на28:
Информация о работе Анализ ассортимента и оценка качества кисломолочных товаров