Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:27, реферат
Земская реформа 1864 г. привела к рождению земской медицины, получившей
весьма широкое распространение в 34 из 97 губерний и областей России.
Становление земской медицины было обусловлено законодательным актом
самодержавно-помещичьей России. По определению В. И. Ленина, «земство —
кусочек конституции... посредством которого русское общество отманивали от
конституции. Это была очень малая уступка самодержавия растущему
демократизму, благодаря которой ему удалось сохранить свои главные позиции».
губерния) разработали и опубликовали программы санитарных исследований я
гигиенической деятельности врачей.
Первым земским санитарным врачом в России явился И. И. Моллесон. Прибыв в
1871 г. в Пермь
для лечебной работы в
он предложил провести санитарное обследование губернии. Министерство далеко
не сразу разрешило ввести новую, до того не существовавшую должность
санитарного врача в земстве. Однако первый земский санитарный врач пробыл на
этой работе в Перми всего 1 год 7 дней: в результате конфликта с
председателем земской управы И. И. Моллесон вынужден был оставить работу.
Лишь позднее в земствах вновь появились санитарные врачи. И. И. Моллесон в
дальнейшем работал в Тамбовскою Калужском и других земствах.
Немного позднее оформилось санитарное дело в Московской губернии, но зато оно
укоренилось здесь более прочно и получило наибольшее развитие. Развитие
санитарного дела, как и медицины в целом, в Московской губернии тесно связано
с именем Е. А. Осипова, руководившего Московской земской медицинской
организацией в течение 22 лет. Разработанный им в 1874—1875 гг. план исходил
из тесного сочетания лечебной помощи и правильной ее регистрации; последняя и
должна была явиться основой последующего углубленного изучения заболеваемости
населения и ее изменений. Е.А. Осипов и другие организаторы земской медицины
мыслили санитарное направление не в отрыве от лечебного дела, а в
непосредственной связи с ним. Предпосылкой развития и закрепления санитарного
дела они считали создание лечебной сети и правильное ее функционирование:
разделение каждого уезда на врачебные участки радиусом 15—17 верст, создание
на каждом участке благоустроенной лечебницы на 5—15 коек, в том числе для
рожениц. Примером этого и явилась в первую очередь земская медицина
Московской губернии.
В ближайшей связи с земской санитарной организацией Московской губернии
находилась санитарная организация Петербургского ведомства. Руководителем ее
с 1884 г. в течение 30 лет был И. А. Дмитриев.
В Херсонском земстве с 1886 г. работало 7 санитарных врачей — один губернский
и 6 по уездам. В числе тих в разные годы были видные санитарные врачи М.С.
Уваров, Н. И, Тезяков, П. Ф. Кудрявцев и др. В Курской губернии земским
медико-санитарным делом в течение многих лет руководил В.И. Долженков,
санитарные исследования проводил А.И. Acceeв.
В различных земствах санитарное дело было организовано по-разному. Были
земства, где санитарная организация фактически отсутствовала или создавалась
временно в связи с эпидемиями. В некоторых земствах санитарное дело было
представлено только в губернском центре, но совершенно не было представлено в
уездах. В наиболее полном виде земская санитарная организация включала
следующие звенья: а) губернский санитарный совет — коллегиальный орган из
земских гласных и врачей; б) губернское санитарное бюро—исполнительный орган
совета, являвшийся санитарным отделом губернской земской управы, во главе с
врачом; в) санитарные врачи — по одному на уезд (они именовались губернскими,
так как подчинялись губернскому санитарному бюро и большей частью находились
не на уездном, а на губернском земском бюджете); г) врач-статистик при
губернском санитарном бюро; врач, руководивший оспопрививанием, и иногда
несколько эпидемиологов; Д) уездные санитарные советы, по составу аналогичные
губернским; е) участковые санитарные советы при врачебных участках
(фактически они были развиты слабо вследствие административных затруднений и
недостатков в людях на местах); ж) санитарные попечительств; имевшие
назначением привлечение общественной самодеятельности, также встречавшие
большие затруднения в своей работе.
В такой форме санитарные организации существовали в Московском, Херсонском и
Петербургском земствах Несколько менее развиты они были в Екатеринославской,
Харьковской, Пермской, Саратовской, Нижегородской, Воронежской губерниях.
Санитарные организации создавались медленно, с большими препятствиями, а в
некоторых губерниях оставались значительно суженными до самого конца
существования земства.
Как правило, санитарно-профилактическая работа вызывала наибольшую
подозрительность и встречала препятствия со стороны властей. В период реакции
после первой русской революции ряд земств отчасти по требованию губернаторов,
отчасти по собственной инициативе ликвидировал свои санитарные организации и
уволил санитарных врачей. Предлогом послужило то, что большая часть
санитарных врачей была так или иначе связана с общественными выступлениями в
период революции, а выводы из санитарных исследований, проводившихся
этими врачами, неизменно носили «неблагонадежный» характер. Лишь позднее
угроза эпидемий заставила вновь восстановить ряд санитарных организаций.
К 1913г. но материалам
Всероссийской гигиенической
Г. Френкель), в России было всего около 250 земских санитарных врачей.
Характер санитарной деятельности в земствах существенно отличался от
положения за рубежом. Там санитарные органы были непосредственно связаны с
органами государства, с полицейской и судебной медициной, с одной стороны, и
с лабораториями (гигиеническими, химико-бактериологическими) — с другой.
Земские санитарные учреждения в России являлись в первую очередь
общественными органами, противостоявшими бюрократическим; санитарные врачи
были общественными деятелями. Большинство их не только не пользовалось
поддержкой и помощью правительства, но было на положении подозрительных и
«неблагонадежных». Что касается лабораторий, то в системе земской санитарной
организации они играли ничтожную роль, а на протяжении длительного периода
существования земских учреждений и вовсе отсутствовали. Сначала санитарный
врач в земстве, как правило, выделялся из участковых врачей. Он брал на себя
(часто по собственной инициативе) в дополнение к основным лечебным еще ряд
организационных функций. Сюда входило: 1) составление к очередным земским
собраниям отчетов о состоянии медицинского дела в уезде и сто ближайших
задачах или подготовка материалов для этих отчетов; 2) медико-статистическая
обработка данных о заболеваемости в уезде и обращении населения за
медицинской помощью; 3) разработка вопросов о строительстве новых лечебных
учреждений, оборудовании их и т. п. Одновременно с этим перед земствами
весьма часто вставали вопросы борьбы с эпидемиями. Необходимо было собирать и
обрабатывать сведения о движении эпидемий, заболеваемости инфекционными
болезнями, строительстве заразных бараков.
Этими двумя областями (общие организационные и эпидемиологические вопросы) и
определялось по преимуществу содержание деятельности будущих санитарных
врачей. Такая зачаточная санитарная деятельность являлась скорее
вспомогательной в отношении лечебной, чем в прямом смысле слова санитарной.
Первые санитарные врачи в земстве явились прежде всего организаторами
земского медицинского дела. Такое положение в значительной степени
сохранилось и позднее, когда уже возникли санитарные советы (или комиссии),
санитарные бюро и другие санитарные органы. В 1910 г. Д. Н. Жбанков, подводя
итоги развития земских санитарных организаций, дал сводку программ или
инструкций, по которым строилась деятельность санитарных бюро в разных
губерниях. Он определял задачи санитарных органов следующим образом: 1)
санитарное бюро при губернской управе есть исполнительный орган по всем (!)
врачебно-санитарным делам, входящим в круг ведения губернского земства; 2)
санитарное бюро составляет все обзоры и доклады по врачебно-санитарной части
в губернии; 3) санитарное бюро организует съезды врачей... и т. п. Совершенно
очевидно, что все эти функции были не специально санитарными, а обще-
медицинскими и организационными. Даже в тех случаях, когда речь шла о
собственно санитарных задачах, отношение к ним санитарного бюро выражалось в
формах прямого руководства и ответственности, а как «участие» в них. В то же
время в отношении работы межуездных участков, носившей чисто лечебный
характер, роль бюро определялась как «заведование межуездными участками» и т.
п.
Выполняя общеорганизационные функции, в значительной мере по вопросам
лечебного дела, земские санитарные врачи не имели возможности приобрести
квалификацию подлинно санитарных врачей. В земских медицинских организациях
гигиенических и бактериологических лабораторий или совсем не было, или они
имелись в совершенно недостаточном количестве и были неудовлетворительно
оборудованы.
В связи с этим к концу существования земства в санитарной организации возник
«спор пера и пробирки»: должен ли земский, а равно и городской санитарный
врач оставаться по преимуществу организатором-общественником, владея из
области собственно санитарной деятельности только санитарной статистикой; или
же для него
в связи с изменившимися
новыми знаниями в области гигиенической науки и бактериологии, овладеть
лабораторными навыками?
Особый характер этот спор принял в области борьбы с эпидемиями. Быстрые
успехи микробиологии (в XIX веке ее чаще именовали бактериологией),
следовавшие одно за другим открытия новых возбудителей инфекционных болезней
и предохранительных прививок против них привели, как нередко бывало в истории
медицины, к одностороннему преувеличению одних методов и игнорированию
других. Прививки стали рассматриваться многими как единственное средство
против всех инфекционных болезней. Характерным примером являлся туберкулин,
предложенный Робертом Кохом как верное средство ликвидации туберкулеза. Это