Здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Содержание

Введение 3 - 4
1. Реформы здравоохранения 5 - 8
2. В реформах - наше будущее 9 - 12
3. Здоровье - наше здоровье
Национальная стратегия в области охраны здоровья 13
3.2 Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения 14 – 15
3.3 Другие принципиальные проблемы реформ здравоохранения….15
Основные направления государственной политики в области охраны здоровья..16
Заключение 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Здравоохранение.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     3. Далее, необходимо создание концепции  реформирования здравоохранения,  основанной на приоритетных проблемах.  Без этого дальше никуда не  двинуться, потому что территории  должны четко знать, что нужно  развивать в первую очередь,  что во вторую очередь, на  каких направлениях нужно сконцентрировать те минимальные ресурсы, которые есть в территориях. Концепция - это идея, это замысел. Сегодня нам никто еще не сказал, какую экономическую и социальную систему мы создаем в стране. Конечно, можно сказать, раз мы не знаем, что создаем в стране, давайте подождем и с концепцией здравоохранения. Такую позицию понять можно, но оправдать нельзя. Как только мы нарисуем себе ту систему в виде концепции, к которой мы должны стремиться, будет четко видно, в том ли мы идем направлении, или не в том. Каждый шаг можно выверить, каждый приказ можно проверить. Это очень важно - провести сейчас такую работу.

     4. Необходимо очень четко работать  по федеральным и отраслевым  программам. Как можно объединить  усилия территорий и регионов? Во-первых, Министерство здравоохранения все-таки должно иметь для этого деньги. Управление не бывает безфинансовое. Фонд имеет деньги на выравнивание территорий, Минздрав этих средств не имеет. Надо, чтобы Минздрав имел хотя бы небольшие средства, с одной стороны, для выравнивания бюджета по территориям, а с другой стороны, для того, чтобы можно было реализовать отраслевые программы.

     5. Нужна разработка взаимосвязанных  правовых актов с выделением  первоочередных из них. Возникли  вопросы, как нам быть со  статьей Конституции о бесплатной медицинской помощи. Кстати говоря, некоторые страны СНГ отказались от этой статьи. C одной стороны, это правильно, потому что помощь у нас никогда не была бесплатной. Мы все равно платили за нее из налогов. Если мы настаиваем на бесплатности медицины, то должны поставить вопрос прямо: почему наше Правительство уходит от ответов? Три года не пересматривается и не утверждается Базовая программа обязательного медицинского страхования. Получается следующее: мы продекларировали помощь по всему объему Базовой программы, а на самом деле можем финансово обеспечить эту программу только на 40%, и, как итог, - она не реализуется и не выполняется. Растут платные услуги. Оттого что нет единой политики, возникает масса противоречий и на местах. Нужно пересмотреть это вопрос.

     6. Необходимо проводить единую информационную политику. Все мы работаем по разным программам, по разным системам. Нужно по максимуму сохранить нашу систему статистики, но наполнив ее другим содержанием. Дело в том, что мы создали уникальную систему статистики в нашей стране. Больше ни в одной стране мира такой нет. Это удивительная, централизованная система, но качество и содержание не всегда соответствует международным стандартам. Например, согласно международному определению понятия "врач", в России обеспеченность составляет не 43 врача на 10000 населения, как это зафиксировано в статистике, а всего 28 врачей, что вполне сопоставимо с зарубежными странами. Необходимо лучше, полнее, правильнее использовать доступную информацию.

     7. Далее, нужно обязательно осуществлять  единую политику в области международного сотрудничества. Имеется около 50 международных организаций, которые работают напрямую с территориями. А что это значит? Они ведь учат наши регионы своим системам и принципам здравоохранения. И, в конечном итоге, мы можем получить 50 систем здравоохранения. Если мы хотим этого, тогда мы на правильном пути. На мой взгляд, Минздрав здесь должен сыграть свою головную координирующую роль, то есть должна быть ясная политика в области международного сотрудничества. Вообще, должна быть координация работ по всем аспектам реформ здравоохранения, проводимых в регионах. Мы обмениваемся опытом, только когда вот так собираемся. Но это же неправильно. Нужна регулярно налаженная система информации о том, где есть что-то новое, интересное, прогрессивное.

     8. Нужно обязательно координировать  усилия в области реализации  принятых законов. Не получили, к сожалению, своего развития "Основы законодательства об  охране здоровья граждан". А  ведь каждая статья Основ законодательства  должна была вырасти в закон прямого действия. Мы предложили перечень законов, которые необходимо принять в первую очередь.

     К чему нас призывает сегодня Всемирная  организация здравоохранения? Она  призывает сохранить общественный характер здравоохранения. Это основа всей системы здравоохранения, и мы не должны ее разрушать. Конечно, должны создаваться и частные, дополнительные учреждения. Пожалуйста, берите кредит в банке, стройте свои больницы, создавайте альтернативную систему, но это не должно носить массовый характер. Основу должна составлять государственная система. При этом государственный бюджет на здравоохранение должен составлять не менее 60%, около 30% - средства обязательного медицинского страхования и не более 10% - платные услуги. Только тогда это будет нормально функционирующий, живой организм. Говорить о том, что платных услуг не должно быть, - значит закрывать глаза на объективную реальность. Они существуют, нужно просто упорядочить этот процесс. Мы уже лишились всей службы медицинской информации в стране. Кафедры не знают, чему учить, нет единой государственной системы научно-медицинской информации в здравоохранении. Обзоры рухнули, новости медицины рухнули, экспресс-информация рухнула, МРЖ рухнула. Это итог бездумной приватизации. Нас спрашивают: если мы приватизируем лечебные учреждения, разве они не будут заниматься тем же самым? Не будут. Потому что другие виды деятельности будут гораздо выгоднее. Основа приватизации - это получение прибыли. И если кому-то выгодно, то он откроет там казино, а не больницу. И такого рода примеры известны.

     Все реформы должны подвергаться одному критерию: хорошо или плохо больному и хорошо или плохо врачу. Мы всегда идем от системы, а это неправильно. Наконец-то мы должны развернуть всю  систему здравоохранения к пациенту. У нас пациент никогда по-настоящему не был в центре внимания системы. Хорошо для пациента, - значит, будет хорошая реформа, плохо для пациента - такая реформа не должна иметь место.

     И последнее, несколько слов об обязательном медицинском страховании. Многие медицинские страховые организации и компании свою главную роль пока не выполнили. Они создавались в том числе для двух целей: для защиты прав пациента и для обеспечения качества медицинской помощи. Но права пациента еще не всегда соблюдаются, а качество медицинской помощи пока не улучшается. Необходимо стремиться к удешевлению и упрощению всей системы ОМС, которая, по - мнению экспертов ВОЗ, сложна и неэффективна. Эта проблема есть, и ее надо решать. 
 
 
 

     3. Здоровье - наше здоровье.

     3.1 Национальная стратегия в области охраны здоровья.  

     К сожалению, Россия входит в то небольшое  число стран, которые до сих пор  не располагают национальной стратегией в области охраны здоровья своих  граждан. Это связано с тем, что  и поныне здоровье нации является не одним из важнейших параметров социального благополучия, а лишь ведомственным критерием. Сегодняшняя медико-демографическая ситуация - результат не только условий, сложившихся в последние годы, но и накопленных негативных тенденций в прошлые десятилетия.

     Однако  и сейчас не для всех очевидна истина: не будет здоровья - не будет экономики. А если сейчас не принять экстренные меры по сохранению здоровья и спасению жизни людей, то вскоре некому будет восстанавливать разрушенную экономику.

     В сложившейся обстановке представляется наиболее перспективным и рациональным принятие Европейской стратегии здоровья3. Реализация этой стратегии может осуществляться у нас через:

    • национальную программу "Здоровье для всех";
    • национальную программу "Здоровые города";
    • создание государственного полномочного органа, ответственного за здоровье и объединяющего для этого все силы;
    • создание Национального института здоровья России с задачами научного обоснования политики в области здравоохранения;
    • разработку единой информационной системы с объединением усилий всех ведомств, располагающих информацией о различных аспектах здоровья населения, а также создание системы мониторинга здоровья для всех регионов России.

     Именно  такой подход позволит со временем сместить акценты с лечения больных  на профилактику заболеваний и укрепление здоровья.  

    1.   Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения.
 

     Установление  научно обоснованных приоритетов является лучшим способом рационального использования  всех видов ресурсов. Надо учесть, что  это - динамичный процесс, так как со временем приоритеты могут меняться. Это зависит также от целей - долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных - для страны, регионов и самой системы здравоохранения4.

     Исследования  помогли выделить приоритетные проблемы развития здравоохранения на ближайшее десятилетия. К их числу отнесены:

    • формирование организационной структуры первичной медико-социальной помощи на принципе врача общей практики (семейного врача);
    • реорганизация скорой медицинской помощи;
    • реорганизация службы интенсивной терапии и реанимации путем повышения оперативной доступности к ней;
    • формирование этапной стационарной медицинской помощи по принципу больниц с различной интенсивностью лечебно-диагностического процесса;
    • совершенствование реабилитационной помощи, создание домов сестринского ухода;
    • внедрение системы оценки, контроля и обеспечения качества медицинской помощи.

     Для достижения всех вышеперечисленных  целей необходимо осуществить:

      • формирование соответствующей законодательной базы;
      • совершенствование подготовки медицинских кадров, системы научно-исследовательской деятельности и системы материально-технического и лекарственного обеспечения;
      • разработку адекватного информационного обеспечения;
      • создание мониторинга за ходом реформ, внедрение системы обязательного медицинского страхования по всей стране.

     По  каждому из отмеченных приоритетных направлений должны быть созданы  и реализованы социальные федеральные  программы.  

    1.   Другие принципиальные проблемы реформ здравоохранения.
 

     Кроме указанных приоритетных направлений, большое значение в настоящее время и на перспективу имеют два важных вопроса:

      1. соотношение централизации и децентрализации в управлении здравоохранением;
      2. соотношение различных форм собственности в здравоохранении.

     Основные  точки зрения по первому вопросу сводятся к тому, что роль Минздрава России в проведении реформ на территориях должна усиливаться. А это значит: формирование долго- и среднесрочной политики и стратегии деятельности здравоохранения; реализация тактических задач в виде отраслевых программ; координация проводимых в регионах реформ; проведение единой кадровой политики; централизованные приобретения медикаментов; организация ликвидаций медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.

     По  второму вопросу следующие мысли. В настоящее время в мире сложились три основные модели здравоохранения: преимущественно государственное с элементами частной практики, преимущественно страховая медицина и смешанная модель. В современных условиях в качестве наиболее оптимального соотношения ВОЗ рекомендует такую пропорцию: госбюджет - 60%, медицинское страхование - 30%, платные услуги - 10%5. К сожалению, Россия, по данным Всемирного Банка, расходует на здравоохранение намного меньше, чем это не только необходимо, но и возможно. Конечно, есть трудности объективного порядка. Так, идея становления частной медицины упирается в низкий уровень жизни населения, в неплатежеспособность пациентов.  

  1. Основные  направления государственной  политики в области  охраны здоровья.

 

     Отмеченные  направления можно представить  в виде векторов реформ здравоохранения, т.е. путей перехода от сложившейся к перспективной модели. К их числу относятся:

    • от стационарной помощи к амбулаторной;
    • от специализированной помощи к общей;
    • от объема медуслуг к их качеству;
    • от роста числа врачей к качеству их работы;
    • от жестко централизованной системы управления к разграничению полномочий центра и регионов;
    • от лечения заболеваний к их профилактике;
    • от бесправности пациентов к их правам и обязанностям.

     Для реализации отмеченных направлений  необходима соответствующая законодательная база, которую также еще предстоит создать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Здравоохранение