Здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

Содержание

Введение 3 - 4
1. Реформы здравоохранения 5 - 8
2. В реформах - наше будущее 9 - 12
3. Здоровье - наше здоровье
Национальная стратегия в области охраны здоровья 13
3.2 Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения 14 – 15
3.3 Другие принципиальные проблемы реформ здравоохранения….15
Основные направления государственной политики в области охраны здоровья..16
Заключение 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Здравоохранение.doc

— 122.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Введение 3 - 4

1. Реформы здравоохранения 5 - 8

2. В реформах - наше будущее 9 - 12

3. Здоровье - наше здоровье 

    1.    Национальная стратегия в области охраны здоровья 13

      3.2   Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения 14 – 15

      3.3   Другие принципиальные проблемы реформ здравоохранения….15

  1. Основные направления государственной политики в области охраны здоровья..16

Заключение 17

Литература 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

      Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

      Приоритетным  структурным элементом системы  здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

      Главное направление в развитии и совершенствовании  здравоохранения на современном этапе - охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико - социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

      Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

      К числу важнейших теоретических  проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

      Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние  здравоохранения в стране:

      1) показатели, относящиеся к политике  в области здравоохранения; 

      2) социальные и экономические показатели;

      3) показатели обеспеченности медико-социальной  помощью; 

      4) показатели состояния здоровья  населения. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Реформы здравоохранения. Как это понимать? 

     Нам выпало жить в эпоху перемен в  социальном, политическом, экономическом устройстве в обществе, в стране, в мире. Хотим мы этого или нет, проклятье это или везенье, но, если уж перемен не избежать, хотелось бы, по крайней мере, проводить их разумно.

     Во  многих странах население неудовлетворенно своим здравоохранением. И, что естественно, в этих странах делаются попытки свою медицину реформировать. Что при этом примечательно - тратит ли страна на здравоохранение 14% валового национального продукта или менее 1%, проблемы их схожи - как использовать имеющиеся средства наиболее эффективно1.

     Что же касается непосредственно реформ, то тут можно выделить два направления: первое - от свободы рынка медицинских  услуг к большей плановости и  нормируемости; второе, характерное  для пост - социалистических стран - от планово-командной централизованной системы к внедрению элементов рыночного регулирования.

     Россия, конечно, и тут идет своим "особым" путем. Но мировой опыт - положительный  или отрицательный - надо, как минимум, знать или, как максимум, использовать.

     В рамках разрабатываемой концепции реформы здравоохранения не лишним будет определиться, что целью и критерием управления системой здравоохранения должно быть качество медицинской помощи. Прежде чем отстаивать это предложение, хотелось бы договориться об определениях предмета обсуждения, учитывая представления наших и зарубежных специалистов общественного здравоохранения.

     Медицинская помощь оказана качественно, если она  соответствовала ожиданиям потребителя (внутреннего и внешнего), и ее результатом стало ожидаемое изменение состояния здоровья. Внутренний потребитель - это медработник, внешний - пациент.

     Это определение качества позволяет  правильно подойти к его оценке: качество соответствует своей стоимости. То бишь, господа, пропорционально финансовым и материальным ресурсам, выделяемым на здравоохранение, будет качество последнего. При этом проблема управления качеством превращается в проблему управления имеющимися ресурсами для улучшения состояния здоровья пациента или нации, если рассматривать проблему глобально.

     "Управление  качеством медицинской помощи" - понятие многогранное. Врачи, пациенты, администрация ЛПУ, комитеты здравоохранения  территорий, территориальные фонды  ОМС, финансисты, экономисты подразумевают  под управлением качеством совершенно  различные вещи - контроль качества, обеспечение качества, управление ресурсами, управление финансами и т.д. В этом есть рациональное зерно, т.к. действительно управление качеством - достаточно широкое понятие и касается всех перечисленных аспектов:

    • управление качеством включает оценку качества, обеспечение качества и контроль качества, основанные на сравнении со стандартами;
    • управление качеством возможно на различных уровнях - ЛПУ, районном, городском, территориальном, ведомственном, вневедомственном и т.д.
    • управление качеством тесно связано с эффектностью (делай то, что ты делаешь правильно) и эффективностью (делай то, что дает лучший результат);
    • управление качеством осуществляется через управление ресурсами, если иметь в виду, кроме распределения ресурсов, включая финансовые, еще и управление мотивацией и деятельностью медперсонала, т.к. это своя область знания и технологии - непрерывное управление качеством медицинской помощи в ЛПУ, когда коллектив рассматривается как единая группа, экономически заинтересованная в предоставлении качественной помощи. Классический подход, предложенный непререкаемым авторитетом в области реформирования медицины, американцем Донабедяном, предполагает для целей управления выделить в медицинской помощи три составляющие: структуру или ресурсы, процесс или технологию помощи и исход или результат.

     Структура (ресурсы) - относительно стабильные составляющие (ЛПУ с персоналом и оборудованием, источники финансирования). Для обеспечения  качества ресурсы должны соответствовать  установленным стандартам.

     Собственно  оказание медицинской помощи пациенту называют процессом или технологией. Качество процесса устанавливается  на основе того, что должно быть выполнено. А что касается межличностных  отношений, то тут для врача действует  правило: "Поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой"2.

     Исходы  или результаты - изменение текущего и будущего состояния здоровья пациента по сравнению с предыдущим. Здесь  необходимо учитывать также социальные и психические атрибуты здоровья.

     Управление  качеством базируется прежде всего на оценке показателей результатов. Если они вышли за диапазон стандартов результатов, только тогда нужно разбираться, почему это произошло - сначала анализировать соблюдение стандартов технологии, а потом, при необходимости, соблюдение стандартов ресурсов.

     Реформа здравоохранения в области управления качеством должна позволить проводить  оценку медицинской помощи на основе ее промежуточных и конечных результатов, и оплачивать медицинскую помощь за ее качество в соответствии с  этой оценкой. Если результат станет главным критерием оценки качества, то для всей системы и для каждого врача главной целью деятельности становится не объем услуг, не строгое соблюдение стандартов процесса, а положительные изменения состояния здоровья пациента.

     Для всех составляющих устанавливаются стандарты, так как оценку и контроль возможно проводить только путем сравнения со стандартом. К настоящему моменту мы имеем необходимую законодательную базу, структуру, людские и материальные ресурсы, чтобы разработать на федеральном уровне необходимые стандарты.

     Представляем  концептуальное предложение: клинические  институты должны разработать стандарты  медицинской помощи на основе общепринятого  в мире метода "доказательства практикой  результативности и эффективности  предлагаемых наукой технологий" - "дословно", "медицины, основанной на доказательствах". Эти институты должны иметь данные клинической эпидемиологии, российскую и зарубежную информацию о новейших технологиях и об их эффективности в условиях нашей страны. Разработанный таким образом стандарт будет реально достижимым для России.

     Как обязательная часть этого стандарта  должно быть определение учреждений, оказывающих помощь при данном заболевании (состоянии) в соответствии с лицензированными видами помощи в ЛПУ различных уровней, а значит, имеющих соответствующее оснащение и кадры.

     Также частью стандарта технологии должны быть стандарты на результаты, промежуточные  и конечные.

     Федеральные стандарты технологии помощи при  различных нозологиях, разрабатываемые  в различных учреждениях, должны иметь одну и ту же структуру, утвержденную Минздравом.

     Стандарты технологии должны включать обеспечение  адекватности, преемственности, приближенности, своевременности, этапности и эффективности, а стандарты результатов - показатели результатов медицинской помощи всей совокупности обслуживаемого населения.

     С предложенными определениями и  положениями можно или соглашаться  или нет, но только после их освещения  мы можем в следующем материале  затронуть вопросы практики, вытекающие из представленной теории. 
 
 
 
 
 
 

     2. В реформах - наше будущее 

     Еще совсем недавно мы имели очень  сильных руководителей здравоохранения  в регионах и ослабевший Минздрав, который находился с ними в  конфронтации. Впрочем, не только с  ними, но и с фондами, и с другими  организациями. Этот период, наконец, закончился.

       Сложилась принципиально новая  ситуация: с одной стороны, - сильное  Министерство здравоохранения, с  другой стороны, - сильные регионы.  Есть, что называется, предмет для  обсуждения.

     Минздрав, на мой взгляд, должен определять политику и стратегию развития отрасли, и это убедительно было заявлено в докладе Министра. Это должно сводиться к следующим проблемам:

     1. Обязательно в законодательном  порядке должны быть установлены  национальные приоритеты. Поскольку  это задача Госдумы, то при ней необходимо создать специальные группы экспертов, которые бы этим занимались.

     2. Сейчас у нас накоплены колоссальнейшие  проблемы в области здоровья  населения. Для их успешного  решения необходимо объединение  усилий различных министерств и ведомств. Силами одного Минздрава эти проблемы не решить. Хотя темпы ухудшения показателей здоровья замедлились и намечается вроде бы положительная тенденция, но еще неизвестно, сколько это продлится.

     Что необходимо сделать, прежде всего? Нужна  разработка федеральной программы "Здоровье для всех граждан России". К сожалению, одна из немногих стран Европейского региона, которая не имеет такой программы, - это наша страна. Во многих странах мира такие программы есть уже, и даже для отдельных провинций.

Информация о работе Здравоохранение