Закаливание

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.

Работа содержит 1 файл

Закаливание.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

                                             Введение. 

     Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически  предопределенных механизмов защиты и  приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.

     Закаливание - это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе - дома, в детском саду, в школе. 

                                  Принципы закаливания. 

     Принцип первый — регулярность. Лучше всего  ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

     Принцип второй — постепенность. Постепенное  увеличение нагрузки, поэтапный переход  к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

     Принцип третий — интенсивность. Сила воздействия  должна быть выше привычных температурных  норм постоянной среды обитания. Чем  интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

     Принцип четвертый — сочетаемость общих  и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма — при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

     Принцип пятый — не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

     Принцип шестой — многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

     Принцип седьмой — комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание  водой. Это и прогулки, и бег, и  сон на свежем воздухе, и баня.

     Наконец, принцип восьмой — закаливание  должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья. 

                  Методы закаливания (основные и нетрадиционные).

 
Закаливание воздухом: 
              Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки. 
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести. 
               Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

               Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм за счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

                Воздушные процедуры прогулки, спортивные занятия проводятся в любое время года независимо от погоды. Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом –игрой в мяч и другими подвижными играми.

Закаливание солнцем.

Солнечные ванны. 
                Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18?. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа).

Закаливание водой.

                Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.  
                 Обливание – следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30?С, в дальнейшем снижая ее до + 15?С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.   
                  Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32?С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела.

                  Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28С, а затем снижая ее до 12-15С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10?С.

                    В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30-40 сек. (для длительно занимающихся – 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

Закаливание в парной.  
                  Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.
 

    Одним из наиболее перспективных простых и общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек.

    Энергичная утренняя работа зубной щеткой способна дать хорошую «зарядку» всему организму (на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов – сердца, верхних дыхательных путей, легких, желудка, кишечника, печени и почек). Чистку зубов полезно сочетать с пальцевым массажем десен.

    Очень эффективен массаж Уманской А.А. (массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливание организма): массаж ушных раковин, мочек ушей, козелка.

     Повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены (китайский лимонник, корень левзеи и родиолы розовой, аралия манчьжурская, элеутерококк, заманиха).

     Повышают  устойчивость организма к охлаждению  и все растения – накопители  витамина С, или аскорбиновой  кислоты (черная смородина). Продукт  повышенной биологической ценности - проросшие зерна злаковых культур.  

Организация закаливания в дошкольном учреждении.  

     Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии  здоровья детей.

     Воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.

     Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии  медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

     Проводится  закаливание на хорошем эмоциональном  фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается закаливанием, верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же, родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким. 

Мероприятия по закаливанию, проводимые в дошкольном  учреждении.

  

Здоровье –  одно из важнейших условий полноценного физического и психического развития. Одной из задач физического воспитания является укрепление здоровья.

   

    Утренний прием детей и проведение утренней гимнастики на воздухе дает наибольший оздоровительный эффект (даже в зимнее время, если температура воздуха очень низкая, ниже -15 для младшей группы и ниже -20 для старшей, гимнастику проводят в закрытом помещении).

   Давно замечено, что дети много двигающиеся хорошо развиты физически и менее восприимчивы к болезням.

   Для закаливания детей проводят прогулки- походы (одно из средств – бег).

   Езда на велосипеде – следующий вид оздоровительных упражнений, которые могут и должны использовать дети дошкольного возраста.

    Оздоровительные упражнения - спортивные игры(баскетбол, ручной мяч, футбол, теннис, бадминтон и другие).

    К эффективным оздоровительным упражнением относится обыкновенная, но быстрая, достаточно длительная ходьба. Не только малыши, но и многие старшие дошкольники нуждаются в специальных упражнениях для выработки правильной походки (ходьба на носках и босиком, по неровной поверхности: по песку, мелкой гальке и т. д.). Надо стремиться сделать так, чтобы ребенок больше ходил босиком.

    Говоря о роли движений следует затронуть вопрос о дыхании детей. Правильное дыхание (умение делать глубокий выдох для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом; носовое дыхание для профилактики насморка и ОРЗ) – необходимое условие для полноценного физического развития.

    Ежедневное и неоднократное проветривание помещения в отсутствие детей, сквозное проветривание не менее 10 минут через каждые полтора часа в присутствии детей. Допускается широкая односторонняя аэрация в теплое время года. В помещениях спален проведение сквозного проветривания – до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги закрывают за 10 минут до отхода детей ко сну; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах (избегая сквозняка) (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10).

Информация о работе Закаливание