Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:42, доклад
Основными направлениями работы по охране здоровья ребенка является создание благоприятной среды в образовательных учреждениях и дома, обеспечение условий для активного умственного и физического развития, полноценное питание детей, предоставление доступной и квалифицированной медико-социальной помощи. Департаментом образования и детскими лечебно-профилактическими учреждениями Южного административного округа г.Москвы уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей и подростков. Сотрудниками НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН оказывается научно-методическая и практическая помощь в проведении исследований по оценке состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в разработке профилактических и оздоровительных мероприятий.
Уровни общей патологической пораженности, распространенности функциональных расстройств и хронических заболеваний у школьников ниже, чем у дошкольников. Однако это, скорее всего, связано с более низким качеством проведения осмотров и меньшей выявляемостью нарушений здоровья у детей в школах по сравнению с детскими садами. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных детскими поликлиниками, с данными аналогичных осмотров, проводимых бригадой врачей-специалистов НИИ ГиОЗДиП в других образовательных учреждениях, свидетельствует о возможной низкой выявляемости нарушений здоровья у детей педиатрами, отоларингологами и окулистами детских поликлиник.
Таблица 5.
Общая патологическая пораженность детей,
посещающих дошкольные образовательные учреждения
ЮАО г. Москвы, по результатам профилактических осмотров (в ‰)
| Мальчики n =589 | Девочки n =538 | Оба пола вместе n =1127 |
Функциональные отклонения | 1137,5 | 1094,8 | 1117,1 |
Хронические заболевания | 412,6 | 397,8 | 405,5 |
Патологическая пораженность | 1550,1 | 1492,6 | 1522,6 |
В таблице 6 представлены данные о распространенности и структуре функциональных отклонений среди детей младшего школьного возраста по данным профилактических осмотров.
Структура заболеваемости школьников отличается от структуры заболеваемости дошкольников. I ранговое место у школьников, также как и у дошкольников, принадлежит нарушениям костно-мышечной системы, но распространенность указанных нарушений среди учащихся младших классов значительно меньше, чем среди детей в детских садах. Нарушения костно-мышечной системы встречаются у 28% (281,3‰) детей младшего школьного возраста. На II ранговом месте находятся функциональные расстройства со стороны ЛОР-органов, они встречаются у 27% учащихся начальных классов (268,9‰), т.е. чаще, чем у дошкольников. III ранговое место у младших школьников принадлежит не функциональным психическим расстройствам, как у дошкольников, а функциональным нарушениям зрения. Данные нарушения в младшей школе выявляются чаще, чем у детей, посещающих дошкольные учреждения (20% (199,6‰) против 15% (148,8‰).
Функциональные расстройства сердечно-сосудистой ступени занимают IV ранговое место у учащихся первой школьной ступени. Частота встречаемости нарушений системы кровообращения у школьников в 1,5 раза выше, чем у дошкольников (137,5‰ против 91,4‰). Функциональные психические расстройства у младших школьников находятся на V ранговом месте, но распространенность их ниже, чем у дошкольников (100,3‰ против 156,7‰).
Таблица 6.
Распространенность функциональных отклонений среди учащихся младших классов школ ЮАО г. Москвы по результатам профилактических осмотров
(в ‰)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ | М n=589 | Д n=538 | ОП n=1127 | Ранг. место |
системы кровообращения | 151,1 | 122,7 | 137,5 | IV |
системы пищеварения | 86,6 | 72,5 | 79,9 | VI |
почек и системы мочевыделения | 6,8 | 7,4 | 7,1 | VIII |
бронхо-легочной системы (предастма) |
|
|
|
|
кожных покровов |
|
|
|
|
хирургической сферы | 283,5 | 288,1 | 285,7 | I |
в т.ч. костно-мышечной системы | 275,0 | 288,1 | 281,3 |
|
психические расстройства | 110,4 | 89,2 | 100,3 | V |
нервной системы | 35,7 | 35,3 | 35,5 | VII |
уха, горла и носа | 273,3 | 263,9 | 268,9 | II |
органа зрения | 188,5 | 211,9 | 199,6 | III |
эндокринно-обменные |
|
|
|
|
аллергические (полиаллергия) | 1,7 |
| 0,9 | X |
нарушения иммунитета (часто болеющ. дети) |
|
|
|
|
прочие |
| 3,7 | 1,8 | IX |
ИТОГО | 1137,5 | 1094,8 | 1117,1 |
|
Последующие ранговые места – VI, VII, VIII, IX, X в структуре функциональных отклонений у младших школьников соответственно занимают, расстройства пищеварения, функциональные нарушения нервной системы, расстройства функций почек и системы мочевыделения, аллергические нарушения. Учащиеся с функциональными расстройствами бронхо-легочной системы и дети, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, среди обследованных школьников выявлены не были. Распространенность функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта среди учеников начальных классов выше, чем среди дошкольников (79,9‰ против 60,1‰).
Таблица 7 отражает данные о распространенности и структуре хронических заболеваний среди учащихся младших классов, полученные на основании профилактических осмотров.В структуре хронической патологии I ранговое место принадлежит болезням хирургической сферы, в основном нарушениям костно-мышечной системы. Указанная патология выявлена у 14% (144,6‰) учеников начальной школы, что является более высоким показателем по сравнению с дошкольниками. Кроме того, у младших школьников диагностированы грыжи (у детей обоего пола) и фимоз у мальчиков.
Таблица 7.
Распространенность хронических заболеваний среди учащихся младших классов школ ЮАО г. Москвы по результатам профилактических осмотров (в ‰)
ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | М n =589 | Д n =538 | ОП n =1127 | Ранг. место |
системы кровообращения | 10,2 | 18,6 | 14,2 | IX |
системы пищеварения | 40,7 | 50,2 | 45,3 | III |
почек и системы мочевыделения | 13,6 | 46,5 | 29,3 | V |
бронхо-легочной системы | 40,7 | 22,3 | 31,9 | IV |
кожных покровов | 13,6 | 11,2 | 12,4 | XI |
хирургической сферы | 166,4 | 130,1 | 149,1 | I |
в т.ч. костно-мышечной системы | 159,6 | 128,2 | 144,6 |
|
психические расстройства | 23,8 | 16,7 | 20,4 | VI |
нервной системы | 20,4 | 16,7 | 18,6 | VII |
уха, горла и носа | 47,5 | 57,6 | 52,4 | II |
органа зрения | 20,4 | 13,0 | 16,9 | VIII |
эндокринно-обменные заболевания | 15,3 | 11,2 | 13,3 | X |
прочие |
|
|
|
|
ИТОГО | 412,6 | 397,8 | 405,5 |
|
На II ранговом месте находятся болезни ЛОР-органов. Указанная патология выявлена у 5% детей (52,4‰‰), что вдвое меньше, чем у дошкольников. III ранговое место принадлежит не болезням нервной системы, как у детей, посещающих детские сады, а хронической патологии органов пищеварения. Данные заболевания выявлены почти у 5% (45,3‰) учащихся младших классов.
Особенностью патологии школьников является высокий уровень распространенности болезней бронхо-легочной системы, которой страдают более 3% (31,9‰) детей. Болезни бронхов и легких занимают IV ранговое место. Практически на том же уровне в структуре хронической патологии находятся болезни почек и системы мочевыделения (V ранговое место).
Выраженные психические расстройства и расстройства поведения среди школьников встречаются вдвое реже, чем среди дошкольников. Эта патология выявлена у 2% (20,4‰) учащихся младших классов и занимает VI ранговое место. На последующих ранговых местах в структуре хронических болезней последовательно находятся болезни нервной системы, заболевания органа зрения и системы кровообращения, выраженные эндокринно-обменные нарушения, болезни кожи.
Среди детей младшего школьного возраста в группе мальчиков, по сравнению с девочками, имеют большую частоту встречаемости болезни бронхо-легочной системы, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и болезни органа зрения. Однако, различия в группах мальчиков и девочек по уровням распространенности указанных болезней не так значительны, как в половых группах детей-дошкольников. В то же время частота встречаемости хронических болезней почек остается значительно более высокой среди девочек-школьниц по сравнению со сверстниками-мальчиками (46,5‰ против13,6‰).
Обобщая результаты исследования, можно сказать, что:
- распределение детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста на группы здоровья практически не имеет различий: менее 20% детей можно считать абсолютно здоровыми, почти 50% – страдают хроническими болезнями;
- общая патологическая пораженность школьников по сравнению с детьми, посещающими дошкольные учреждения, на 22% ниже;
- распространенность функциональных отклонений и хронических болезней среди мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста выше, чем среди девочек соответствующего возраста;
- структура функциональных отклонений и хронической патологии имеет свои особенности в зависимости от возраста и пола детей.
Сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных детскими поликлиниками, с данными аналогичных осмотров, проводимых бригадой врачей-специалистов НИИ ГиОЗДиП в других образовательных учреждениях, свидетельствует о низкой выявляемости нарушений здоровья у детей при массовых профилактических осмотрах.
Таким образом, анализ заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний, необходимости повышения качества медицинских осмотров, целесообразности осуществления профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий в образовательных учреждениях с последующей оценкой эффективности проведенной работы.