Заболеваемость по результатам профилактических медицинских осмотров детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:42, доклад

Описание работы

Основными направлениями работы по охране здоровья ребенка является создание благоприятной среды в образовательных учреждениях и дома, обеспечение условий для активного умственного и физического развития, полноценное питание детей, предоставление доступной и квалифицированной медико-социальной помощи. Департаментом образования и детскими лечебно-профилактическими учреждениями Южного административного округа г.Москвы уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей и подростков. Сотрудниками НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН оказывается научно-методическая и практическая помощь в проведении исследований по оценке состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в разработке профилактических и оздоровительных мероприятий.

Работа содержит 1 файл

rapoport.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Уровни общей патологической пораженности, распространенности функциональных расстройств и хронических заболеваний у школьников ниже, чем у дошкольников. Однако это, скорее всего, связано с более низким качеством проведения осмотров и меньшей выявляемостью нарушений здоровья у детей в школах по сравнению с детскими садами. Этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных детскими поликлиниками, с данными аналогичных осмотров, проводимых бригадой врачей-специалистов НИИ ГиОЗДиП в других образовательных учреждениях, свидетельствует о возможной низкой выявляемости нарушений здоровья у детей педиатрами, отоларингологами и окулистами детских поликлиник.  

Таблица 5.

Общая патологическая пораженность детей,

посещающих дошкольные образовательные учреждения

ЮАО г. Москвы, по результатам профилактических осмотров (в ‰)

 

Мальчики

n =589

Девочки

n =538

Оба пола вместе

n =1127

Функциональные отклонения

1137,5

1094,8

1117,1

Хронические заболевания

412,6

397,8

405,5

Патологическая пораженность

1550,1

1492,6

1522,6

В таблице 6 представлены данные о распространенности и структуре функциональных отклонений среди детей  младшего школьного возраста по данным профилактических осмотров.

Структура заболеваемости школьников отличается от структуры заболеваемости дошкольников. I ранговое место у школьников, также как и у дошкольников, принадлежит нарушениям костно-мышечной системы, но распространенность указанных нарушений среди учащихся младших классов значительно меньше, чем среди детей в детских садах. Нарушения костно-мышечной системы встречаются у 28% (281,3‰) детей младшего школьного возраста. На II ранговом месте находятся функциональные расстройства со стороны ЛОР-органов, они встречаются у 27%  учащихся начальных классов (268,9‰), т.е. чаще, чем у дошкольников. III ранговое место у младших школьников принадлежит не функциональным психическим расстройствам, как у дошкольников, а функциональным нарушениям зрения. Данные нарушения в младшей школе выявляются чаще, чем у  детей, посещающих дошкольные учреждения (20% (199,6‰) против 15% (148,8‰).

Функциональные расстройства сердечно-сосудистой ступени занимают IV ранговое место у учащихся первой школьной ступени. Частота встречаемости нарушений системы кровообращения у школьников в 1,5 раза выше, чем у дошкольников (137,5‰ против 91,4‰). Функциональные психические расстройства у младших школьников находятся на V ранговом месте, но распространенность их ниже, чем у дошкольников (100,3‰ против 156,7‰).

Таблица 6.

Распространенность функциональных отклонений среди учащихся младших классов школ ЮАО г. Москвы по результатам профилактических осмотров

(в ‰)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

М n=589

Д n=538

ОП n=1127

Ранг. место

системы кровообращения

151,1

122,7

137,5

IV

системы пищеварения

86,6

72,5

79,9

VI

почек и системы мочевыделения

6,8

7,4

7,1

VIII

бронхо-легочной системы (предастма)

 

 

 

 

кожных покровов

 

 

 

 

хирургической сферы

283,5

288,1

285,7

I

в т.ч. костно-мышечной системы

275,0

288,1

281,3

 

психические расстройства

110,4

89,2

100,3

V

нервной системы

35,7

35,3

35,5

VII

уха, горла и носа

273,3

263,9

268,9

II

органа зрения

188,5

211,9

199,6

III

эндокринно-обменные

 

 

 

 

аллергические (полиаллергия)

1,7

 

0,9

X

нарушения иммунитета (часто болеющ. дети)

 

 

 

 

прочие

 

3,7

1,8

IX

ИТОГО

1137,5

1094,8

1117,1

 

Последующие ранговые места – VI, VII, VIII, IX, X в структуре функциональных отклонений у младших школьников соответственно занимают, расстройства пищеварения, функциональные нарушения нервной системы, расстройства функций почек и системы мочевыделения, аллергические нарушения. Учащиеся с функциональными расстройствами бронхо-легочной системы и дети, часто болеющие  острыми респираторными заболеваниями,  среди обследованных школьников выявлены не были. Распространенность функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта среди учеников начальных классов выше, чем среди дошкольников (79,9‰ против 60,1‰).

Таблица 7 отражает данные о распространенности и структуре хронических заболеваний среди учащихся младших классов, полученные на основании профилактических осмотров.В структуре хронической патологии I ранговое место принадлежит болезням хирургической сферы, в  основном нарушениям костно-мышечной системы. Указанная патология выявлена у 14% (144,6‰) учеников начальной школы, что  является более высоким показателем по сравнению с дошкольниками.  Кроме того, у  младших школьников диагностированы грыжи (у детей обоего пола) и фимоз у мальчиков.

Таблица 7.

Распространенность хронических заболеваний среди учащихся младших классов школ ЮАО г. Москвы по результатам профилактических осмотров (в ‰)

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

М n =589

Д n =538

ОП n =1127

Ранг. место

системы кровообращения

10,2

18,6

14,2

IX

системы пищеварения

40,7

50,2

45,3

III

почек и системы мочевыделения

13,6

46,5

29,3

V

бронхо-легочной системы

40,7

22,3

31,9

IV

кожных покровов

13,6

11,2

12,4

XI

хирургической сферы

166,4

130,1

149,1

I

в т.ч.   костно-мышечной системы

159,6

128,2

144,6

 

психические расстройства

23,8

16,7

20,4

VI

нервной системы

20,4

16,7

18,6

VII

уха, горла и носа

47,5

57,6

52,4

II

органа зрения

20,4

13,0

16,9

VIII

эндокринно-обменные заболевания

15,3

11,2

13,3

X

прочие

 

 

 

 

ИТОГО

412,6

397,8

405,5

 

 

На II ранговом месте находятся болезни ЛОР-органов. Указанная патология выявлена у 5% детей (52,4‰‰), что вдвое меньше, чем у дошкольников.  III ранговое место принадлежит не болезням нервной системы, как у детей, посещающих детские сады, а хронической патологии органов пищеварения. Данные заболевания выявлены почти у 5% (45,3‰) учащихся младших классов.

Особенностью патологии школьников является высокий уровень распространенности болезней бронхо-легочной системы, которой страдают более 3% (31,9‰) детей.  Болезни бронхов и легких занимают IV ранговое место.  Практически на том же уровне в структуре хронической патологии находятся болезни почек и системы мочевыделения (V ранговое место).

Выраженные психические расстройства и расстройства поведения  среди школьников встречаются вдвое реже, чем среди дошкольников. Эта патология выявлена у 2% (20,4‰)  учащихся младших классов и занимает VI ранговое место. На последующих ранговых местах в структуре хронических болезней последовательно находятся  болезни нервной системы, заболевания органа зрения и системы кровообращения, выраженные эндокринно-обменные нарушения, болезни кожи.

Среди детей младшего школьного возраста в  группе мальчиков, по сравнению с девочками, имеют большую частоту встречаемости болезни бронхо-легочной системы, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и болезни органа зрения. Однако, различия в группах мальчиков и девочек по уровням распространенности указанных болезней не так значительны, как в половых группах детей-дошкольников. В то же время частота встречаемости хронических болезней почек остается значительно более высокой среди девочек-школьниц по сравнению со сверстниками-мальчиками (46,5‰ против13,6‰).

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что:

- распределение детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста на группы здоровья практически не имеет различий: менее 20% детей можно считать абсолютно здоровыми, почти 50% – страдают хроническими болезнями;

- общая патологическая пораженность школьников по сравнению с детьми, посещающими дошкольные учреждения, на 22% ниже;

- распространенность функциональных отклонений  и хронических болезней среди мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста выше, чем среди девочек соответствующего возраста;

- структура функциональных отклонений и хронической патологии имеет свои особенности  в зависимости от возраста и пола детей.

Сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных детскими поликлиниками, с данными аналогичных осмотров, проводимых бригадой врачей-специалистов НИИ ГиОЗДиП в других образовательных учреждениях, свидетельствует о низкой выявляемости нарушений здоровья у детей при массовых профилактических осмотрах.

Таким образом, анализ заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний,  необходимости повышения качества медицинских осмотров, целесообразности осуществления профилактических, оздоровительных и лечебных мероприятий в образовательных учреждениях с последующей оценкой эффективности проведенной работы.



Информация о работе Заболеваемость по результатам профилактических медицинских осмотров детей дошкольного и младшего школьного возраста