Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:42, доклад
Основными направлениями работы по охране здоровья ребенка является создание благоприятной среды в образовательных учреждениях и дома, обеспечение условий для активного умственного и физического развития, полноценное питание детей, предоставление доступной и квалифицированной медико-социальной помощи. Департаментом образования и детскими лечебно-профилактическими учреждениями Южного административного округа г.Москвы уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей и подростков. Сотрудниками НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН оказывается научно-методическая и практическая помощь в проведении исследований по оценке состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в разработке профилактических и оздоровительных мероприятий.
9
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ
Рапопорт И.К.*, Котомина Е.В.**, Проценко Е.М.***, Ульянова О.И.****
*НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН,
**ЦО №1998 «Лукоморье», ***СОШ № 2000, ****СОШ № 987
Основными направлениями работы по охране здоровья ребенка является создание благоприятной среды в образовательных учреждениях и дома, обеспечение условий для активного умственного и физического развития, полноценное питание детей, предоставление доступной и квалифицированной медико-социальной помощи. Департаментом образования и детскими лечебно-профилактическими учреждениями Южного административного округа г.Москвы уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей и подростков. Сотрудниками НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН оказывается научно-методическая и практическая помощь в проведении исследований по оценке состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также в разработке профилактических и оздоровительных мероприятий.
Проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров детей, посещающие начальные классы 12 школ, старшие и подготовительные группы 7 детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) ЮАО г. Москвы. Осмотры проводились бригадами врачей детских поликлиник, к которым прикреплены указанные образовательные учреждения. Всего проанализированы результаты профилактических осмотров 1510 детей (789 мальчиков и 721 девочки). Профилактические медицинские осмотры дают возможность выявить у детей функциональные нарушения и хронические заболевания, находящиеся вне обострения, что позволяет в дальнейшем обследовать ребенка, нуждающегося в уточнении диагноза, провести необходимую оздоровительную работу.
На основании данных осмотров в соответствии с приказом Минздрава России № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» проведено определение группы здоровья каждого ребенка, а затем статистическая обработка результатов распределения всех детей на группы здоровья (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение детей дошкольного младшего школьного возраста на группы здоровья в 2003-2004 учебном году (%)
ГРУППА ЗДОРОВЬЯ | Дети дошкольного возраста | Дети младшего школьного возраста |
I | 17,3 | 18,4 |
II | 29,4 | 33,8 |
III | 52,8 | 46,9 |
IV | 0,5 | 0,9 |
ВСЕГО: | 100,0 | 100,0 |
Анализ данных таблицы 1 позволяет установить, что только 17,3-18,4% детей могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 29,4-33,8% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), около половины детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5-0,9% – хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья).
На основании приложения к приказу Минздрава России № 621 все выявленные нарушения здоровья были разделены на функциональные отклонения и хронические болезни. Статистические расчеты проведены на 1000 обследованных детей.
В таблице 2 показано, что установленная по результатам профилактического осмотра распространенность функциональных отклонений среди детей дошкольного возраста составляет 1425,6 на 1000 обследованных, частота встречаемости хронических заболеваний –527,4‰, сумма показателей – общая патологическая пораженность –1953,0 ‰.
Таблица 2.
Общая патологическая пораженность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения ЮАО г. Москвы, по результатам профилактических осмотров (в ‰)
| Мальчики n =200 | Девочки n =183 | Оба пола вместе n =383 |
Функциональные отклонения | 1545,0 | 1295,1 | 1425,6 |
Хронические заболевания | 600,0 | 448,1 | 527,4 |
Патологическая пораженность | 2145,0 | 1743,2 | 1953,0 |
Указанные данные свидетельствуют о том, что на каждого дошкольника в среднем приходится 1,5 функциональных нарушения и у каждого второго имеется хроническое заболевание. Общая патологическая пораженность мальчиков выше, чем девочек (2145,0‰ против 1743,2‰), причем как по распространенности функциональных нарушений (1545,0‰ против 1295,1‰), так и по частоте встречаемости хронических болезней (600,0‰ против 448,1‰).
В таблице 3 представлены данные о распространенности и структуре функциональных отклонений, выявленных у детей дошкольного возраста при профилактических осмотрах. В структуре функциональных отклонений I ранговое место принадлежит нарушениям костно-мышечной системы, в том числе нарушениям осанки, деформациям грудной клетки, уплощению стоп. Указанные нарушения встречаются практически у 70% детей (распространенность 680‰). На II ранговом месте находятся нарушения со стороны ЛОР-органов, представленные преимущественно гипертрофией миндалин и аденоидов II степени. Указанные расстройства встречаются у 23% детей (229,7‰). III ранговое место принадлежит функциональным психическим расстройствам и расстройствам поведения, в том числе неврозоподобным состояниям, астеническим и астено-невротическим реакциям, минимальной мозговой дисфункции, дислалии и др. Данные нарушения выявлены у 16% дошкольников (156,7‰).
Таблица 3.
Распространенность функциональных отклонений среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения ЮАО г.Москвы, по результатам профилактических осмотров (в ‰)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
| Мальчики n=200 | Девочки n=183 | Оба пола вместе n=383 | Ранго-вое место |
системы кровообращения | 80,0 | 103,8 | 91,4 | VI |
системы пищеварения | 55,0 | 65,6 | 60,1 | VII |
почек и системы мочевыделения | 10,0 | 27,3 | 18,3 | VIII |
бронхо-легочной системы | 5,0 | 5,5 | 5,2 | XI |
кожных покровов |
|
|
|
|
хирургической сферы | 680,0 | 508,2 | 597,9 | I |
в т.ч. костно-мышечной системы | 680,0 | 508,2 | 597,9 |
|
психической сферы | 170,0 | 142,1 | 156,7 | III |
нервной системы | 10,0 | 5,5 | 7,8 | IX - X |
уха, горла и носа | 300,0 | 153,0 | 229,7 | II |
органа зрения | 135,0 | 163,9 | 148,8 | IV |
эндокринно-обменные |
|
|
|
|
аллергические | 5,0 | 10,9 | 7,8 | IX - X |
нарушения иммунитета (часто болеющ. дети) | 90,0 | 109,3 | 99,2 | V |
прочие | 5,0 |
| 2,6 | XII |
ИТОГО | 1545,0 | 1295,1 | 1425,5 |
|
Функциональные расстройства зрения (миопия и гиперметропия слабой степени, спазм аккомодации, астигматизм слабой степени, косоглазие) встречаются у 15% (148,8‰) детей. Нарушения зрения занимают IV ранговое место. Расстройства иммунитета, выявляемые у детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, находятся на V ранговом месте. К часто болеющим детям отнесены 10% (99,2‰) дошкольников.
Последующие ранговые места – VI, VII, VIII, IX, X соответственно занимают функциональные нарушения системы кровообращения (функциональная кардиопатия, пролапс митрального клапана, малые аномалии развития сердца), расстройства пищеварения (функциональные нарушения желудка, кишечника, дискинезия желчевыводящих путей), расстройства функций почек и системы мочевыделения (дисметаболическая нефропатия, нейрогенный мочевой пузырь и др.), аллергические нарушения (поллиноз, лекарственная аллергия, пищевая аллергия и др.) и функциональные расстройства нервной системы. На XI ранговом месте находятся функциональные нарушения бронхо-легочной системы, к которым отнесена предастма.
Распространенность функциональных нарушений костно-мышечной системы, психических функциональных расстройств и нарушений со стороны ЛОР-органов среди мальчиков выше, чем среди девочек. Функциональные расстройства зрения, сердечно-сосудистой системы и системы мочевыделения чаще встречаются среди девочек, чем среди мальчиков.
Таблица 4 отражает данные о распространенности и структуре хронических заболеваний среди детей дошкольного возраста по данным профилактических осмотров. В структуре хронической патологии I ранговое место принадлежит болезням хирургической сферы, в основном нарушениям костно-мышечной системы, в том числе плоскостопию, сколиозам, остеохондропатиям. Указанная патология выявлена у 11% детей (112,2‰). Кроме того, к числу хирургических болезней отнесены грыжи, диагностированные у 1% дошкольников. На II ранговом месте находятся болезни ЛОР-органов, представленные преимущественно гипертрофией миндалин и аденоидов II-III и III степеней, хроническими ринитом, тонзиллитом, гайморитом, отитом. Указанные заболевания встречаются у 10% детей (104,4‰).
Таблица 4.
Распространенность хронических заболеваний среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения ЮАО г.Москвы
по результатам профилактических осмотров (в ‰)
ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | Мальчики n=200 | Девочки n=183 | Оба пола вместе n=383 | Ранго-вое место |
системы кровообращения | 20,0 | 5,5 | 13,1 | IX |
системы пищеварения | 40,0 | 54,6 | 47,0 | V |
почек и системы мочевыделения | 15,0 | 43,7 | 28,7 | VIII |
бронхо-легочной системы | 50,0 | 10,9 | 31,3 | VII |
кожных покровов | 70,0 | 43,7 | 57,4 | IV |
хирургической сферы | 110,0 | 142,2 | 125,3 | I |
в. т.ч. костно-мышечной системы | 100,0 | 125,8 | 112,2 |
|
психические расстройства | 50,0 | 27,3 | 39,2 | VI |
нервной системы | 65,0 | 60,2 | 62,6 | III |
уха, горла и носа | 160,0 | 43,7 | 104,4 | II |
органа зрения | 5,0 | 5,5 | 5,2 | XI- XII |
эндокринно-обменные заболевания | 5,0 | 5,5 | 5,2 | XI- XII |
прочие | 10,0 | 5,5 | 7,8 | X |
ИТОГО | 600,0 | 448,1 | 527,4 |
|
III ранговое место принадлежит болезням нервной системы (эписиндрому, гипертензионно-
Выраженные психические расстройства и расстройства поведения установлены у 4% (39,2‰) детей. Эта патология занимает VI ранговое место. Значительную распространенность среди детей имеют хронические болезни бронхо-легочной системы, в основном бронхиальная астма и хронический обструктивный бронхит. Указанные заболевания диагностированы у 3% (31,3‰) дошкольников и находятся на VII ранговом месте. Весьма широкую распространенность среди детей имеют хронические болезни почек. Хронические нефриты и аномалии развития почек встречаются у 3% (28,7‰) дошкольников. Эта патология занимает VIII ранговое место. Врожденные пороки сердца выявлены у 1% (13,1‰) обследованных детей. Выраженная патология зрения, а также ожирение встречаются у дошкольников с частотой 0,5% (5,2‰) .
Хронические болезни ЛОР-органов диагностируются среди мальчиков в 4 раза чаще, чем среди девочек (160,0‰ против 43,7‰). Это же явление относится к патологии легких и бронхов и врожденным порокам развития системы кровообращения : частота встречаемости бронхиальной астмы и обструктивного бронхита среди мальчиков 50,0‰, среди девочек – 10,9‰, распространенность врожденных пороков сердца среди мальчиков 20,0‰, среди девочек – 5,5‰. Среди мальчиков, по сравнению с девочками, имеют большую распространенность болезни кожи и выраженные психические расстройства. В то же время частота встречаемости хронических болезней почек, а также сколиозов и плоскостопия выше среди девочек.
Анализ результатов профилактических осмотров учащихся младших классов показал, что патологическая пораженность детей составляет 1522,6‰ (Табл.5.). Распространенность функциональных отклонений 1117,1‰, хронических заболеваний –405,5‰. Указанные данные свидетельствуют о том, что на каждого учащегося в младших классах в среднем приходится 1 функциональное нарушение и практически у каждого второго ребенка имеется хроническое заболевание. Общая патологическая пораженность мальчиков несколько выше, чем девочек (1550,10‰ против 1492,62‰), причем как по распространенности функциональных нарушений (1137,5‰ против 1094,8‰), так и по частоте встречаемости хронических болезней (412,6‰ против 397,8‰). Различия в уровнях заболеваемости между мальчиками и девочками-школьниками выражены меньше, чем различия в между мальчиками и девочками-дошкольниками.