Взаимоотношения врача и пациента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:22, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории медицины основой отношений между врачом и больным было и остается доверие. Еще недавно все сводилось к тому, что больной доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Считалось, что держать больного в неведение гуманнее, чем вовлекать его в решение сложных медицинских проблем. Согласно бытовавшему мнению, это даже повышало эффективность лечения, избавляя больного от сомнений и неуверенности. Больной доверял врачу - врач брал на себя заботу о нем.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Модели взаимоотношений врача и пациента
2. Модель технического типа………………………………2 - 3
3. Модель сакрального типа………………………………..3 - 5
4. Модель коллегиального типа……………………….……..…5
5. Модель контрактного типа………………………………..5 - 6
3. Стиль отношений врача и пациента - сотрудничество
3.1 Поддержка………………………………………………….7 - 8
3.2 Понимание………………………………………………….8 - 9
3.3 Уважение……………………………………………….……9 - 10
3.4 Сочувствие………………………………………………….10 - 11
4. Больные, с которыми трудно наладить отношения
4.1 Больные, не склонные сотрудничать с врачом………..….11 - 12
4.2 Больные, имеющие цели, отличные от лечения…….……12 - 13
4.3 Больные, с которыми трудно наладить
взаимопонимание…………………………………….………13 - 14
4.4 Больные, доверительные отношения с которыми
мешают процессу лечения……………..……………………14 - 15
5. Этика пациента…………………………………………….……15 - 18
6. Биомедицинская этика…………………………………………18 - 21
7. Заключение……………………………………………..……..21 - 22
8. Список литературы……………………………………………22 - 24

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 228.02 Кб (Скачать)

      Таким образом, своевременно распознав в больном склонность к тому или иному типу поведения врач более объективно может предвидеть ход развития взаимоотношений с пациентом и избежать нежелательного для процесса выздоровления больного развития событий.

      Наконец, необходимо признать, что доверительные отношения с больными иногда мешают объективно взглянуть на ситуацию и понять реальный ход вещей. Из-за высокой степени доверия к больному можно не заметить наркоманию, лекарственную зависимость или тот факт, что больной одновременно лечится у другого врача и следует рекомендациям, которые противоречат вашим.

      Следовательно, полезно иногда показать своего больного коллеге. Его свежий взгляд часто открывает то, что вам не удалось заметить.[5]

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Этика пациента.

         В специальной литературе проблеме этики пациента не уделяется должного внимания. Сложилось превратное представление о том, что пациент всегда прав, что врач не должен ни словом, ни делом усугублять и без того тяжелое положение попавшего в беду человека. Искажение гиппократова принципа “ Не вреди ” привело к всепрощенчеству в медицине, при котором во всех конфликтах виновными остаются врач и его помощники. Между тем, врачевание - обоюдно связанный процесс, и многое в лечении и профилактике зависит от усилий обеих сторон. В силу невоспитанности, низкой санитарной культуры части населения еще не редки случаи бестактности отдельных категорий пациентов. Грубость, фамильярность, ничем не обоснованные притязания на получение того или иного вида медицинской помощи, а то и хулиганские выходки -  далеко не полный перечень нарушений лиц, обратившихся за помощью к медицинским работникам. Это касается и взрослой и детской части населения. И не случайно врачи поднимают вопрос о моральном и правовом воздействии на таких нарушителей. И все же главное в этом вопросе воспитание людей, создание условий, позволяющих избежать конфликтных ситуаций.[1]

      Этика пациента - сложная проблема, а не просто перечень правил хорошего поведения. Не последнюю роль здесь играет психология больного и врача, степень их  личностной совместимости.  Этот вопрос  до последнего времени

недостаточно изучался специалистами. Между тем, здесь может быть использована довольно простая схема.

                                              Больной

      Рассчитывает, что                                             Опасается, что

                                            Лечение

      будет  быстрым                                               может быть

           квалифицированным                                        медленным

            разносторонним                                               недоступным

                               Медицинский персонал

       Будет  вежливым                                            может быть

       внимательным                                                 грубым

      приветливым                                                    безразличным

      честным                                                            недобросовестным

                        Врач ( медицинский работник)

      Рассчитывает, что                                             Опасается, что

      пациент будет                                                        может быть

      вежливым                                                                грубым

      приветливым                                                           недружелюбным

      терпеливым                                                              беспокойным

      скромным                                                                  придирчивым[7]

      Анализ схемы позволяет не только предупреждать ситуации, порождающие конфликт, но и наметить опорные пункты к самовоспитанию и самообразованию каждой из взаимодействующих сторон. Одновременно он дает ориентиры в работе по воспитанию культуры пациента, выработке у него уважения к

себе и окружающим, бережного отношения к собственному и чужому здоровью. Естественно, в правильном представлении о здоровье, жизни и смерти должны формироваться и адекватные действия пациента.

      Часто медикам предъявляют совершенно необоснованные претензии, забывая, что достижения медицины  относительны, да и сам организм человека изменяется в значительных физиологических параметрах, что прямо влияет на его жизнеспособность.

      Однако в любом случае у пациента должна формироваться готовность к сотрудничеству и взаимопониманию с врачом, уважение к его труду и личным гражданским правам. Только на этой основе можно предупреждать конфликтные ситуации, а в случае возникновение гасить их негативные последствия.

      Пациент должен знать, что его жалоба на неудовлетворительное обеспечение  медицинской помощи будет принята во  внимание    врачом (равно как и администрацией лечебно-профилактического учреждения), но это вовсе не означает для пациентов полной безнаказанности за действия, если они оскорбляют честь и достоинство медика, чем бы они ни были мотивированы. Спорность принятия жалобы как критерия оценки труда медика постоянно обсуждается в медицинской литературе. Подчас она продиктована нежеланием отдельной части медиков считаться с мнением или притязаниями пациентов.

      Думается, такой подход следует признать неконструктивным, поскольку в природе все взаимосвязано и взаимообусловлено и все люди работают друг для друга, а не только для удовлетворения собственных потребностей.

      Этика пациента в современных условиях выросла в сложную проблему и здесь недостаточно простого перечня правил хорошего поведения. У пациента должна формироваться готовность к сотрудничеству и взаимопониманию с медицинским персоналом, уважение к его труду и гражданским правам еще до установления контакта с врачом. Уважение к врачу, особенно характерно в экстремальных условиях, о чем свидетельствуют факты и рассказы участников боевых действий в Афганистане и Чечне. Есть много свидетельств тому, что врач из принципиальных соображений не берет в руки оружие.

       Полагаю, что этика пациента являясь индивидуальной по форме, социальна по содержанию. Человека надо воспитывать до посещения врача. Здесь уместно говорить о социальном заказе общества - уважать врача (учителя), как представителей самых гуманных профессий, направленных на то, чтобы сохранять здоровье людей и нести им знание. Способы воспитания могут быть различными, - от наставлений матери ребенку до использования СМИ.[3]

      Биомедицинская этика.

      Известно, что научная медицина в России берет свое начало с Петровских реформ. Современные успехи в области науки и техники, перенесение их результатов в медицинскую практику, определили актуальность отношений между медиками и больными с позиции права, морали и религиозных убеждений.

Данная проблемная область составляет предмет биомедицинской этики, задача которой решать этические проблемы, тесно связанные с медицинской практикой и проведением биомедицинского исследования.

      Нередко встречается мысль, что биоэтика новая наука. По мнению ряда ученых[1], она лишь представляет эволюцию медицинской этики и деонтологии.

      В начале 60-х годов особую активность в этой области проявили ученые США, Великобритании, Франции. В тоже время, если говорить  об  идеи  в раскрытии природы человеческого существования, защиты интересов индивида, то  можно привести примеры и более ранней причастности наших соотечественников к решению этой проблемы. ( К. Бар, Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, С.С. Корсаков и другие.)

      В странах с развитой  рыночной экономикой (США, Великобритания) созданы Советы, Комитеты, Комиссии по этическим проблемам при клиниках, научных центрах и высших учебных заведениях с целью формирования нового мышления, поиска механизма этико-правового регулирования действий медперсонала в среде здравоохранения.

      Из пассивного объекта медико-биологических манипуляций пациент превращается в равноправного соучастника медико-биологической деятельности. Есть основания полагать, что создание аналогичных органов исследования и правового регулирования взаимоотношений врача и пациента актуально и для нашей страны. Это позволяет решать многие спорные вопросы в медицине. Наряду с соблюдением законности, которая, как известно, всегда истолковывается однозначно, учитывать и моральные аспекты, которые могут приобретать разночтение в зависимости от  исторически сложившихся традиций в обществе, включая вероисповедание его граждан.

      Вместе с тем, биоэтика не может ограничиваться функцией сборщика и классификатора этических рекомендаций различных комитетов, ассоциаций и парламентов. В своей ближайшей перспективе она должна стремиться выйти на уровень теории нравственно-мировозренческого типа.

Во взаимоотношениях врач-пациент многое зависит от самокритичности, порядочности самих медиков. Действительно, основной принцип поведения врача - “быть настоящим врачом - значит уметь любить больного” - вряд ли может быть кем-то поставлен  под сомнение.

Только высоким чувством долга, ответственностью перед больным и своей совестью можно объяснить поступок профессора С.П. Коломнина, который застрелился, узнав, что по его вине погиб прооперированный им пациент.

      Как правило, в биомедицинской этике поднимаются следующие вопросы. Имеет ли врач моральное обязательство сообщить смертельно больному пациенту о том, что он или она умирает?  Являются ли нарушения медицинской конфиденциальности когда-либо морально оправданным? Оправдано ли в моральном отношении проведение абортов? Морально оправдана ли эвтаназия?

Проблема психического статуса пациента в области трансплатологии.

      Подобные нормативные этические вопросы затрагивают моральность определенных практик.

      Другие проблемы в биомедицинской этике фокусируют внимание на этическом оправдании законов. Оправдано ли со стороны общества принимать законы, которые подвергают личность против ее воли поддерживающему жизнь медицинскому лечению? Находит ли оправдание общество в принятии законов, которые допускали бы другим помещать личность против ее воли в учреждения для психически больных? Появление подобных вопросов показывает, что биомедицинская этика должна основываться не только на теории общей нормативной этики, но также и на теории социально-политической философии и философии права.

      В настоящее время в предоставлении медицинских услуг больницами и другими медицинскими учреждениями внутренне переплетаются как врачи, так и другой медицинский персонал.  Кроме того, нами все больше и больше осознаются проблемы социальной справедливости. Врач или медицинская сестра, получающие зарплату ниже прожиточного минимума не могут чувствовать себя социально защищенными, а труд, который так низко оценивается государством не приносит морального удовлетворения.

       Таким образом, расширение пределов возможного в современной медицине выводят взаимоотношения врача и пациента на качественно новый уровень, затрагивающий право, мораль, религиозные убеждения граждан. Больной превращается в равноправного соучастника медико-биологической деятельности. В этих условиях биомедицинская этика призвана решать проблемы гуманизации врачевания и защиты прав человека с учетом как традиционных, так и новейших воззрений на природу человека, отношения к нему медицинской науки, определения места и роли медицинских работников в решении задач медицинской практики.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Взаимоотношения врача и пациента