Врожденное слабоумие, степени олигофрении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Врождённое слабоумие, иными словами олигофрения, характеризуется общим недоразвитием психики, умственной отсталостью, ослаблением памяти и мыслительных процессов. Дети, страдающие олигофренией, проявляют малую способность или вовсе неспособны к учёбе. Речь у них развита слабо, а при некоторых видах слабоумия не развита вообще.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общее понятие об олигофрении…………………………………………….....4
1.1. Этиология и патогенез……………………………………………..………...4
1.2.Клиническая картина ………………………..……………………………….7
1.2.1Дебильность………………………………………………………………...10
1.2.2.Имбецильность…………………………………………….………………12
1.2.3. Идиотия……………………………………………………………………13
1.3Диагностика и дифдиагностика……………………………………………..15
1.4.Лечение и профилактика……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………..……………...18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

соц. аспекты в психиатрииДокумент Microsoft Office Word (10).docx

— 90.29 Кб (Скачать)

Двигательные  реакции также характеризуются  бедностью, малой координированностью, примитивностью. Они поздно и с  трудом овладевают умением ходить, делают очень неуклюжие движения, иногда же передвигаются только ползком. Движения их несогласованны, нередко  хаотичны, сколько-нибудь сложная координация  им обычно недоступна. Характерны для  идиотов однообразные, иногда постоянно  повторяющиеся движения: монотонное равномерное раскачивание туловища взад и вперед, стереотипные движения из стороны в сторону нижней челюстью, кивательные движения головой, переминание  с ноги на ногу.

Речь  у страдающих глубокой идиотией полностью  отсутствует. Больные не только не понимают обращенных к ним слов, но даже не способны издавать сколько-нибудь членораздельные  звуки.

При идиотии  средней и легкой степени имеются  некоторые проявления познавательной деятельности. Такие больные способны к выработке каких-то (наиболее простых) представлений. Пациенты понимают, что  нельзя трогать пламя, опускать руку в кипящую воду, что можно уколоться  острым предметом. Эти больные способны не только различать окружающих, но даже привязываться к ухаживающим  за ними, проявлять радость при  их появлении. Способны усвоить элементарные навыки самообслуживания. Движения их большей частью неуклюжи, но встречаются  среди них больные с очень  большой подвижностью. Ловко работая  руками и ногами, такие больные  способны легко влезть не только на дерево, но и на гладко обтесанный столб. При идиотии средней и особенно легкой степени больные не только могут издавать членораздельные  звуки, но и запоминать отдельные  слова, обычно из повседневного обихода. При этом большей частью отмечаются разного рода дефекты произношения: гнусавость, шепелявость, замены одних  звуков другими, пропуски слогов.

Ввиду резко выраженного дефекта психического развития олигофрены в степени идиотии  нуждаются в постоянном надзоре  и уходе и помещаются обычно в  специальные медицинские учреждения. 

1.3Диагностика  и дифдиагностика.

 Помимо  установления диагноза слабоумия,  важной задачей является точное  определение формы олигофрении,  что в случае идиотии и (или)  имбецильности обычно затруднений  не вызывает. Как правило, определенные  сложности могут возникать при  определении дебильности.

 Обследование  пациента при установлении диагноза "олигофрения" предусматривает  тщательный сбор личного и  семейного анамнеза, в том числе  выявление среди родственников  аналогичных случаев. Подробно  исследуются течение беременности  матери обследуемого, характер ее  питания, наличие вредностей, течение  родов и послеродового периода.

 Далее  план обследования предусматривает  диагностику психических, неврологических  и физических нарушений. Изучение  психического состояния прежде  всего направлено на выявление  уровня интеллекта и развития  речи обследуемого.

 Также  проводятся определенные лабораторные, в том числе биохимические,  иммунологические, цитологические  иссле- дования, используются  патофизиологические и психологические  методики для установления причин  и степени слабоумия.

 Дифференциальная  диагностика олигофрении проводится  со сходными внешне состояниями:

 •  педагогической запущенностью;

 •  длительной выраженной астенизацией  из-за тяжелых соматических болезней  и расстройств питания;

 •  прогрессирующими психическими  заболеваниями и прежде всего  шизофренией и эпилепсией, приводящими  к развитию выраженного слабоумия.

 При  педагогической запущенности и  астенизации адекватная педагогическая  и медицинская реабилитация довольно  эффективно ликвидирует некоторую  задержку психического развития ребенка; при этом не обнаруживаются кардинальные признаки олигофрении - нарушение абстрактного мышления, неспособность выработки понятий и представлений. 

 В  процессе дифференциальной диагностики  олигофрении от шизофрении (эпилепсии)  помимо истории болезни (в случае  психического заболевания, как  правило, ребенок успешно развивался  до определенного времени) обнаруживают  типичные симптомы, характерные  для этих психических заболеваний.  При психозах (шизофрения) крайне  типично прогрессирование как  общего патологического процесса, так и слабоумия; олигофрения  характеризуется стойкостью, отсутствием  прогрессирования имеющегося состояния. 

1.4.Лечение  и профилактика

Основой борьбы с умственной отсталостью  является профилактика, которая подразделяется на первичную и вторичную. Первичная  профилактика предусматривает медико- генетическое консультирование, пренатальную диагностику аномалий развития центральной  нервной системы эмбриона и плода, что позволяет предупредить рождение умственно отсталого ребенка. Кроме  этого, к первичной профилактике относятся меры по охране здоровья беременных, в частности по предупреждению у них инфекционных заболеваний, а также родового травматизма. Важное значение имеет полноценное, максимально  адекватное лечение внутриутробных и постнатальных нейроинфекций.

 Меры  вторичной профилактики включают  раннее выявление умственной  отсталости, своевременное, полноценное  лечение и реабилитацию лиц  с олигофренией. Если выявление  и лечение олигофренов является  преимущественно медицинской проблемой,  то реабилитация представляет  собой комплекс мер, ведущее  значение среди которых имеет  социальное обеспечение.

 Лечение  возможно в двух направлениях:

 •  специфическая терапия при этиологически  выясненных формах олигофрении,  а именно при метаболических  формах слабоумия;

 •  общие лечебные мероприятия независимо  от вызвавшей слабоумие причины.

 Удовлетворительные  результаты у лиц с умственной  отсталостью возможны при сочетании  специальных педагогических и  лечебных мероприятий, включающих  не только медикаментозную, но  и трудотерапию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

  Существует ряд нисходящих ступеней, отделяющих временное ограничение продуктивности при нормально развитых умственных способностях от низшего уровня слабоумия. Относительно легкие степени обозначаются термином «дебильность», средние — термином «имбецильность», тяжелые — термином «идиотия». Во всех случаях речь идет о психической жизни, обедненной во всех аспектах и выказывающей низкий уровень дифференцированности. Ее можно определить как конституциональную вариацию, направленную вниз от средней величины. Чем ниже мы опускаемся по этой шкале, тем больше психическая жизнь человека походит на психическую жизнь животного: хотя необходимые для жизни инстинкты развиты хорошо, весь опыт ограничивается отдельными чувственными переживаниями, и ничто новое не может быть воспринято. Понятия не формируются, планомерные действия и осознанное поведение невозможны. В отсутствие генерализованных точек зрения такие люди неспособны продуцировать идеи или выдвигать идеалы; все их жизненные горизонты ограничиваются узкими рамками случайных повседневных впечатлений. Но даже на самом нижнем уровне психической дифференциации человека сфера Умственных способностей не однородна, а состоит из множества неодинаково развитых частных способностей. Мы нередко сталкиваемся с имбецилами, выказывающими достаточно развитое умение делать отдельно вещи и даже обладающими определенными умственными способностями — например, способностью осуществлять арифметические действия, односторонне развитой способностью воспринимать и запоминать музыку. В настоящее время мы не умеем психологически различать врожденные умственные дефекты, обусловленные органическими поражениями, и такие врожденные дефекты, которые представляют собой аномальные случаи конституциональных вариаций. 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2.Дроздов А. А., Дроздова М.В. Полный справочник психотерапевта- Эксмо,

2007

3.Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000. — ISBN 5-225-04189-2.

4.Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.: Медицина, 1989.

5.Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2002.

6.Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х тт. — М.: Медицина, 1988.

7.Газета  « Аргументы и факты» — Врожденное слабоумие - "АиФ Здоровье", № 07 от 15 февраля 2007г.

Информация о работе Врожденное слабоумие, степени олигофрении