Врожденное слабоумие, степени олигофрении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Врождённое слабоумие, иными словами олигофрения, характеризуется общим недоразвитием психики, умственной отсталостью, ослаблением памяти и мыслительных процессов. Дети, страдающие олигофренией, проявляют малую способность или вовсе неспособны к учёбе. Речь у них развита слабо, а при некоторых видах слабоумия не развита вообще.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общее понятие об олигофрении…………………………………………….....4
1.1. Этиология и патогенез……………………………………………..………...4
1.2.Клиническая картина ………………………..……………………………….7
1.2.1Дебильность………………………………………………………………...10
1.2.2.Имбецильность…………………………………………….………………12
1.2.3. Идиотия……………………………………………………………………13
1.3Диагностика и дифдиагностика……………………………………………..15
1.4.Лечение и профилактика……………………………………………………16
Заключение………………………………………………………..……………...18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

соц. аспекты в психиатрииДокумент Microsoft Office Word (10).docx

— 90.29 Кб (Скачать)

Наряду  с этим отмечается слабость активного, целенаправленного внимания. Восприятие формируется со значительным отставанием, отличается недостаточной активностью, сужением и замедлением как зрительных, так и слуховых и кинестетических  ощущений. Нарушено целенаправленное произвольное внимание, оно трудно привлекается, легко рассеивается, с трудом фиксируется. Все это  не позволяет активно и избирательно изучать отдельные явления и  предметы, объем и глубину их свойств. Преобладает пассивное внимание, когда больные бездумно регистрируют окружающее без каких-либо попыток  его понимания и анализа. Они  воспринимают лишь внешние признаки предметов и явлений и не осмысливают  внутренние логические связи и отвлеченные  словесные объяснения. Все это  нарушает ориентировку в среде, препятствует установлению полных связей между объектами  окружающего мира, сходства и различия между ними.

Память  недостаточная, особенно страдает высший уровень памяти - логическое и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть сохранной и  даже гипертрофированно развитой.

Значительное  место в структуре психического недоразвития занимают нарушения развития речи. Речь формируется с запозданием, часто фонетически искажена, нарушен  ее грамматический строй, фразы бедные, односложные. Больные испытывают затруднение  в формулировании своих мыслей, испытывают трудности при усвоении навыков  чтения и письма. Проявляется отчетливая диссоциация между активным и  пассивным словарным запасом. Активная речь бедная, однообразная, изобилует  штампами и стереотипными оборотами. Уровень развития функции речи всегда связан со степенью интеллектуальной недостаточности. Значительной неравномерностью развития отличается и эмоционально-волевая  сфера. При относительной сохранности элементарных эмоциональных проявлений высшие эмоции (гностические, нравственные) оказываются недостаточно дифференцированными, недоразвитыми. Возникновение эмоциональных реакций непосредственно связано с конкретной ситуацией и полностью ею определяется.

Волевая сфера характеризуется слабостью  побуждений и инициативы, отсутствием  или недостаточной самостоятельностью. Поступки отличаются импульсивностью, необдуманностью, нецеленаправленностью. Отсутствует борьба мотивов, часто  наблюдается негативизм.

В связи  с ограниченностью и примитивностью мышления, отсутствием его самостоятельности, слабости волевых процессов, поведение  больных определяется влечениями и  аффектами, а также в значительной степени - ситуационными обстоятельствами и уровнем зрелости личности.

Частым  и постоянным проявлением олигофрении  считается недоразвитие двигательной сферы. Это проявляется в запаздывании и замедлении темпа развития локомоторных функций. Движения скудные, угловатые, отличаются недостаточной целесообразностью, непоследовательностью, несогласованностью, что в целом делает их непродуктивными. Особенно страдают наиболее тонкие и  точные движения, жестикуляция и мимика. Кроме того, для этих лиц характерно двигательное беспокойство, суетливость.

Степень эмоционального дефекта и слабости волевых процессов, продуктивная деятельность определяются глубиной интеллектуальной недостаточности.

В соматическом состоянии отмечаются признаки общего физического недоразвития, дисплазии, диспропорциональность туловища и  конечностей, искривление позвоночника, церебрально-эндокринная недостаточность, недоразвитие половых органов, нарушение  темпов и сроков полового созревания.

Неврологические проявления обычно коррелируют с  тяжестью поражения центральной  нервной системы, они неспецифичны и отличаются значительным многообразием. У больных возможны общемозговые и очаговые органические неврологические  симптомы вплоть до параличей, парезов, диэнцефальных нарушений и судорожных пароксизмов, типичны мышечная гипотония  или гиперкинезы.

Следует отметить, что дефекты психического развития при олигофрении проявляются  в индивидуальном развитии постепенно. Нередко эти особенности становятся более заметны к концу дошкольного - началу школьного возраста ребенка. В раннем детском возрасте недоразвитие психических функций может проявляться  недостаточностью эмоциональных реакций, отставанием в развитии речи, слабой выраженностью познавательного  интереса к окружающему и т. д. Для детей школьного возраста типичны слабость или невозможность  обобщения, неспособность выделения  существенных признаков предметов  и явлений. При глубокой степени  умственной отсталости обучение вообще невозможно. Для подростков и взрослых, помимо недостаточности абстрактного мышления, характерна незрелость личности, что проявляется повышенной внушаемостью, неспособностью к принятию самостоятельных  решений в непростых ситуациях, импульсивностью поступков, некритичностью.

 При  рассмотрении клинических проявлений  олигофрении в зависимости от  степени ее выраженности (дебильность,  имбецильность, идиотия) следует  отметить, что не во всех случаях  удается четко отдифференцировать  степени задержки психического  развития (например, грань между  легкой степенью идиотии и  глубокой имбецильностью или  между выраженной дебильностью  и легкой степенью имбецильности  нередко размыта). Одним из критериев  выраженности олигофрении служит  интеллектуальный коэффициент (IQ), определяемый на основе выполнения  стандартных психологических тестов, позволяющих оценивать интеллект  количественно.

Четкой  границы между этими тремя  степенями задержки психического развития нет. Невозможно, например, провести твердую  грань между легкой степенью идиотии и глубокой имбецильностью или между выраженной дебильностью и легкой степенью имбецильности. Но все же, однако, в наиболее типичных проявлениях идиотия, имбецильность и дебильность имеют ряд существенных особенностей.

1.2.1Дебильность

Наиболее  легкой степенью умственной отсталости является дебильность. IQ при дебильности  равен 50-60. Нарушения познавательной деятельности у олигофренов в степени дебильности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления или при более легкой степени дебильности – в ограниченности абстрактного мышления. У этих больных преобладает конкретно-описательный тип мышления, им трудно охватить ситуацию целиком, чаще всего они улавливают лишь внешнюю сторону событий. В зависимости от степени дебильности (легкой, средней или тяжелой) эта неспособность к выработке понятий выражена в разной степени, тем не менее, у дебилов всегда можно отметить нарушения абстрактного мышления. Дебилы могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Особенно трудным предметом является для них математика.

Не обладая  пытливостью ума, не имея собственных  суждений, эти лица обычно легко  перенимают чужие взгляды, подчас с  необыкновенной косностью придерживаясь  их. Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно, при этом любят иногда поучать  окружающих.

Не будучи способными к тонкому анализу  и обобщениям, страдающие дебильностью (особенно при легкой степени) в то же время могут ловко ориентироваться  в обычной ситуации.

При выраженной задержке общего психического развития среди дебильных больных иногда встречаются люди с частичной  одаренностью. Эта частичная одаренность  может выражаться в великолепной механической памяти без осмысления повторяемого, в абсолютном слухе, в  способности умножить в уме крупные  цифры, в рисовании, в умении определять по любой задаваемой дате день недели при невозможности объяснить  ход этих вычислений.

Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость, легкое попадание под  чужое влияние. Это представляет особую опасность в том случае, когда дебилы, не осмысливая обстановки, становятся орудием в руках разного  рода злоумышленников, непосредственными  исполнителями преступлений. Такие  лица, исполняя чужую волю, могут  напасть с ножом, сломать запор, совершить поджог, совершенно не отдавая  себе отчета в последствиях своих  действий.

Среди дебильных больных довольно часто  встречаются личности с усилением  примитивных влечений, в частности, сексуальных, с распущенным поведением.

По характеру  дебилы так же, как и имбецилы, могут быть или добродушно-ласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо, напротив, злобно-упрямыми, агрессивными и мстительными, а по поведению  – двигательно-возбудимыми или  малоподвижными.

Чрезвычайно важным для олигофренов в степени  дебиль-ности является правильная организация  труда и быта. При разумном руководстве  страдающие дебильностью вполне могут  овладеть (и иногда очень хорошо) несложной специальностью. Могут  жить самостоятельно, но чаще нуждаются  в руководстве и поддержке. 

1.2.2.Имбецильность

Имбецильность-средняя степень умственной отсталости; IQ равен 20-49. При имбецильности познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие олигофренией уже могут образовывать представления, но более высокий этап психической деятельности – образование понятий – для них невозможен или резко затруднен. У них отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщениям. Имбе-цилы не только в состоянии приобретать основные навыки самообслуживания, такие, как одевание, самостоятельная еда, элементарная опрятность, но могут быть приучены и к простейшему труду, в основном путем тренировки подражательных действий. Так, они могут перематывать нитки, помогать в уборке помещения или двора, выполнять какую-то одну операцию, например, при клейке коробок.

Имбецилы  понимают простую речь и сами могут  усвоить небольшой запас слов. Как и при идиотии, при имбецильности  выделяют три степени тяжести: тяжелую, среднюю и легкую с соответственно различными уровнями психического недоразвития. Речь их косноязычна и состоит  чаще всего из очень коротких стандартных  фраз, из какого-либо существительного в сочетании с простым прилагательным или глаголом.

Усвоение  нового удается имбецилам с большим  трудом и возможно только в пределах очень конкретных представлений  без всякого обобщения. К самостоятельному мышлению имбецилы неспособны, поэтому  их адаптация к окружающему возможна только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное  положение, он нуждается в постоянном руководстве. Имбецилы очень внушаемы. Собственные их интересы обычно крайне примитивны и касаются в основном утоления физиологических потребностей. Они нередко бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное  чувство их большей частью понижено, но иногда отмечается повышение полового влечения с распущенным поведением.

По поведению  олигофрены в стадии имбецильности  делятся на две группы: одну из них  составляют очень живые, подвижные, активные, другую – вялоапатичные, ни на что не реагирующие, равнодушные  ко всему, кроме утоления естественных потребностей.

По характеру  всех имбецилов также можно разделить  на две группы: очень добродушных, покладистых, приветливых, общительных  и злобных, агрессивных.

Несмотря  на способность к примитивному труду, имбецилы не могут жить самостоятельно и нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре. Лучше всего это осуществляется, кроме вспомогательных школ, в учреждениях типа лечебно-трудовых мастерских или в специальных загородных учреждениях.

1.2.3. Идиотия

Наиболее  тяжелой степенью умственной отсталости является идиотия. Глубокая идиотия  характеризуется почти полным отсутствием  познавательной деятельности. IQ идиотов  менее 20. При глубокой идиотии почти полностью отсутствует познавательная деятельность. Такие больные обычно никак не реагируют на окружающее, ничем, даже громким звуком или ярким светом, не удается привлечь или, во всяком случае, сколько-нибудь задержать их внимание. Они неспособны к каким-либо дифференцировкам; часто не узнают даже мать, что здоровый ребенок делает уже в несколько месяцев. Подобное глубокое нарушение познавательной деятельности определяется как неспособность образовывать представления, образовывать новые связи.

Страдающие  глубокой идиотией не отличают горячее  от холодного, съедобное от несъедобного, все тянут в рот, пытаются сосать одежду, белье, пальцы, иногда засовывая  в рот не только пальцы рук, но и  ног. Не имеют представления и  о глубине и высоте. Больные  с тяжелой формой идиотии не приобретают  никаких навыков самообслуживания, не могут одеться, пользоваться ложкой, вилкой, неопрятны во время мочеиспускания и дефекации и совершенно не тяготятся  этим, не испытывают беспокойства от мокрого  белья.

Довольно  часто у глубоких идиотов отмечается понижение всех видов чувствительности, в том числе и болевой: они  никак не реагируют на повреждения, а нередко, особенно в периоды гневливых вспышек, могут царапать лицо и тело, рвать волосы, кусаться. 

Эмоциональные реакции страдающих глубокой идиотией весьма примитивны, такие люди не умеют  плакать или смеяться, не могут  радоваться, способны лишь к злобно-гневливым  вспышкам. У одних эти злобные  реакции почти постоянны, у других преобладает вялость, тупое безразличие  ко всему, почти полное отсутствие каких-либо эмоциональных реакций.

Информация о работе Врожденное слабоумие, степени олигофрении