Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:27, реферат
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности.
1. Управление как научна дисциплина 3
2. Системный подход в управлении здравоохранением 5
3. Принципы, методы, функции и цели управления 8
4. Виды управленческих решений, условия их принятия 13
Список литературы 15
-
функция стимулирования (методы
побуждения людей к труду на
основе учета их потребностей
и мотивации, методы
Функции управления различают общие (не зависят от объекта управления и носят универсальный характер) и специфические (обеспечивают достижение специфических для объектов управления целей и задач). К числу общих функций управления относятся:
- планирование;
- прогнозирование;
- организация;
- регулирование;
- координирование;
- стимулирование;
- контроль.
Необходимо отметить, что не существует очень жестких границ между перечисленными функциями, так как при их реализации происходит постоянное взаимопроникновение и дополнение друг друга в общем процессе управления. Все перечисленные функции объединяются в одну наиболее общую функцию - функцию руководства.
Планирование - управленческая функция, заключающаяся в определении целей и задач системы управления на следующий период деятельности, а также средств их достижения. Являясь общей функцией, планирование одновременно представляет собой часть процесса управления.
План - это разновидность управленческого решения. Является сознательным актом субъекта управления, который, опираясь на имеющуюся в его распоряжении информацию, выбирает цели и задачи действия, пути, способы и средства их достижения. Таким образом, план - это система взаимосвязанных целей и средств их реализации. Любые планы, как виды управленческого решения, обладают определенной общностью - они представляют собой программы функционирования систем.
Прогнозирование - управленческая функция, позволяющая предвидеть тенденции развития системы, формировать возможные или желательные варианты ее развития.
Организация - управленческая функция, призванная обеспечить выполнение плана или создать условия для его принятия. Функция организации приводит систему в состояние возможности для выполнения планов и достижения целей и задач. Цель функции организации - сформировать управляющие и управляемые подсистемы, а также связи и отношения между ними. Ее предназначение - обеспечить взаимосвязь и эффективность всех других функций управления.
Функция регулирования обеспечивает необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы в случае отклонения от заданных параметров. Через выполнение этой функции достигается равномерность и устойчивость функционирования системы.
Координирование как общая управленческая функция обеспечивает согласованность всех звеньев и специалистов системы управления. Разделение и специализация в труде и управлении требуют обязательного координирования.
Функция стимулирования побуждает участников системы управления быть заинтересованными в результатах своей деятельности. Виды стимулирования - социальные (моральные, идейно-политические, научно-поисковые, воспитательно-педагогические, соревновательные) и материальные. Наибольший эффект достигается при сочетании различных видов стимулирования и учете потребностей и мотиваций участников системы управления.
Функция контроля призвана постоянно представлять информацию о действительном состоянии функционирования системы и ходе выполнения принимаемых решений. Эта функция основана на принципе организации обратной связи.
Специфические функции управления здравоохранением вытекают из специфики содержания управления его структурно-функциональными подсистемами - больницами, поликлиниками, службами, учебными и научными заведениями, и т. д., а также из специфики их целей и информации.
Цель и задачи управления.
Управление является многоцелевым. Среди целей разного уровня выделяют стратегические, перспективные и тактические, оперативные. Цели могут быть общими для всей организации и частными целями ее различных подразделений, могут отличаться по содержанию (экономические, социальные, организационные, технические, производственные), носить комплексный характер, быть промежуточными и конечными.
Под управленческим решением следует понимать результат функционирования субъекта управления, направленный на устранение проблемных ситуаций, возникающих в объекте управления при достижении стоящих перед ним целей.
Решения по своему виду могут классифицироваться следующим образом:
- по оформлению (письменные, устные, смешанные);
- по изложению (директивные, рекомендательные);
- по органу принятия (коллегиальный орган управле или лично руководитель);
- по форме (приказ, постановление, распоряжение, решение, инструкции, СНИП, план, рекомендации, заключение, должностная инструкция, функциональные обязанности, положение, и т.п.);
- по результатам (эффективные, неэффективные);
- по иерархии управления (государственные, региональные, городские, учрежденческие, персональные);
- по масштабности (стратегические, тактические оперативные).
По степени творческого содержания решения бывают
- рутинные (все процедуры строго предписаны);
- селективные (есть в определенных границах инициатива и свобода действий );
- адаптационные (поиск нового решения известной проблемы;
- инновационные (поиск способа понимать совершенно новые и непредсказуемые проблемы, решение которых требует развития способности мыслить на новом уровне).
Многообразие решений находится в прямой зависимости от многообразия проблем, на устранение которых они направлены.
При разработке и реализации управленческого процесса необходимо помнить, что обязательным условием эффективного управления является четкость формализации информационных потоков, характеризующих цели системы и их достижение. Это прежде всего зависит от продуманного информационного обеспечения управления. Под последним подразумевается определение объема информации, необходимого для осуществления управления в определенном временном периоде на конкретном иерархическом уровне. Схема информационного обеспечения управления должна содержать конкретный перечень показателей, их единицы измерения, нормативные значения, источники и периодичность поступления, а также фактические значения по выбранным периодам.
Наполнение
конкретной медицинской информацией
модели системного управления с применением
вышеописанных подходов позволяет
без особого труда построить
модель управления любым объектом здравоохранения.