Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:27, реферат

Описание работы

Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности.

Содержание

1. Управление как научна дисциплина 3
2. Системный подход в управлении здравоохранением 5
3. Принципы, методы, функции и цели управления 8
4. Виды управленческих решений, условия их принятия 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

управление В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     - функция стимулирования (методы  побуждения людей к труду на  основе учета их потребностей  и мотивации, методы морального  и материального стимулирования, и др.).

     Функции управления различают общие (не зависят от объекта управления и носят универсальный характер) и специфические (обеспечивают достижение специфических для объектов управления целей и задач). К числу общих функций управления относятся:

     - планирование;

     - прогнозирование;

     - организация;

     - регулирование;

     - координирование;

     - стимулирование;

     - контроль.

     Необходимо  отметить, что не существует очень  жестких границ между перечисленными функциями, так как при их реализации происходит постоянное взаимопроникновение  и дополнение друг друга в общем  процессе управления. Все перечисленные  функции объединяются в одну наиболее общую функцию - функцию руководства.

     Планирование - управленческая функция, заключающаяся в определении целей и задач системы управления на следующий период деятельности, а также средств их достижения. Являясь общей функцией, планирование одновременно представляет собой часть процесса управления.

     План - это разновидность управленческого решения. Является  сознательным актом субъекта управления, который, опираясь на имеющуюся в его распоряжении информацию, выбирает цели и задачи действия, пути, способы и средства их достижения. Таким образом, план - это система взаимосвязанных целей и средств их реализации. Любые планы, как виды управленческого решения, обладают определенной общностью - они представляют собой программы функционирования систем.

     Прогнозирование - управленческая функция, позволяющая предвидеть тенденции развития системы, формировать возможные или желательные варианты ее развития.

     Организация - управленческая функция, призванная обеспечить выполнение плана или создать условия для его принятия. Функция организации приводит систему в состояние возможности для выполнения планов и достижения целей и задач. Цель функции организации - сформировать управляющие и управляемые подсистемы, а также связи и отношения между ними. Ее предназначение - обеспечить взаимосвязь и эффективность всех других функций управления.

     Функция регулирования обеспечивает необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы в случае отклонения от заданных параметров. Через выполнение этой функции достигается равномерность и устойчивость функционирования системы.

     Координирование как общая управленческая функция обеспечивает согласованность всех звеньев и специалистов системы управления. Разделение и специализация в труде и управлении требуют обязательного координирования.

     Функция стимулирования побуждает участников системы управления быть заинтересованными в результатах своей деятельности. Виды стимулирования - социальные (моральные, идейно-политические, научно-поисковые, воспитательно-педагогические, соревновательные) и материальные. Наибольший эффект достигается при сочетании различных видов стимулирования и учете потребностей и мотиваций участников системы управления.

     Функция контроля призвана постоянно представлять информацию о действительном состоянии функционирования системы и ходе выполнения принимаемых решений. Эта функция основана на принципе организации обратной связи.

     Специфические функции управления здравоохранением вытекают из специфики содержания управления его структурно-функциональными подсистемами - больницами, поликлиниками, службами, учебными и научными заведениями, и т. д., а также из специфики их целей и информации.

     Цель  и задачи управления.

     Управление  является многоцелевым. Среди целей  разного уровня выделяют стратегические, перспективные и тактические, оперативные. Цели могут быть общими для всей организации и частными целями ее различных подразделений, могут отличаться по содержанию (экономические, социальные, организационные, технические, производственные), носить комплексный характер, быть промежуточными и конечными.

     4. Виды управленческих решений, условия их принятия

 
 

     Под управленческим решением следует понимать результат функционирования субъекта управления, направленный на устранение проблемных ситуаций, возникающих в объекте управления при достижении стоящих перед ним целей.

     Решения по своему виду могут классифицироваться следующим образом:

     - по оформлению (письменные, устные, смешанные);

     - по изложению (директивные, рекомендательные);

     - по органу принятия (коллегиальный орган управле или лично руководитель);

     - по форме (приказ, постановление, распоряжение, решение, инструкции, СНИП, план, рекомендации, заключение, должностная инструкция, функциональные обязанности, положение, и т.п.);

     - по результатам (эффективные, неэффективные);

     - по иерархии управления (государственные, региональные, городские, учрежденческие, персональные);

     - по масштабности (стратегические, тактические оперативные).

     По  степени творческого содержания решения бывают

     - рутинные (все процедуры строго предписаны);

     - селективные (есть в определенных границах инициатива и свобода действий );

     - адаптационные (поиск нового решения известной проблемы;

     - инновационные (поиск способа понимать совершенно новые и непредсказуемые проблемы, решение которых требует развития способности мыслить на новом уровне).

     Многообразие  решений находится в прямой зависимости от многообразия проблем, на устранение которых они направлены.

     При разработке и реализации управленческого  процесса необходимо помнить, что обязательным условием эффективного управления является четкость формализации информационных потоков, характеризующих цели системы и их достижение. Это прежде всего зависит от продуманного информационного обеспечения управления. Под последним подразумевается определение объема информации, необходимого для осуществления управления в определенном временном периоде на конкретном иерархическом уровне. Схема информационного обеспечения управления должна содержать конкретный перечень показателей, их единицы измерения, нормативные значения, источники и периодичность поступления, а также фактические значения по выбранным периодам.

     Наполнение  конкретной медицинской информацией  модели системного управления с применением  вышеописанных подходов позволяет  без особого труда построить  модель управления любым объектом здравоохранения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

 
  1. Кнорринг  В. И. Теория, практика и искусство управления. - М.:  НОРМА, 2001.
  2. Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: Учебное пособие. — СПб: СПбГМА, 1997.
  3. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении / Под ред. В.Н Савельева, В.Ф. Мартыненко. – Ижевск, 2005.
  4. Тищенко Е.М., Заборовский Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - Гродно, 2004.
  5. Управление персоналом /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002.
  6. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: ВЛАДОС, 2000.

Информация о работе Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управ